Общая информация
Пантелеймоновский мост через Фонтанку считается одним из красивейших в Санкт-Петербурге. История переправы удивительна: многократно мост разбирали и перестраивали, и каждый раз, возрождаясь в новом качестве, появлялось невиданное ранее и в чем-то непревзойденное сооружение.
Еще в 1725 году здесь был построен мост-акведук для подачи воды из Лиговского канала к фонтанам Летнего сада. Строение было безымянным и оставалось таковым до конца своего существования.
В середине XVIII столетия придворный архитектор Ф. Б. Растрелли перестроил акведук, придав ему блистательный облик в стиле барокко. Строение с ажурными арками, щедро украшенное лепниной, изумительно гармонировало с расположенным поблизости Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны.
После наводнения 1777 года, уничтожившего фонтаны и всю систему их водоснабжения, переправу разобрали. В последующие пятьдесят лет моста здесь не было.
Эффектное сооружение появилось на этом месте в 1824 году. Это был первый в России транспортный подвесной мост. Автор проекта инженер Вильгельм Треттер, убежденный сторонник висячих мостов, считал, что «цепные мосты обладают такой легкостью и элегантностью, которых нельзя достичь при других конструктивных системах».
Мост назвали Цепным — он был подвешен на цепях к чугунным шестиметровым пилонам, установленным на противоположных берегах. Ряды цепей разделяли мост на четыре полосы: крайние, более узкие служили пешеходам, а две центральные предназначались для проезда конных экипажей и всадников.
Карнизы с арочными сводами объединяли пилоны в большие порталы, усыпанные позолоченными деталями в стиле древних египетских храмов. Цепи, удерживающие мост, были пропущены через пасти львов. Фонари, подвешенные к аркам, слегка раскачивались ветром и как бы висели в воздухе.
Невероятное зрелище вызывало восхищение современников. Эмоции усиливались, по их свидетельствам, при прохождении моста из-за вертикального и бокового раскачивания, что составляло особенность этого сооружения.
Неподалеку от моста на Пантелеймоновской улице проживала семья А. С. Пушкина. О чрезвычайной популярности моста свидетельствует адрес, который опальный поэт указывал на письмах к жене из Болдино: «В Санкт-Петербурге, у Цепного моста, против Пантелеймона, в доме г. Оливье».
Однако, после того как обрушился аналогичный по конструкции Египетский мост, в 1907 году Цепной мост разобрали — по официальной версии в связи с необходимостью пустить по нему трамвай. Через год возвели существующий поныне арочный мост требуемой грузоподъемности и габаритов: согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 43 метра, ширина — 23,7 метров.
Название мосту дали по находящемуся рядом храму святого целителя Пантелеймона. После ряда переименований (Гангутский мост, мост Пестеля), историческое имя Пантелеймоновский вновь вернулось к нему в 1991 году.
Над проектом трудились инженер А. И. Пшеницкий и архитектор Л. А. Ильин. И хотя оригинальность конструкции была утрачена, следует признать, что им удалось создать один из самых роскошно оформленных мостов.
Сусальным золотом сияют: и пирамидальные фонари на высоко поднятых кронштейнах при въезде, и накладные детали арки над водой, и перила из художественного литья в стиле ампир.