Самые красивые и знаменитые мосты Санкт-Петербурга: ТОП-50

0
54
Мост Ломоносова.

Санкт-Петербург построен на островах, около 300 км артерий его рек, рукавов и каналов пронизывают город, подземные воды питают добрую сотню водоемов, озер и прудов. Через все это водное богатство перекинуто в общей сложности около 800 мостов, из них 342 находится в городе, а остальные – в пригородах.

Мосты составляют одну из главных достопримечательностей Северной столицы, отличаясь размерами, конструкцией, возрастом и дизайном. Самые красивые и знаменитые мосты интересны своей историей, с ними связаны традиции и легенды. Старинные мосты в историческом центре включены в список культурного наследия России.

Мосты, ведущие в колыбель города – Петропавловскую крепость

Город, как известно, начинался с Петропавловской крепости на Заячьем острове, и практически одновременно, на Городском острове (теперь Петроградская сторона) началось строительство жилых домов. Первая наплавная переправа, которая проложила путь между строящейся крепостью и поселком, по приказу Петра I появилась на этом месте в 1703 году.

1. Иоанновский пешеходный мост – считается самым старым в Петербурге, ровесник города (1703 г.), ведет в Петропавловскую крепость через Кронверкский пролив.

2. Кронверский автомобильный мост был построен относительно недавно – в 1938 году. Переправа стала необходимостью, когда Петропавловская крепость превратилась в музей, и по сей день маршрут пользуется огромной популярностью, так как ведет к одному из главных туристических объектов.

Мосты через Фонтанку

В первой половине XVIII века река Фонтанка служила южной границей города, а в наши дни именно по ней проходит черта исторической парадной застройки Петербурга. Изначально широкая (до 200 метров) и болотистая, носившая название «Безымянный Ерик», река вытекает из Невы и в нее же впадает. Фонтанка славится оригинальными мостами.

3. Прачечный мост — один из первых каменных мостов Петербурга находится у истока Фонтанки. Это не просто мост, а архитектурное творение своего времени. Построенный в 1769 году, в ту пору, когда на смену барокко пришел классицизм, он дошел до наших дней практически без изменений.

Свои современные очертания Фонтанка приобрела в конце XVIII века, когда ее расчистили, углубили и «одели» в гранит. Тогда же французским инженером Ж. Р. Перроне был разработан типовой проект первых каменных мостов, с деревянным разводным пролетом посередине, чтобы обеспечить прохождение судов по Фонтанке. Отличительной особенностью их архитектурного убранства были фонари в виде гранитных обелисков и башни-беседки, в которых скрывались механизмы для развода мостов.

В 1780-х годах таких одинаковых мостов было построено семь: Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский, Симеоновский (теперь Белинского), Старо-Калинкин и Чернышев (теперь Ломоносова) мост. Из них сегодня только последние два имеют первоначальный вид. Остальные мосты претерпели основательные изменения и выглядят совершенно иначе.

4. Мост Ломоносова является выдающимся памятником мостостроения и охраняется государством, как единственный из семи мостов никогда не менявший архитектурный облик. Дата постройки — 1787 год.

5. Аничков мост — знаменитый мост через Фонтанку, имеет всемирную известность. Его скульптурная композиция «Укрощение коня», работа скульптора П. Клодта, входит во все путеводители и является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Открытие обновленного моста состоялось в 1841 году.

6. Английский пешеходный мост пустили в эксплуатацию несколькими годами позже, в 1963 году, и он очень похож на соседний Красноармейский мост своей конструкцией и дизайном, а также аналогичным назначением (теплопровод).

7. Мост Белинского был первым из семи мостов по типовому проекту Перроне, но в 1859 году подвергся перестройке с целью расширения проезжей части, сменив свой громоздкий каменный наряд на изящные решетки и фонари-канделябры, сохранив при этом очертания пролетов.

