На встречу с искусством легкого жанра зритель приходит, чтобы поднять настроение, получить удовольствие и приятно отдохнуть. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии умеет порадовать и приятно удивить своими постановками и заядлых театралов, и тех, кто не является поклонниками лицедейства. Спектакли проходят всегда с аншлагом, и о билетах следует позаботиться заблаговременно.
Если другие театры, по известному выражению, «начинаются с вешалки», здесь волшебная атмосфера сказки начинается с красивой парадной лестницы и дворцовых интерьеров, поражающих разнообразием стилей и роскошью отделки. Приятным бонусом служит удобное расположение театра на площади Искусств, рядом с Невским проспектом и станцией метро.
История и общая информация
Долгое время прекрасный особняк на Итальянской улице не имел отношения к театру. Здание было построено в 1799-1801 годах, как один из многочисленных доходных домов семейства Лазаревых. Архитектор Е. Т. Соколов спроектировал его для И. Л. Лазарева – руководителя армянской общины.
В 1896 году дом купил Великий князь Николай Николаевич (внук Николая I) для актрисы Александринского театра Марии Потоцкой. По желанию новых владельцев внутренние помещения были отделаны заново и приобрели вид дворцовых покоев.
В 1910 году здание отошло государственной казне, и было перестроено под «Палас-театр» инженерами И. Балбашевским и А. Максимовым. Интерьеры менять не стали и лишь дополнили второй этаж театральным залом, а на первом этаже открыли кабаре-ресторан.
Парадные гостиные, отличающиеся по стилю и цветовой гамме, превратились в уютные театральные фойе. Настроение эклектики, присущее внутреннему убранству, было усилено лаконичной монументальностью зрительного зала в стиле модернизированной неоклассики. Совсем необычно выглядел зал ресторана. Его стены, выложенные необработанным природным камнем с вкраплением электрического освещения, напоминали грот. Модная диковинка начала XX века и сегодня нравится публике, а в те времена многие приходили в театр с исключительной целью: увидеть знаменитую на весь город трехмаршевую лестницу и посетить грот.
В начале 20-х годов на первом этаже находилось знаменитое кабаре «Хромой Джо» — сатирический театр, где каждую ночь артисты разыгрывали смешные интермедии. В то время «Палас-театр» уже уступил здание Государственному театру комической оперы, а затем, в 1929 году его сменил «Мюзик-холл» под управлением Иссака Дунаевского. Тогда особой популярностью пользовались выступления «Теа-джаза» Леонида Утесова.
В 1937 году «рассадник буржуазного искусства» закрывают, и на его место переезжает Государственный театр музыкальной комедии. Созданный в 1929 году в результате слияния двух коллективов – Ленинградской оперетты и Харьковской музкомедии, театр до переезда занимал помещение в государственном Народном доме на Петроградской стороне. По забавному стечению обстоятельств, там сейчас находится получивший свое второе рождение «Мюзик-холл».
Датой основания Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии считается 17 сентября 1929 года, когда актеры впервые представили на суд зрителей историко-бытовую оперетту «Холопка» Н. М. Стрельникова, которая была одной из лучших в то время. Позднее по мотивам оперетты был поставлен художественный фильм «Крепостная актриса», а спектакль стал визитной карточкой театра и неоднократно возобновлялся в его репертуаре.
Жестокие испытания в годы Великой Отечественной войны выпали на долю театрального коллектива, который проявляя мужество и героизм, разделил все тяготы 900-дневной Блокады с жителями осажденного города. Театр музыкальной комедии – единственный театр, который отказался от эвакуации и не прекращал работать в самые трудные периоды, дарил защитникам Ленинграда краткий миг передышки, вселял веру в победу.
Важность работы театра в военные годы невозможно переоценить. Ежедневно давали по два спектакля, которые проходили в переполненном зале, ни один участок прифронтовой зоны не оставался без концерта, артисты выступали на заводах и фабриках, в лютый мороз выезжали на Дорогу жизни. Когда здание театра пострадало от бомбежки, спектакли продолжали ставить на сцене пустовавшей Александринки. Кроме основной работы вся труппа входила в команды противовоздушной обороны, дежурила в госпиталях, овладевала оружием и медицинскими навыками.
В репертуаре театра возобновили все старые спектакли, готовились новые постановки классических оперетт. Значительным событием стало создание нового музыкального спектакля о моряках Балтийского флота и жизни в осажденном городе «Раскинулось море широко».
Дата премьеры — 7 ноября 1942 года. В эти дни гитлеровцы планировали взять город штурмом и пройти парадным маршем по Дворцовой площади, завершив его банкетом в «Астории». Почти весь личный состав Балтийского флота, сорвавший эти планы, побывал на премьере, получив билеты вместе с орденами.
