Царское село. Одни, услышав такое словосочетание, вспомнят русских царей — именно здесь была летняя императорская резиденция, другие свяжут эту географическую точку с именем Александра Пушкина — в Царскосельском лицее прошли годы его учёбы и здесь юный лицеист проявил себя как подающий надежды поэт. Для большинства же это место — просто замечательный уголок для отдыха, где Вас встретят восхитительные образцы прекрасной классической архитектуры в обрамлении роскошных парков.
Царское село: историческая справка
Бывшие шведские земли под названием Саари Мойс или Сарская Мыза, что значит «возвышенное место», по итогам блестяще начатой Петром I и успешно законченной Северной войны в 1702 году отошли к России. В 1703 году царь Пётр заложил в облюбованном им месте новую столицу — Санкт-Петербург, который впоследствии являлся самым красивым русским городом. Стали обустраиваться и земли к югу от столицы. Вскоре её окружило настоящее ожерелье из прекрасных дворцово-парковых ансамблей. Без преувеличения можно сказать, что Царское село — одно из главных его украшений.
Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом — летней императорской резиденцией.
Вскоре началось активное строительство и благоустройство местности. К 1716 году Сарская мыза приобрела свой новый величественный облик. Центральное сооружение резиденции, Большой дворец, заложили в 1717 году. Руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Несмотря на громкое название дворец был небольшим и довольно скромным. Примерно с этого времени Сарскую мызу стали звать Сарским селом, а впоследствии — Царским селом. Близкое не только по созвучию, но и по сути название закрепилось за летней резиденцией российских монархов и дошло до наших дней. Однако сам населенный пункт Царское село, получивший статус города в 1808 году, при Советской власти был переименован в город Пушкин (10 февраля 1937 года, в день 100-летней памяти гибели А.С. Пушкина ). Сегодня «Царским селом» называют музей-заповедник.
В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Понятно, что такую огромную территорию обойти и досконально осмотреть за один день невозможно. Поэтому большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе с каждой из них.
Достопримечательности музея-заповедника «Царское село»
Екатерининский парк занимает южную часть музея-заповедника, раскинувшись на 107 га. Он начинается сразу за Большим Екатерининским дворцом.
Одна из частей парка, так называемый Старый или Голландский сад, заставит восхищаться тех, кто предпочитает парковое устройство в регулярном, или французском стиле. Он закладывался и развивался главным образом с 1719 по 1722 год под руководством садовых мастеров из Голландии Яна Роозена и Иоганна Фохта. Всё делалось согласно существующей в то время моде: выверенные чёткие линии, помпезность и роскошь.
Вторая часть Екатерининского парка, который именуют Новым или Английским, найдёт поклонников среди почитателей традиций пейзажного паркового искусства. По периметру участок почти весь окружён каналами, а зрительной границей Нового и Старого парков служит Большой пруд и Камеронова галерея. Эта часть парка сочетает в себе прелесть живой природы и великолепие рукотворных строений.
Большой Екатерининский дворец сама императрица называла «Каменные палаты». Он занимает центральное место в музее-заповеднике и является наиболее посещаемой достопримечательностью. Ведущую роль в постройке дворца играл архитектор Растрелли. Образ дворца создаётся на световых контрастах, характеризующих стиль барокко. Лазурный цвет фасада удачно гармонирует с позолоченными элементами внешнего декора.
Великолепие дворца в наибольшей степени ощущается в Большом, или Тронном зале. Не могут не очаровать Парадная анфилада, Синий и Серебряный кабинеты, гостиная, Китайский зал, парадный кабинет и опочивальня. Неизменной популярностью у туристов пользуется Янтарная комната.
Её подарил царю Петру прусский король. Уникальная комната была утеряна в годы Второй мировой войны. Многолетние поиски шедевра были безуспешны. По сохранившимся эскизам и рисункам комната была восстановлена в 2003 году — к 300-летию Санкт-Петербурга.
Павильон «Эрмитаж» представляет собой восьмиугольное здание, занимающее центральную часть в Голландском парке. Здание выполнено в таком же стиле, что и Большой Екатерининский дворец: лазурный фасад, белоснежные колонны, скульптуры, позолота.