8. Пантелеймоновский мост ведет свою историю от акведука, снабжавшего водой фонтаны Летнего сада до наводнения 1777 года. Современная переправа построена в 1908 году вместо разобранного подвесного цепного моста через Фонтанку, находившегося здесь с 1825 года. Свой знаменитый декор в стиле ампир он приобрел лишь в 1914 году.

9. Египетский мост в современной версии существует с 1955 года. Его печально известный предшественник был построен в числе первых подвесных мостов в 1826 году в модном в те времена египетском стиле и обрушился зимой 1905 года. Мудрые сфинксы уцелели и все так же украшают переправу.

10. Красноармейский пешеходный мост – это мост-теплопровод у истока Крюкова канала. Построенный не так давно — в 1956 году, мост отличается совершенством пропорций, отлично вписывается в историческую застройку набережной и замечательно гармонирует с расположенными рядом Египетским и Английским мостами.

Мосты через Мойку

Подобно тому, как Фонтанка вытекает из Невы, в районе Летнего сада из нее вытекает Мойка, а впадает Мойка в Большую Неву возле ее устья. Многообразие красивых мостов делает Мойку одним из самых поэтических мест в Северной столице.

11. 1-й Инженерный мост построен в 1825 году в ансамбле Инженерного замка и как никакой другой замечателен своей привязкой к месту. Название получил от замка, а рисунок ограждения идентичен узору решетки Летнего сада, вблизи которого он расположен. Чугунный декор времен ампира воскрешает античные мотивы, в их числе – голова Медузы Горгоны. Этот символ воинской атрибутики в нашем путешествии по старинным мостам встретится еще не раз.

12. Мост 2-й Садовый в современной версии появился в 1967 году, но прекрасно вписался в красивейшее место Северной столицы в окружении Михайловского сада и Марсова поля. Древние воинские доспехи составляют основной мотив его декора, в точности повторяющий орнамент перил и убранство утраченного моста у Нарвских ворот, восстановленные по фотографиям. Возле моста есть несколько причалов, откуда можно отправиться на увлекательную прогулку по водному пространству рек и каналов.

13. Мало-Конюшенный пешеходный мост с 1832 года входит в состав уникальной мостовой композиции Трехмостье, подобного инженерного сооружения в мире нет. В архитектурном убранстве в стиле позднего классицизма снова присутствует уже знакомая нам голова Горгоны. По традиции молодожены приезжают сюда в день свадьбы, с обеих сторон моста они должны увидеть свое отражение в воде.

14. Большой Конюшенный мост, был открыт в 1828 году и сквозь столетия пронес свой изысканный архитектурный облик. Современники отмечали необыкновенную тщательность подборки старых камней, из которых сложены его устои, по цвету и форме, восхищались искусным чугунным литьем его убранства, хотя отлиты все эти детали на казенном литейном заводе…

15. Эрмитажный мостик – датируется 1766 годом как самый первый каменный и самый горбатый мост в городе. Он перекинут через канал Зимняя канавка, соединяющий воды Мойки с Невой. Одно из самых удачных мест для проведения романтической фотосъемки.

16. Краснофлотский пешеходный мост-теплопровод появился в 1960 году, когда через Мойку потребовалось проложить теплотрассу. Необходимость в переправе в непосредственной близости с Поцелуевым мостом, там, где Мойку пересекает Крюков канал, то возникала, то утрачивала свое значение — и ее разбирали. В первый раз переправу построили в 1876 году, чтобы пустить по ней конку.

17. Фонарный – еще один мост поблизости, название которого может ввести в заблуждение. Переправа, существовавшая на этом месте еще в XVIII веке, получила название от Фонарного переулка и одноименного питейного заведения, в которое наведывались рабочие, зажигавшие уличные фонари, а отнюдь не от небезызвестных кварталов «красных фонарей». Современный мост соорудили здесь в 1973 году, и в начале нашего тысячелетия он обзавелся элегантными фонарями, вполне оправдавшими его название, а еще через пару лет получил художественную подсветку.

