Общая информация
С незапамятных времен здесь проходил путь из России в Швецию, и переправа существовала задолго до основания города. Происхождение названия связано с Литейным двором на левом берегу Невы, где в Петровские времена отливали пушки.
Русло реки в этом месте достигает своей максимальной глубины — 24 метра, а речное дно укрыто толщей ила. Возведение моста сопровождалось огромными трудностями и потребовало нестандартных решений.
Вопреки всем сложностям в 1879 году мост был построен. Не удивительно, что мост стал воплощением передовых для своего времени инженерных идей.
Авторство проекта разделяют А. Е. Струве и А. А. Вейс, — оба были военными инженерами. Они создали переправу шестипролетной, с однорукавной поворотной системой разводки. Пропуская суда, крыло у левого берега отводилось в сторону с помощью водяной турбины, запитанной к водопроводу. Эта конструкция явилась новшеством в мировом мостостроении.
Еще одной новинкой мирового масштаба стало использование электричества. Электрические свечи, изобретенные П. Яблочковым, тогда впервые в мире зажгли огни фонарей на мосту.
Красивейшая чугунная ограда моста была спроектирована архитектором К. Рахау. Ее решетки с русалками, удерживающими щит с гербом города, занесены в список архитектурных памятников.
При реконструкции (1966-1967 годы) разводной пролет переместили в центр, в разведенном положении одно крыло поднято вверх. Оно обладает массой 3325 тонн и признано самым тяжелым в мире.
Длина всего моста (по данным СПб ГБУ «Мостотрест») — 394,3 метра, первоначальная ширина была увеличена на 10 метров и составляет 34,6 метра.
И, наконец, следует добавить, что Литейный мост заслужил славу самого мистического моста Петербурга. Согласно легенде под мостом на дне реки находится ритуальный камень – Древний Атакан. В глубокой древности у этого валуна убивали пленников и приносили жертвы племена, проживавшие в дельте Невы. Изменившая русло река скрыла камень под толщей воды, но спустя столетия он все также «жаждет крови».
Множество печальных и пугающих историй связано с этим местом. При лунном затмении вдруг появляется мост-двойник, корабли пропадают в водоворотах, тут видят привидения, внезапно растворяющиеся в сумраке ночи…
Впрочем, есть и реальные факты. В августе 2002 года в опору моста врезался сухогруз «Каунас». Судно затонуло, но всех членов команды благополучно эвакуировали.