Михайловский дворец

4
12342
Михайловский дворец.
Михайловский дворец.

Английский ученый Гренвиль, прибывший с визитом в Россию в 1826 году, вот что написал после посещения Михайловского дворца: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, он не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». И действительно, Михайловский дворец с его изящным внешним видом и интерьерами как нельзя лучше подходит для расположенной в нем экспозиции Государственного Русского музея. Но обо всем по порядку.

Михайловский дворец: историческая справка

В 1798 году у императора Павла I родился сын Михаил — самый младший из десяти детей, родившихся в браке с супругой Марией Федоровной. Почти сразу же отцом было принято решение о строительстве великолепного дворца для будущего великого князя Михаила Павловича. С этого момента по велению императора стали откладывать ежегодно по несколько сотен тысяч рублей для осуществления поставленной задачи. Однако воочию увидеть её осуществление императору не удалось: он был предательски убит в 1801 году во время дворцового переворота. Тем не менее, по прошествии многих лет, воля царя была выполнена. В тот год, когда князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, царствовавший в то время Александр I (cтарший сын императора Павла I) отдал приказ о начале строительства.

К делу постройки дворца для князя Михаила (отсюда и его название) был привлечен знаменитый зодчий Карл Росси, и в 1817 году работы над проектом начались. Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы. Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта. Он запланировал превратить неприглядную пустошь в целый ансамбль зданий культурного назначения, настоящую площадь Искусств. И, надо сказать, эта затея осуществилась. Сейчас Михайловский дворец является центральной частью Государственного Русского музея, который находится в окружении таких выдающихся в культурном плане зданий, как Российский этнографический музей, Корпус Бенуа, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургская государственная филармония, музей-квартира художника Исаака Бродского, Михайловский театр.

Великий архитектор не только гениально спроектировал сам дворец и создал архитектурный ансамбль площади Искусств, но также органично вплёл новые постройки в уже существующую городскую среду. Карл Росси наметил создание Большой Итальянской, Инженерной и Михайловской улиц, а так же продлил Садовую.

Но вернёмся к истории. Летом 1819 года, после скрупулёзной разработки проекта, было начато строительство дворца. Чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной, работы проводились лишь в летний период или в тёплые дни весны и осени. В 1823 году здание было построено и началась отделка интерьеров, эскизы которых утвердил сам император Александр I. Эта работа заняла ещё два года. Для внутреннего оформления дворца денег не жалели и, если на само строительство здания было потрачено 3 миллиона рублей, то на украшение его интерьеров — около 4 миллионов. В помощь архитектору Росси для внутренней отделки дворца были привлечены художники Джованни Скотти, Антонио Виги, Фёдор Брюллов, скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, известные мраморщики, резчики и мебельных дел мастера.

После того, как 30 августа 1825 года дворец был освящен, владелец дворца, князь Михаил Павлович не стал мешкать с новосельем. Буквально через день, 1 сентября он и его супруга переехали сюда из Зимнего дворца. Стены Михайловского дворца с того времени повидали множество роскошных балов и целый ряд именитых гостей. Здесь бывали, например, поэты Пушкин и Тютчев, художники Айвазовский и Брюллов, а так же другие яркие представители разного рода искусства и государственные деятели.

После смерти первых владельцев, дворцу не уделялось достаточного внимания, а новые хозяева едва не превратили Михайловский дворец в доходный дом, что неблагоприятно сказалось на его состоянии. Для спасения достояния династии Романовых Александром III было принято решение выкупить его за счёт казны. Но только в годы царствования Николая II это осуществилось. Кроме того, император повелел устроить здесь Русский музей, предназначенный для размещения произведений именно российских мастеров (в отличие от Эрмитажа).

И в наши дни Михайловсий дворец продолжает выполнять миссию культурного просвещения, а его коллекция заметно расширилась. Теперь Русский музей занимает сразу несколько зданий. Сам дворец стал его главным корпусом. Непосредственно к нему примыкает Корпус Бенуа. Филиалы расположились неподалёку: Михайловский замок — на улице Садовой, Мраморный дворец — на Дворцовой набережной, Летний дворец Петра — в Летнем саду и Строгановский дворец — на Невском проспекте.

Михайловский дворец: архитектура и достопримечательности

Рассказывая об архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга, трудно удержаться от слов «великолепный» и «уникальный»: в историческом центре города почти каждое здание является шедевром. И, всё же, эти эпитеты подходят к Михайловскому дворцу, как ни к какому другому строению. Внешний облик дворца является, действительно, уникальным. Огромное здание не кажется громоздким, оно пронизано светом и воздухом, а его облик торжественный, но не вычурный. Поэтому дворец воспринимается как истинный храм Искусства.

