Общая информация
Эрмитажный мост – самый первый каменный мост Санкт-Петербурга. Его история тесно связана с Дворцовой набережной и формированием водного бассейна в центре Северной столицы.
Сохранившиеся гравюры петровских времен дают представление о том, что судоходных водных магистралей тогда было намного больше, чем в наши дни. Не стал исключением очередной канал, прорытый в 1719 году от речки Мья (старое название Мойки) к Неве. Его провели рядом с Зимним дворцом Петра I (сейчас входит в состав Государственного Эрмитажа) и назвали Зимнедворцовым. По Зимнедворцовому каналу, который нынче сильно обмельчал и носит имя Зимняя канавка, в ту пору двигались суда и Государь, как известно, большой поклонник навигации, выйдя из дома, мог сразу же сесть в лодку.
Не удивительно, что предшественник Эрмитажного моста в месте слияния Зимнедворцового канала с Невой был разводным. Деревянная переправа, построенная по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса в 1720 году, представляла собой трехпролетное сооружение на свайных опорах с разводной средней частью. Пролет отводили в сторону вручную при помощи рычагов и зубчатых колес.
Мост назвали Зимнедворцовым и попытка переименования в Верхний Набережный указом 1738 года оказалась неудачной. До конца XVIII века мост сохранял старое название, постепенно сменившееся на Дворцовый.
В рамках проектирования гранитной Дворцовой набережной в 1766 году на месте узкого, рассчитанного на проезд одной кареты деревянного моста появился широкий каменный мост – первый в городе. Это однопролетное арочное строение гармонично сочеталось с обновленной набережной Невы. А когда галерея соединила здание Эрмитажного театра, возведенного на месте старого Зимнего дворца Петра I, со зданием Старого Эрмитажа, мостик дополнила романтическая арка и его стали называть Эрмитажным. По поводу этой арки существует легенда.
Суть ее состоит в том, что завистники автора постройки Джакомо Кваренги, желая опорочить его в глазах Екатерины II, убеждали императрицу в ненадежности конструкции, которая может обрушиться. После тщательной проверки всех расчетов в галерее был устроен грандиозный банкет с множеством гостей. Клеветники были посрамлены, так как арка нагрузку выдержала, и вопрос о ее прочности был исчерпан.
Легенда скорее всего является мифом, ведь современные историки приписывают авторство уникального архитектурного сооружения архитектору Ю. М. Фельтену, по проекту которого построен Старый Эрмитаж. Справедливости ради, следует отметить, что ранее считалось, что создателем арки все же является Д. Кваренги, построивший Эрмитажный театр. Оставим этот спор профессионалам, лишь отметим, что автор каменного Эрмитажного моста также неизвестен.
Неофициальное название «мостик Лизы» появилось в XIX веке благодаря опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Именно с него бросается в воду героиня спектакля. В повести А. С. Пушкина этого эпизода нет, однако композитор добавил его под впечатлением от истории гибели жительницы Петербурга, покончившей с собой на Эрмитажном мосту от несчастной любви.
Современный мост в результате реконструкции, проведенной в 1934 году по проекту инженера А. Д Саперштейна и архитектора К. М. Дмитриева, содержит в своей основе арочный железобетонный свод, высота которого над уровнем воды позволяет проходить прогулочным катерам.
Небольшой Эрмитажный мостик (по данным СПб ГБУ «Мостотрест» его длина составляет 12,2 метра, ширина – 28,1 метр) пользуется популярностью у фотографов и художников, он является одним из романтических символов Санкт-Петербурга.