Павильон в своё время был любимым местом царицы для приёма гостей, устройства пиров и бесчисленных празднеств. Оригинален и восхитителен его интерьер. В огромном зале имеется множество высоких окон, а по стенам — большое количество зеркал. Благодаря этому воздух просто струится от обилия света. И ещё одна «изюминка» павильона: столы в зале после пиршества могли опускаться, тем самым освобождая пространство для танцев.
Павильон «Грот» располагается на западном краю Голландского парка, на берегу Большого пруда: в те времена было модно устраивать подобные сооружения в парках с водоёмами.
Бело-голубые тона фасада и лепные украшения на нём сразу настраивают на то, что строение посвящено морской стихии. Сохранились сведения, что для украшения интерьера Грота использовали более 200 тысяч крупных раковин и не менее 300 кг мелких. Стены и окна украшены изображениями дельфинов, тритонов, кувшинами с льющейся водой и, конечно же, ликом сурового Нептуна.
Императрица Екатерина II любила проводить здесь утренние часы умиротворяющего уединения. Не случайно этот павильон также называют Утренним залом.
Камеронова галерея находится рядом с Екатерининским дворцом, на границе между регулярным и ландшафтным парком. Она возвышается над пространством в прямом и в переносном смысле, ведь Екатерина II задумывала его в качестве места для задумчивых прогулок и философских бесед. Чтобы наилучшим образом выполнить её желание, из Рима пригласили популярного в то время архитектора Чарльза Камерона. В результате получилась галерея, внешний облик которой служит символом двойственного характер бытия: мощный и тяжёлый на вид первый этаж, а над ним — второй, прозрачный и почти воздушный, стилизованный под античные образцы.
К галерее ведёт высокая лестница, перед которой посетителей встречают массивные скульптурные изображения Геракла и Флоры. В самом же здании на философские размышления настраивают бюсты известных мыслителей разных времён: Сенеки и Сократа, Платона и Эпикура, Софокла и Цезаря, Александра Македонского и Марка Аврелия, английского дипломата Чарльза Фокса и австрийского императора Иосифа II, а также нашего соотечественника Михаила Ломоносова.
Агатовые комнаты — наиболее примечательная часть павильона «Холодная баня», который располагается почти перед Камероновой галереей.
В отделке павильона было использовано множество ценных пород: мрамора, яшмы, агата, кварцита. Кроме этого интерьер комнат декорирован многочисленными изящными статуями и бюстами из бронзы или мрамора.
За дубовыми дверями Агатовых комнат скрываются входы в библиотеку, переднюю (которую царица называла «Кабинетец») и Большой зал, соседствующий с двумя кабинетами.
Адмиралтейство расположено на юго-восточном берегу Большого пруда и представляет собой комплекс из трёх зданий, построенных в псевдоготическом голландском стиле: стены с неоштукатуренной кирпичной кладкой, стрельчатой формы окна, зубцы на башнях. Основное предназначение этого комплекса — хранение лодок из так называемой «царскосельской флотилии», созданной в подражание «потешным полкам» Петра I.
На лодках в погожие дни устраивались гуляния по пруду. Постепенно «флотилия» разрасталась. В ней появились суда из разных стран, подаренные гостями: каик — от турецкого султана, сампан — из Китая, гондола — из Венеции, индейская пирога, алеутская байдарка и многое другое.
Царскосельский лицей построен так, что является как бы продолжением Большого Екатерининского дворца. Однако, он разительно отличается от него по архитектуре: строгие линии классицизма будто подчёркивают серьёзное назначение этого здания. Лицей был основан Александром I для обучения детей дворянского сословия. Царь надеялся, что учебное заведение продолжит традиции его прародителя — древнегреческой школы, посвящённой Апполону Ликейскому, которую создал сам Аристотель. И надежды царя оправдались — выпускники Царскосельского лицея известны всему миру. Среди них бессмертный Александр Пушкин, поэты А.А.Дельвиг и Л.А.Мей, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Р.Я.Кочетов, декабристы И.И.Пущин и В.К. Кюхельбекер, философ Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» Я. К. Грот.
Александровсий парк представляет собой вторую, северную часть музея-заповедника «Царское село». Его площадь около 200 га. Он примыкает к Большому Екатерининскому дворцу с другой стороны. Во дворец можно зайти из парка через Китайский мостик, перекинутый через обводной канал.