Цветные мосты через Мойку

Принято считать, что построенные в XVIII веке однотипные и близко расположенные мосты через Мойку выкрасили в разные цвета для удобства жителей, чтобы избежать путаницы. Сейчас в это с трудом верится, так как мосты отличаются не только по цвету, у каждого из них есть свои особенности и интересная история.

Как бы там ни было, разноцветные мосты вносят яркие акценты в строгий городской пейзаж, приправленный пасмурным небом и мутными водами Мойки. До наших дней дошло несколько таких мостов, некоторые из них пережили не одну реконструкцию и обзавелись новыми именами.

18. Красный – единственный мост среди своих чугунных собратьев с момента постройки в 1814 году и поныне полностью сохранил первоначальное обличье. Теперь, рассматривая кружевные узоры художественного литья перил, любуясь четырехгранными фонарями, установленными на обелисках из гранита, увенчанных золотыми шарами, мы точно знаем, как выглядели все эти цветные мосты две сотни лет тому назад.

19. Синий – реконструированный в 1848 году мост обладает парадоксальной особенностью: он является самой широкой переправой в городе и одновременно — «невидимкой». На самом деле ничего удивительного, мост настолько широк (почти 100 метров), что непосвященные пешеходы воспринимают его как продолжение Исаакиевской площади, даже не догадываясь, что у них под ногами протекает река.

20. Желтый (Певческий). Специально выстроенная в 1834 году для прохода войск, участников парада на Дворцовой площади, переправа недолго была желтой. В 1840 году ее сменило типовое чугунное сооружение и появилось новое имя, позаимствованное от расположенной напротив моста Певческой капеллы. Мост знаменит своей красивой решеткой, напоминающей дамский веер, покрашенной, увы — в зеленый цвет.

21. Цветной (Поцелуев) – романтический флер окутывает это ничем не примечательное сооружение, постройки 1816 года, с того самого момента, как мост поменял название. Сюда стремятся все влюбленные пары, ведь предание гласит, что поцелуй на мосту сделает любовь вечной, а прощание перед дорогой гарантирует благополучное возвращение.

Мосты через канал Грибоедова

Рост населения в центральном районе в начале XIX века потребовал увеличения числа мостов через водные преграды. В то время за рубежом становятся популярными подвесные цепные мосты. Европейские инженеры-строители подсчитали преимущества висячих мостов, которые оказались гораздо экономичнее каменных той же длины и грузоподъемности. В Российской империи эти идеи не нашли достаточно широкого распространения, но в Петербурге такие переправы появились.

В 1823-1826 годах немецкий инженер-мостостроитель Вильгельм Треттер, состоявший на службе в России, спроектировал и участвовал в строительстве пяти подвесных переправ. Из них два пешеходных моста – Банковский и Львиный украсили канал Грибоедова (в то время – Екатерининский канал).

22. Банковский мост заслужил репутацию самого загадочного петербургского моста. Он появился в 1826 году и тут же стал обрастать суевериями. Во всем «виноваты» грифоны, или крылатые львы, по древнегреческой мифологии – хранители золота. Согласно городской легенде мифические стражи переправы, способны подарить материальное благополучие тому, кто положит денежку под лапу. Можно легко представить, какой клад монет обнаружили, снимая скульптуры на реставрацию.

23. Львиный мост – один из самых красивых пешеходных мостиков открылся в 1826 году. Беломраморные фигуры львов, легкий узор вытянутых ромбов, изящные фонари в центре моста – любимый сюжет художников и поэтов, романтичное место встреч, одинаково прекрасное и белой петербургской летней ночью, и зимним снежным днем.

Его уменьшенная деревянная копия есть в Берлинском саду.

24. Демидов мост – один из старожилов, в первой четверти XVIII века через него вела дорога в царскую резиденцию (теперь город Пушкин) и двигались по этапу арестанты. Существующий мост построен в 1835 году. Известным его делает расположение: пересекая канал Грибоедова под углом, он напрямую соединяет два знаковых центра Петербурга – Исаакиевскую и Сенную площади.

