Главное Адмиралтейство

0
18246
Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.
Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из крепости Орешек и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом. На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек. На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров. Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая площади.

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (Кронштадт), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

• 23 линейных корабля;
• 2 бомбардирских корабля;
• 4 фрегата;
• 200 галер;
• 8 паромов.

В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды Центрального военно-морского музея.

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом. Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим. Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства. Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И. Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни. По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.

В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.

Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание». С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление. С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в Петропавловскую крепость.

Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке Исаакиевского собора еще в XIX веке. В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность. Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А. Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль. Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»

Где находится и как добраться

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге находится на берегу Невы возле Дворцового моста, между Зимним дворцом (Эрмитажем) и Медным всадником, рядом с Александровским садом по адресу:

Адмиралтейский проезд, дом 1/ Дворцовый проезд, дом 1/ Адмиралтейская набережная, дом 2.

Добираться лучше всего на метро до станции, которая так и называется — «Адмиралтейская». Пешком от метро идти менее 10 минут (около 750 м). Выйти из метро на Малую Морскую улицу, дойти до Гороховой улицы и повернуть направо, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства, пройти через Александровский сад.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here