Общая информация
Мост Ломоносова – знаменитый «мост с башнями», памятник архитектуры конца XVIII века, его величественная монументальность является подлинным украшением Фонтанки. Сегодня этот автомобильный мост с односторонним движением выглядит необычно, но в свое время он ничем не отличался от остальных мостов на этой реке.
В 1785-87 годы на всем протяжении Фонтанки выстроились друг за другом, похожие как две капли воды, семь каменных трехпролетных мостов. Их строгие серые гранитные силуэты зеркальным отражением повторяли характерные черты: арочные береговые пролеты, треугольные грани ледорезов на средних опорах, над которыми возвышались башни в форме беседок, увенчанных куполами. В башнях был спрятан подъемный механизм для раскрытия среднего разводного пролета – единственной деревянной составляющей строения. Мост разводили вручную при помощи массивных железных цепей, свисающих до самого настила.
Появление этих каменных мостов сопровождало строительство гранитных набережных согласно генеральному плану благоустройства города. Разработку проекта переправ большинство историков приписывает известному французскому инженеру-мостостроителю Ж. Р. Перроне при участии русских архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова.
Мост Ломоносова изначально не предусматривался планом, его возведут последним, для чего придется разобрать только что построенную набережную. Но именно этот мост, единственный из семерки, никогда не изменит свой архитектурный облик и донесет неподражаемую атмосферу подлинной старины до наших дней.
Его собратья: Аничков, Семеновский, Обуховский, Белинского, Измайловский мосты, — преобразятся до неузнаваемости, а Старо-Калинкин мост, претерпевший реконструкцию, возродится современной копией.
Неоднократные попытки утилизировать мост и заменить его новым сооружением не увенчались успехом по разным причинам, и в конечном итоге обернулись решением о его капитальном ремонте, который произвели под руководством архитектора А. П. Пшеницкого в 1913 году. А еще через два года убранство моста дополнили фонари на гранитных обелисках.
Сразу после постройки мост назывался Екатерининским, но поскольку всю прилегающую территорию занимало обширное поместье, принадлежавшее дипломату, генерал-аншефу Г. П. Чернышеву, переправу переименовали. В честь хозяина усадьбы, который являлся к тому же героем Азовского похода и сражался при Нарве, ему присвоили название Чернышев мост.
В послевоенные советские годы мост Ломоносова приобрел свое современное название. Многим непонятно, почему именно этот мост, на первый взгляд совершенно не связанный с жизнью и деятельностью великого русского ученого, почтили его именем. Оказывается, начиналось все с памятника М. В. Ломоносову – небольшого бюста работы скульптора П. П. Забелло. Его установили в 1892 году по решению Госдумы, санкционированному Александром III, в центре предмостной площади у Чернышева моста перед зданием Министерства просвещения — таким образом то ли хотели подчеркнуть вклад Михаила Васильевича в дело просвещения России, то ли указать министрам, на кого они должны равняться в своей работе. Небольшой сквер вокруг памятника сразу назвали Ломоносовским. Через полвека название официально распространилось на всю площадь, улицу и мост.