25. Театральный мост – постройка 1832 года, является составной частью трехарочного моста в уникальной инженерной композиции «Трехмостье» (вместе с Мало-Конюшенным мостом через Мойку).

Мосты через Крюков канал

Создание многочисленных городских каналов преследовало цель осушения территории и защиты от наводнений. Одним из первых прорыли канал, соединивший речку Мойку с Невой. По фамилии подрядчика его назвали Крюков канал, к концу XVIII века продлили до Фонтанки и одели в гранит.

В это же время возвели шесть одинаковых деревянных разводных мостов на каменных опорах, но только два из них сохранили свой первоначальный вид до наших дней. Это Торговый и Матвеев мосты.

26. Торговый мост, построенный в 1785 году, перестраивался неоднократно и лишь после реконструкции 1960 года вновь обрел свой исторический архитектурный облик, с необычно простыми перилами без решеток. Он известен благодаря своему расположению возле Мариинского театра, между старым и новым корпусами.

Мистический перекресток

Среди необычных мест Петербурга есть одно, по праву заслужившее название Северной Венеции. Здесь встречаются воды Крюкова канала с каналом Грибоедова.

Замечателен архитектурный ансамбль трех пересекающихся под прямым углом мостов: Старо-Никольского, Пикалова и Красногвардейского. Перекресток двух каналов считается «местом силы», т.е. скоплением энергетики, влияющей на людей.

27. Старо-Никольский мост входил в число однотипных переправ 1786 года постройки через Крюков канал. В 1906 году деревянный мост заменили металлическим. Реконструкция полностью изменила внешний вид: его расширили, заменили перила, убрали фонари и пустили трамвай.

28. Пикалов мост, выстроенный в 1785 году по типовому проекту, сохранил свой исторический облик и внешне напоминает Торговый и Матвеев мосты. Он знаменит захватывающим зрелищем на «Семимостье», которым можно любоваться, стоя на мосту. Если увидеть сразу семь мостов и при этом загадать желание, оно непременно сбудется – так гласит легенда.

29. Красногвардейский пешеходный мост гармонично дополняет композицию, несмотря на сравнительно молодой возраст (открыт в 1957 г.) и утилитарное назначение (теплопровод). С него открывается удивительная круговая панорама, которая охватывает девять мостов через каналы.

Разводные мосты – визитная карточка Санкт-Петербурга

В период навигации (с апреля по ноябрь) регулярно разводятся 12 мостов. Известно, что имеется еще шесть мостов, разводные механизмы которых сохранились в исправности.

30. Размах крыльев Дворцового моста на фоне Петропавловского шпиля уже давно стал одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, а своим названием он обязан соседству с Зимним дворцом. Был построен в 1912-1916 годы, чтобы соединить финансовый и административный центры города. Когда в культурной столице проходят летние кинофестивали, мост превращается в кинозал, а его крыло становится гигантским экраном под открытым небом.

Василеостровский мыс делит Неву на Большую и Малую. До середины XIX века на глубокой и быстрой Большой Неве обходились наплавными переправами, считая возведение постоянных мостов чересчур сложным и дорогостоящим делом.

31. Благовещенский мост соединил берега Большой Невы в 1850 году, и навсегда вошел в историю как ее первая постоянная разводная переправа. По своей длине он не имел равных в Европе, но в России стал последним из чугунных мостов таких больших размеров. Столь выдающееся инженерное сооружение окружали легенды. По одной из них – это было единственное место, где разрешалось курить, — на других мостах, преимущественно деревянных, и улицах действовал строжайший запрет ввиду опасности возгораний.

32. Литейный мост был построен вторым в 1879 году в самом глубоководном месте реки. Для преодоления трудностей возведения переправы потребовались новые технологии, которые привлекли к проекту свежие инженерные идеи. Впервые железо заменило чугун, а фонари зажглись от электричества. Подводные работы сопровождались человеческими жертвами, еще в ходе строительства переправа приобрела зловещую славу, а в дальнейшем получила звание самого мистического моста Санкт-Петербурга.

