Общая информация
Первый деревянный мост здесь появился в 1894 году и находился на 70 метров выше по течению. Автор проекта инженер — Н. М. Мазуров — создал 25-пролетный мост с центральным двукрылым разводным пролетом, который приводили в движение ручные лебедки.
Предлагали назвать мост Петровским, но его скромные масштабы не соответствовали величию императора. Рядом с мостом располагалось здание Биржи, потому его и назвали – Биржевой. В годы советской власти утратившее смысл название заменили более актуальным – мост Строителей.
Историческое имя вернулось в 1989 году. Новый мост возвели ниже по течению реки в 1960 году. С тех пор мост пережил не одну реконструкцию и ремонт, но сохранил уникальный разводной механизм, который приводится в действие с помощью электромеханического привода и не имеет аналогов в мире: перед разведением крылья откатываются на расстояние 15 см друг от друга, что смещает центр тяжести крыла и облегчает дальнейшую разводку.
Параметры моста были максимально приближены к тем, которые имеет расположенный по другую сторону Стрелки Васильевского острова Дворцовый мост. Сейчас Биржевой мост — это пятипролетное сооружение, где разводной пролет с двумя крыльями расположен посередине. Согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 239 метров, что почти на сто метров меньше, чем у его предшественника, ширина равняется 27,3 метра.
Чтобы сократить протяженность моста до требуемых размеров, пришлось реконструировать прилегающую территорию по правому берегу, для чего засыпали мелководье и проток, создав на этом месте предмостное пространство. Так образовалась современная площадь академика Д. С. Лихачева.
В результате, обе набережные – Мытнинская и Макарова преобразились, Стрелка Васильевского острова приобрела симметричное оформление, а пропорции Биржевого моста – внешнее сходство с Дворцовым.
Орнамент решетки перил Биржевого моста составлен из атрибутов Нептуна, что отражает морской статус Северной столицы. С моста открывается чудесный вид на Неву — один из лучших в городе.