Главный фасад, находящийся со стороны Инженерной улицы, имеет подчёркнуто изящный вид. Он украшен портиком из восьми высоких колонн, вознесённым над аркадой цокольного этажа. Полуколонны на самом здании являются зрительным  продолжением портика. Портик сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами. Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа.  На фризе располагаются 44 статуи работы Демут-Малиновского. По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели. Роскошная дворцовая ограда изготовлена по рисункам Росси.  Её составляют копья и пики разного размера с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён. Войдя через ворота, посетитель попадает в парадный двор. Подойдя поближе к зданию, можно внимательнее рассмотреть находящиеся по обе стороны от гранитной лестницы скульптурные изображения львов, играющих с мячами.

Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой. А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.

Стиль внешнего оформления дворца сохраняется и в его внутренней отделке: стройные колонны с изящными капителями, выразительные барельефы на стенах и ажурная лепнина на потолке — всё соответствует атмосфере возвышенности и настраивает на торжественность момента соприкосновения с прекрасным. Вошедших встречает парадная лестница, ведущая в Белоколонный (Белый) зал. Она эффектно взмывает, расширяясь галереями из колонн.

Белый зал — одно из немногих помещений Михайловского дворца, которое сохранилось практически без изменений. Зал хранит мебель, выполненную по эскизам великого Росси, скульптуры, живописные полотна и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в начале XIX века. Современники высоко оценивали оформление Белого зала. Именно по этой причине его модель была преподнесена в качестве подарка английскому королю.

В здании Михайловского дворца, главном корпусе Русского музея, действует несколько постоянных экспозиций. Знакомству с древнерусским искусством отданы первые четыре зала дворца. Здесь собраны наиболее ценные произведения, созданные в Новгороде и Пскове, Москве и Ярославле, Владимире и Суздале с XII по XVII век.

Русское искусство XVIII века представлено в хронологическом порядке, что позволяет проследить, как оно развивалось в эпоху Петра. Залы посвящённые искусству ХIХ века содержат произведения наиболее известных российских мастеров: художников Брюллова и Айвазовского, Кипренского и Федотова, Репина и Васнецова, Сурикова и Поленова, скульпторов Пименова, Демут-Малиновского и др.

Постоянно действующая экспозиция декоративно-прикладного искусства располагается в примыкающем к Михайловскому дворцу Корпусу Бенуа. Она содержит полторы тысячи экспонатов, которые расположены в хронологической последовательности. По ним можно узнать, как развивались основные виды и жанры крестьянского искусства в различных регионах страны с периода Древней Руси и до наших дней.

Каждая из экспозиций не является застывшей во времени. Постоянно идёт их обновление за счёт поступления новых экспонатов из запасников или других музеев. Совершенствуются способы освещения скульптур и живописных полотен, что позволяет насладиться знакомыми и любимыми произведениями в полной мере, увидеть их более чётко и по-новому.

В Михайловском дворце, подтверждая его звание культурного центра Северной столицы и всей страны, регулярно сменяют друг друга различные культурные мероприятия. Периодически устраиваются тематические выставки, проводятся концерты и лекции, постоянно действует абонементное обслуживание посетителей, организуются экспериментальные музыкально-художественные проекты, собираются познавательные фестивали и конечно же, проводятся разнообразные экскурсии.

Обратим Ваше внимание, что рядом с Михайловским дворцом расположен живописный Михайловский сад, где можно насладиться неспешной прогулкой в окружении природы или посидеть на скамейке с видом на пруд, находясь при этом в самом центре города.

Интерактивный тур по Михайловскому дворцу

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Двор Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Садовый фасад дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Михайловский дворец: где находится и как добраться

Адрес Михайловского дворца: Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4.

Удобнее всего добраться до Михайловского дворца на метро. Выходить надо на станции «Невский проспект». От неё короткая и прямая Михайловская улица через сквер, мимо памятника Пушкину ведёт к самому дворцу.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Михайловский дворец, безусловно, является уникальной достопримечательностью Санкт- Петербурга. Мои впечатления от посещения дворца трудно передать словами: столько произведений искусства в одном месте! Белый зал с картинами известных русских художников, великолепная архитектура, скульптуры, и в дополнение ко всему живописный сад с прудом — все это наполняет душу чем- то возвышенным.

    • Инга, очень рады, что Вам так понравилось здесь! Действительно, Михайловский дворец и расположенный в нем Русский Государственный музей заслуживают особого внимания — это крупнейшая в мире экспозиция произведений русского искусства (всего более 400,000 экспонатов). К тому же он находится в историческом центре Санкт-Петербурга, рядом с Невским проспектом.

  2. Хорошо быть князем, ты не успел родится, а тебе мама с папой уже дворец начинают строить одни плюсы.))

    • Егор, на первый взгляд — так и есть, но иногда история принимала трагический оборот даже для таких особ…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here