33. Троицкий мост завершает тройку лидеров по дате возведения постоянных разводных мостов над Невой (1903 год), и прочно удерживает титул одной из красивейших переправ города. Мост окружают не менее красивые легенды, по одной из которых знаменитый советский летчик Валерий Чкалов завоевал сердце и руку любимой девушки, рискнув пролететь под его сводом.

34. Большеохтинский мост, построенный в 1911 году, стал «инженерным чудом» и символом стиля модерн. Впервые разводной пролет находился посредине над фарватером в самом глубоком месте, что создавало благоприятные условия для навигации, недаром же проект моста назывался «Свобода судоходству».

35. Мост Александра Невского пущен в эксплуатацию в 1965 году. Он превосходит по длине и высоте своих собратьев и, оправдывая название, продолжает линию одноименного проспекта на правый берег. В его конструкции впервые использовались тросы, и хотя они спрятаны внутри, все же есть основание считать его предвестником современных вантовых мостов.

36. Володарский мост – первый разводной мост, построенный в советском Ленинграде. Но у него две даты рождения – 1936 год и 1993 год. Первый мост был уникален и красив, его инженерные новшества пригодились для многих московских мостов; но со временем конструкция утратила популярность у мостостроителей и после полного износа его не стали восстанавливать, а построили другой мост, весьма отличающийся от предшественника. Существующий мост единственный в городе оснащен трамвайной эстакадой.

С Петровских времен Стрелка Васильевского острова служила пристанью для судов Торгового флота. Поэтому мосты через Малую Неву не строили долго – они мешали судоходству. Первую постоянную деревянную переправу у истока Малой Невы построили в 1894 году. Теперь Васильевский остров с Петроградской стороной соединяют два разводных моста – Биржевой и Тучков.

37. Биржевой мост, открытый в 1960 году, завершил оформление Стрелки Васильевского острова. Его параметры и архитектура максимально приближены к Дворцовому мосту, расположенному с ним на одной линии на противоположной стороне мыса.

38. Тучков мост начинался с деревянной переправы, построенной в 1858 году по инициативе местных предпринимателей. Современный железобетонный мост открыли в 1965 году, чтобы обеспечить прохождение крупногабаритных судов. Интересно, что под мостом проложили подземный тоннель для пешеходов, оборудованный дорожкой, которая движется подобно эскалатору. Попасть в него можно на станции метро «Спортивная».

Мосты через Большую Невку

Петроградский и Выборгский районы разделяет Большая Невка, а соединяют Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты. В отличие от других разводных мостов — эти разводят не по графику, а по заявкам, которые подавать следует заблаговременно, как минимум за пару дней.

39. Сампсониевский мост был сооружен в 1847 году, в числе первых Невских разводных мостов, на том самом месте, где наводили плашкоутную переправу. В начале прошлого века его разобрали, и пользовались временным сооружением до 1958 года, пока не открыли новый металлический мост. И по нему сразу же загрохотали танки – так провели испытания на прочность. Теперь по мосту для снижения шума трамвайные рельсы проложили по современной технологии без шпал. Быть может, заботу о тишине проявили, охраняя покой легендарной «Авроры», ведь крейсер, ставший музеем, обрел стоянку возле этого моста…

40. Гренадерский мост. Существующий мост был открыт в 1975 году. Особенность его разводного механизма обеспечивает развод на разных скоростях в несколько этапов. Это очень интересное зрелище, но увидеть его можно не часто, так как мост разводят лишь по заявкам. От других переправ его также отличает оригинальная вечерняя подсветка. На опорах закреплены светильники, дающие желтый свет, равномерно освещающий опорные элементы сооружения.

41. Кантемировский мост – завершает перечень разводных мостов не только в нашей подборке, но и по дате постройки в 1982 году он оказался последним, чем и знаменит. По своей длине занимает второе место, зато соседствует с самым высоким сооружением в городе – телебашней.