Разбивка парка началось в 40-х годах XVIII века. Первым делом перед фасадом основали четыре квадратных площадки, которые окружили Крестовым (обводным) каналом. В центре квадратов обустроили: пруд «Озерки», Китайский театр, гору «Парнас» и куртину «Грибок». В настоящее время всё это является центром парадной части парка — Нового (регулярного) сада. На юго-западе от неё располагается Китайская деревня и теплицы, с другой стороны — Александровский дворец. Перейдя обводной канал по Драконову мосту мы попадём в огромную и роскошную часть Александровского парка — Пейзажный сад.
Александровский дворец выглядит не так помпезно, как его сосед — Екатерининский, так как создан он был не для торжеств и приёмов, а в основном для повседневного проживания. Он состоит из длинного двухэтажного здания с двумя флигелями. Тем не менее его утончённая красота позволяет признать Александровский дворец одним из лучших произведений эпохи классицизма: через весь фасад тянется величавая сквозная двухрядная колоннада, а в центре здания располагается анфилада из парадных зал. С обратной стороны дворца над неприметным входом возвышается сферическая полуротонда, а по бокам от него — довольно скромные статуи «Игры в свайку» и «Юноши, играющего в бабки».
Жилые комнаты, которые служили семейным гнездом последнего русского императора Николая II, располагаются в Восточном флигеле. Взору посетителей открыты Угловая и Кленовая гостиная, Сиреневый кабинет и спальня. В комнатах сохранились некоторые личные вещи царя и его жены, цесаревича и великих княгинь: одежда, игрушки, бланк с расписанием занятий и т.д.
Детский домик — это миниатюрный павильон, расположенный на небольшом островке в центре Детского пруда на северо-западной части Александровского парка. Построен был этот павильон для игр детей царя Николая I в 1830 году. Рядом с домиком приютилась небольшая кухня. Также вблизи стоят два мраморных бюста: Карла Мердера — воспитателя Александра I и поэта Василия Жуковского, который так же оказал значительное влияние на воспитание наследника престола. С XIX века неподалёку от домика устроили кладбище любимых домашних собак императора.
Китайский театр был установлен в угоду тогдашней моде на всё китайское, что отчётливо видно и по другим сооружениям Александровского парка. Он был открыт в 1779 году и первыми поставленными представлениями в нём были оперы «Дмитрий Артаксеркс» и «Идол китайский». Театр строили под руководством итальянского зодчего Антонио Ринальди и русского архитектора Ильи Неелова. Хотя здание в основном имело европейский внешний вид, верхнюю часть его украшал карниз с причудливыми рисунками и загнутая вверх крыша в китайском стиле.
В 1941 году здание театра серьезно пострадало во время обстрела и в настоящее время почти полностью разрушено.
Китайская деревня также строилась по приказу Екатерины Великой в подражание европейской моде на, как тогда выражались, «китайщину». В основе плана деревни была копия пагоды из Королевского ботанического сада Великобритании Кью-Гарденс, 18 домиков и стилизованные ворота. Часть запланированного осуществить не удалось. В XIX веке домики Китайской деревни служили меблированными апартаментами для гостей.
Вход в каждый из них украшал миниатюрный садик. Восхитительно запланированный архитектурный комплекс имел тяжелую судьбу. Сначала случилась неудачная перестройка в XIX веке, затем произошло частичное разрушение во время Второй мировой войны, в 60-е годы здесь было коммунальное жильё, а в 90-е — турбаза. Только в конце XX века после ремонта, осуществлённого датской фирмой, комплекс приобрёл свой оригинальный фешенебельный вид.
Павильон «Белая башня» находится на северо-восточной границе Пейзажного сада, недалеко от Фасадного пруда. Здание строили на месте разрушенного Зверинца. Внешний облик башни, её интерьер, находящиеся поблизости руины и скульптурные композиции отсылают нас во времена средневекового рыцарства. В башне 6 этажей и она является самым высоким зданием в музее-заповеднике «Царское село». С высоты 37,8 метра можно хорошо рассмотреть и окружающий пейзаж, и остальные достопримечательности музейного комплекса. Смотровая площадка «Белой башни» принимает посетителей с мая по сентябрь.