В послевоенные годы на сцене театра идут оперетты известных авторов В. Соловьева-Седого, Ю. Милютина, И. Дунаевского, О. Фельцмана в исполнении артистов, которые вскоре становятся кумирами и не забыты до сих пор – Г. Богданова-Чеснокова, Зоя Виноградова, В. Копылов, И. Соркин и многие другие. В этот период расцвета режиссер Ю. Хмельницкий ставит оперетту Имре Кальмана «Принцесса цирка», под названием «Мистер Икс». В 1958 году на киностудии Ленфильм снимается одноименный фильм в его постановке. Исполнитель главной роли в фильме – блистательный певец и артист Георг Отс, в других ролях задействованы артисты, исполнявшие те же роли на сцене. Необычайная популярность и красочность спектакля пережила годы, перешагнув в нынешний век, и он, по-прежнему, занимает свое место в репертуаре театра.
Творческая деятельность в наши дни
Яркие оперетты классического репертуара, шикарные постановки мюзиклов, замечательные гала-концерты… Современный театр музыкальной комедии продолжает радовать своим искусством и искать новые формы сценического воплощения музыкальных шедевров.
В конце 90-х закончился капитальный ремонт здания, длившийся продолжительное время. Театр вернулся в родные стены. За годы скитаний по различным клубам свой зрительский контингент был утрачен вместе с возможностью экспериментировать и конкурировать в театральном мире. В обновленном театре, вернувшем свое былое великолепие, коллектив словно обрел второе дыхание.
Открывшаяся летом 1996 года Малая сцена сразу была отведена для классической оперетты и детских спектаклей. По итогам сезона 2007-2008 годов за возрождение классики театр был удостоен Высшей театральной награды Санкт-Петербурга – премии «Золотой софит».
В феврале 2017 года здесь состоялась премьера спектакля «Кабаре для гурманов». Уникальный спектакль-концерт указывает на возврат к старым традициям в новом качестве – в постановке угадывается стремление вернуть былую славу легендарного кабаре «Хромой Джо», когда-то существовавшего в этих стенах.
Основная (Большая) сцена театра предоставлена новым проектам. Международными постановочными командами здесь созданы современные хиты бродвейского уровня. Лицензионные спектакли «Бал вампиров», «Джекилд & Хайд», «Граф Монте Кристо» не сходят с афиши театра, собирая аншлаги. Впечатляют и собственные работы: мистерия «Белый Петербург» по роману Андрея Белого стала лауреатом премии «Золотой софит», мюзикл «Голливудская дива» удостоена Российской национальной премии «Золотая маска».
Три года назад театр выступил с инициативой о проведении фестиваля под открытым небом. В архитектуре Санкт-Петербурга садово-парковые ансамбли занимают особое место. Проведение театрального фестиваля на пленэре в загородном музее-заповеднике по примеру крупных европейских фестивалей можно рассматривать как возрождение исторических культурных традиций.
Первое такое представление состоялось в 2016 году в Гатчине, и было приурочено к празднованию 250-летия Гатчинского дворца. Артисты театра представили фантазию на тему оперетты «Холопка» Н. М. Стрельникова, свыше 2,5 тысяч зрителей с удовольствием посетили мероприятие.
Первый успех проложил путь к полноценному фестивалю, который прошел опять же в Гатчине на Серебряном лугу. Кроме актеров театра в постановках были задействованы танцевальные коллективы, каскадеры и наездники, а также артисты цирка. И это не удивительно, так как в программе были «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова и «Мистер Икс» И. Кальмана. Завершился трехдневный фестиваль заключительным гала-концертом.
В рамках второго фестиваля в текущем году планируются спектакль «Бабий бунт» Евгения Птичкина (по мотивам Шолоховских «Донских рассказов»), и оперетта, которая впервые в России была поставлена в Петербурге в 1917 году, но и сегодня остается «опереттой номер один» – это «Сильва» Имре Кальмана.
Остается добавить, что Указом Президента РФ от 3 мая 2018 года гендиректор театра Юрий Шварцкопф награжден Орденом Почета за тот большой вклад в культуру, который внесла его многолетняя деятельность.
Когда была в гостях в Санкт-Петербурге, ходили с друзьями в театр Музыкальной комедии на оперетту «Граф Люксембург». Остались незабываемые впечатления и о постановке, и о прекрасном здании, где чувствуешь себя как-то по-праздничному. Очень хотелось бы вновь попасть туда.
Наталья, мы рады, что у Вас остались приятные воспоминания, связанные с этим местом! Очень надеемся, что побываете здесь снова.