Мосты XXI века

В нашем тысячелетии в Санкт-Петербурге стали появляться неразводные мосты через Неву. Высокопролетные, вантовые, не создающие препятствий навигации, они являются воплощением дальнейшего развития инженерной науки и современного дизайна.

42. Большой Обуховский мост, построенный в 2001-2007 годах в составе КАД, занял в петербургском мостостроении сразу несколько приоритетных позиций:
• первый вантовый;
• самый длинный;
• первый неразводной над Невой.

«Музей вантового моста» — также в своем роде единственный, был организован накануне завершения работ первой очереди и сначала принимал посетителей на стройплощадке. Впервые жители города участвовали в выборе названия для переправы.

43. Лазаревский мост над Малой Невкой открыт в 2009 году. Однопролетное вантовое сооружение с оригинальным двух арочным пилоном позволяет легко преодолеть путь к стадиону «Санкт-Петербург», где находится главное футбольное поле города.

В конце 2016 года открылось движение на ЗСД (Западный скоростной диаметр) — высокотехнологичной автомобильной трассе, разгрузившей транспортный поток через центр. Уникальная автомагистраль, позволяющая избежать пробок, на своем пути встречает водные преграды, для преодоления которых служат неразводные переправы, среди которых следующие в нашем списке мосты.

44. Вантовый мост через Корабельный фарватер очертаниями наклонных пилонов напоминает знаменитые разводные мосты – символы города. Угол наклона, вопреки законам физики, задан внутрь и составляет 12 градусов, что с учетом высоты пилона 125 метров – не так уж мало. Конструкция мировых аналогов не имеет. Дата открытия – 2016 год.

45. Мост над устьем Малой Невы через Петровский фарватер отличается необычным расположением пилонов-стоек. Стержень пилона словно нанизывает на себя полотно проезжей части моста, прорезая его точно посередине разделительной полосы. Причудливое сплетение тросов формирует отдельные плоскости и придает легкость всему облику сооружения. Дата открытия – 2016 год.

46. Мост Бетанкура – открыт в 2018 году в рамках еще одного масштабного проекта (ТОЦ). Криволинейная траектория проходит через остров Серный, соединяя берега Малой Невы. Обеспечивает удобный съезд с ЗСД. Его вантовая часть примечательна необычной формой опоры в виде чаши.

Мосты в пригородах СПБ

Рассказывая про самые красивые и знаменитые мосты Санкт-Петербурга, нельзя не упомянуть прекрасные мосты в пригородах — как правило они расположены на территории какого-либо музея-заповедника, например: Царское село, Петергоф, Гатчина и т.д. Это — настоящие произведения искусства, вот лишь некоторые из них:

47. Горбатый мост в музее-заповеднике «Гатчина». Расположенный на территории Дворцового парка, мост перекинут через протоку Белого озера и соединяет два его острова. Благодаря своему необычному проекту, он является прекрасной обзорной площадкой. Впервые упоминается в 1880 году.

48. Мраморный (Палладиев) мост на территории музея-заповедника «Царское село». Построенный в 1774 году, мост является копией другого моста, расположенного в английском поместье графов Пембруков над которым в 16 веке работал знаменитый итальянский зодчий Андреа Палладио. Мост в Царском селе находится в пейзажной части Екатерининского парка, он соединяет Большой и Лебединый пруды.

49. Макаровский мост в Кронштадте. Построен в 1913 году практически одновременно с завершением строительства Морского собора Николая Чудотворца. Соединяющий два края обрыва мост позволял императору Николаю II добираться до собора со стороны Петровской пристани Кронштадта.

50. Малые Китайские мосты так же расположены в музее-заповеднике «Царское село» — в Александровском парке. Четыре Малых моста являются частью целого архитектурного ансамбля, выполненного в китайском стиле.

Наша статья подошла к своему завершению. Дорогие читатели, пожалуйста, делитесь в комментариях своими мыслями, идеями, впечатлениями о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях!