Общая информация
Большой Конюшенный мост, соединяющий берега Мойки, неизменно привлекает внимание прохожих своим прекрасным архитектурным убранством. Он является культурно-историческим памятником и охраняется государством.
История переправы началась в первой половине XVIII века. Предшественник ныне существующего моста впервые был отмечен на картах Петербурга, датированных 1737 годом, под названием Греческий. В те времена на правом берегу реки находилась греческая слобода, где проживали мастеровые-греки с Адмиралтейской верфи. Позднее Греческий мост был перестроен Харманом ван Болесом (голландский мастер, автор ставшего типовым проекта деревянных разводных мостов) и сменил ряд названий: мост у Мошкова переулка, Конюшенный, 2-й Конюшенный.
Современное название «Большой Конюшенный мост» появилось в XIX веке и происходит от Императорского конюшенного двора, протянувшегося вдоль левого берега Мойки. Идея обустройства придворных конюшен принадлежала Петру I по аналогии с увиденными в заграничном путешествии строениями для содержания лошадей, которыми располагал французский королевский двор. Чтобы осуществить задуманное требовалась проточная вода и большое открытое пространство.
В начале XVIII века граница города проходила по реке Мойке и для строительства была выбрана ближайшая к Зимнему дворцу городская окраина на ее берегу. Здание императорских конюшен в стиле петровского барокко (архитектор Н. Ф. Гербель), сформировавшее облик района, который со временем стал центральным, и давшее название близлежащим улицам, мостам и площади, — обветшало, устарело и было перестроено в 1823 году (архитектор В. П. Старов). Решено было перестроить и расположенную рядом переправу.
Эпитет «Большой» в названии моста отражает ту важность и значение, которое придавалось постройке данного мостового сооружения. Дело в том, что император Николай I пожелал видеть здесь вместо устаревшего, бутафорски окрашенного под камень деревянного моста « …всю возможную прочность и всю возможную красивость…».
Чтобы выполнить монарший указ наилучшим образом, проект поручили к исполнению сразу двум ведущим архитекторам: Е. А. Адаму и В. К. Треттеру, — причем каждый трудился самостоятельно. Несколько раз готовые проекты пересматривали, возвращая на доработку, что на целых полтора года отсрочило начало строительных работ. В итоге, выбор пал на однопролетную арочную конструкцию из облегченных чугунных блоков, опирающуюся на каменные устои, предложенную Е. А. Адамом. Автор проекта лично руководил строительством моста, которое завершил в конце 1828 года. Получилось и прочно, и красиво.
В оформлении участвовал гениальный Карл Росси. Своды арки богато украшены литьем тонкой работы. В орнамент вписаны барельефные фигурки скачущих лошадей, кронштейны и карнизы укрывает затейливый узор. Ограждение составлено из дротиков с позолоченными наконечниками, декорированных венками и гирляндами. Облицованные гранитом устои одновременно служат постаментами для изящных торшеров с фонарями.
Интересно, что на возведение арочного сооружения пошли чугунные тюбинги, приготовленные для реконструкции Мало-Конюшенного моста. Они были отложены за ненадобностью ввиду принятия нового решения — создать «Трехмостье» (архитектурную композицию, состоящую из трех мостов).
Опоры собраны из старой каменной кладки, оставшейся после ремонта набережных и Суворовского моста. Применение «бросовых» материалов не отразилось, тем не менее, на прочности сооружения – мост отлично служил 117 лет без капремонта.
В довоенные советские годы при проведении реконструкции над чугунными арками установили железобетонный свод, что позволило укрепить сооружение с сохранением его исторического внешнего облика. Согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 28,4 метра, ширина – 11,6 метров.