Общая информация
Старо-Никольский мост соединяет берега Крюкова канала в одном из самых живописных районов города. С моста открывается чудесный вид на четырехъярусную колокольню и Никольский морской собор, имя которого мост носит с 1793 года.
Деревянная переправа на этом месте существовала еще в первой половине XVIII века, как только был прорыт канал. Одновременно с сооружением его гранитных набережных в 1786 году был построен типовой деревянный трехпролетный мост, названный Перешивкин. Мост был разводным, с подъемной средней частью.
Конструкция и внешний вид переправы менялись в соответствии с требованиями времени. Так подъемную часть ликвидировали в 1810 году. Придающая всему сооружению красоту и изящество решетка перильного ограждения появилась в 1842 году (она сохранилась до сих пор), тогда же убрали фонари. А еще через 45 лет капремонт понадобился для того, чтобы провести по мосту линию городской конной дороги.
С середины XIX века мост стали называть Старо-Никольским, чтобы не путать с расположенным рядом Ново-Никольским мостом через Екатерининский канал.
Оживленно и шумно вокруг моста было в XIX столетии. На богомолье в Никольский собор съезжался люд со всей округи, по выходным прихожане и веселая праздная публика заполняли сквер и церковный сад, объединенные в городской парк по указу Александра III. От моста по Садовой улице и вдоль левого берега канала раскинулся Никольский рынок (год постройки здания — 1789), где активно торговали всевозможной снедью.
Мост и часть набережной возле рынка являлись своеобразной биржей труда. У Старо-Никольского моста можно было нанять прислугу для дома и взять на работу плотника или каменщика. Строительство в городе шло полным ходом: возводились дворцы, доходные дома, административные здания, — спрос на строителей был велик. Мастеровой народ толпился здесь с утра до наступления темноты. В 1880-х годах с Сенного рынка сюда перекочевал «Обжорный ряд» (столы под навесом стояли вдоль канала), где обедали в ожидании найма или только что нанятые маляры, штукатуры, каменотесы.
Датой второго рождения моста считается 1906 год, именно в такой «редакции» он дошел до наших дней. Тогда по Садовой улице открылось трамвайное движение, и перед прокладкой рельсов переправу перестроили в металле по проекту архитектора А. П. Пшеницкого при участии других инженеров. Были переложены устои и опоры моста с изменением его размеров. Мост стал шире в 1,5 раза, для чего тротуары вынесли на чугунные консоли.
Практически сто лет простоял мост без капитального ремонта. Его закрыли на реконструкцию в 2003-2004 годах. Отреставрированный современный мост приобрел следующие параметры: ширина моста достигла 20,4 метра при длине – 31,6 метра (по данным СПб ГБУ «Мостотрест»).
Старо-Никольский мост входит в число объектов культурного наследия РФ, охраняемых государством.