Общая информация
Когда на Дворцовой площади установили Александровскую колонну, состоялся грандиозный военный парад, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года с участием более 100 тысяч военных, отличившихся в боях. Знаменитый русский поэт В. А. Жуковский так описывал это событие:
«…по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище».
Специально для прохода войск и был возведен в 1834 году мост, спроектированный самим Огюстом Монфераном (автор Александровской колонны). Тогда же мост был покрашен желтой краской, получил соответствующее название (Желтый мост) и занял завершающее место как самый молодой среди других цветных мостов через Мойку: Красного, Синего и Зеленого.
Современное название — Певческий мост — было получено позднее благодаря соседству с Придворной певческой капеллой (сейчас — Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга), истоки которой берут свое начало в далеком 1476 году, когда царь Иван III утвердил образование Хора государевых певчих дьяков в Москве. Позднее, в 1713 году, славные продолжатели традиций хорового пения указом Петра I были оформлены в Придворный хор в Петербурге.
Существует еще одна версия, неофициальная и больше похожая на легенду, почему мост был построен в этом месте, где прежде существовал лодочный перевоз. На левом берегу проживал граф Головкин, состоявший в дальнем родстве с правящей фамилией. Однажды, он направился с визитом во дворец, но, садясь в лодку, оступился и упал в воду. Государь проявил сочувствие к приболевшему простудой дальнему родственнику и повелел выстроить мост во избежание подобных неприятностей в будущем.
Поскольку сооружение было деревянным, через пять лет его заменил чугунный мост, по проекту не менее знаменитого архитектора — Егора Андреевича Адама. Инженер-путеец в чине генерал-майора на тот момент заведовал постройкой мостов в Санкт-Петербурге, а прославился еще в годы русско-турецкой войны строительством переправ на Дунае, необходимых для переброски войск.
В первом экипаже, проехавшем по мосту в день его торжественного открытия 24.11.1840 года, находился император Николай I, которому был давно известен его создатель, чьи заслуги он высоко ценил. Действительно, конструкция, собранная из чугунных тюбингов, оказалась на редкость прочной. Мост не нуждался в капитальном ремонте более 160 лет, несмотря на то, что гайки и болты стали разворовывать с первого года его появления.
Главным украшением моста является изумительная ажурная решетка, напоминающая дамский веер. Интересно обустроена и проезжая часть: островок безопасности вымощен исторической брусчаткой, найденной под слоями асфальта в ходе ремонта. Мост воспринимается как продолжение Дворцовой площади – ведь его ширина составляет 72 метра, что, кстати, втрое превышает его длину.