Павильон «Арсенал» расположен в самом центре Александровского парка. Образцом, на основе которого он строился, было английское поместье Шрубс-Хилл. В то время император Николай I увлекался средневековой историей Европы, поэтому в «Арсенал» (так назвал его сам император) свозили оттуда витражи, старинное оружие, рыцарские доспехи.
Постепенно здание превратилось в настоящий музей. В наши дни начаты работы по реставрации павильона с целью перенести сюда соответствующую экспозицию из «Эрмитажа».
Грот-родник — изящное сооружение недалеко от павильона «Арсенал». Он тоже построен в стиле, характерном для средневекового зодчества: полусферический навес прикрывает собой бьющий из-под земли чистейший родник, который даёт начало ручейку, текущему в Ламские пруды. Ещё в царские времена вода в роднике была освящена. Над сооружением грота работал архитектор Сильвио Данини.
Павильон «Шапель» (от французского «капелла») находится на самой окраине Александровского парка и представляет собой здание, построенное в готическом стиле: две башни, одна из которых частично разрушена, соединяются между собой несколькими внушительными арками. На башне, согласно протестантской традиции, установлены часы, а её заострённую крышу украшает флюгер в форме петуха — символе отречения апостола Петра.
Ратная палата располагается на самой границе с Александровским парком, недалеко от Белой башни. Заложено здание было в мае 1913 года в присутствии царя Николая II. Первоначальным назначением палаты было устройство в ней музея истории русского войска. В неё уже начали свозить оружие, документы, трофеи и картины соответствующей тематики. Но после начала военных действий с Германией было принято решение посвятить экспозицию именно этой войне. Ратная палата выполняет своё предназначение до сих пор, являясь Музеем Первой мировой войны и в настоящее время.
В музее-заповеднике «Царское село» для посетителей регулярно организуют экскурсии: пешие и паромные, на электромобилях и на конных экипажах. Есть возможность воспользоваться аудиогидом. В павильонах сменяют друг друга различные тематические выставки. В них же устраивают концерты мастера виолончели, скрипки, гитары, фортепиано, вокала. Начиная с 1995 года на базе музея-заповедника проводят ежегодные научные конференции, посвящённые российской культуре и истории. При желании в Екатерининском дворце можно организовать незабываемую брачную церемонию.
Много внимания уделяется здесь развитию детей. В музее-заповеднике работает конный комплекс, действует несколько постоянных многофункциональных центров: на базе Екатерининского дворца, павильонов «Холодная баня» и «Белая башня». При участии этих центров систематически организуются различные познавательные и развлекательные программы для детей, в том числе праздники и дни рождения.
Интерактивный тур по музею-заповеднику
Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.
1. Фасад Екатерининского дворца со стороны Александровского парка.
2. Фасад Екатерининского дворца со стороны Екатерининского парка.
3. Большой зал Екатерининского дворца.
4. Первая антикамера Екатерининского дворца.
5. Арабесковый зал Екатерининского дворца.
6. Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке.
7. Камеронова галерея.
8. Павильон «Турецкая баня».
Давно мечтаю тут побывать, пока не получалось. А статья подробная, многое прояснила и пояснила.
Лена, рады что статья Вам понравилась! Надеемся, что Ваша мечта осуществится!)
Статься просто будит воспоминания. Виртуальный тур это хорошо, но все таки нужно побывать там физически, что бы потом с удовольствием читать такие статьи и вспоминать.
Ольга, полностью с Вами согласны! Читать про понравившиеся туристические объекты, где ты уже был — это как бальзам на душу))
Были на экскурсии в Царском селе и, конечно же, впечатлились красотой парков и архитектурой построек. Просто удивительно как тогда могли возводить такую невероятную красоту, которая и через сотни лет радует глаз.
Красивые места, шикарная архитектура, пейзажи, лето. Спасибо за статью, за погружение в историю нашей страны. Никогда там не была, но благодаря виртуальном туру, немного смогла увидеть эту красоту. Обязательно, приеду в Санкт-Петербург и все уже лично сама!
Оксана, нам очень приятно, что статья Вам понравилась! Желаем увлекательного путешествия в Санкт-Петербург!