Санкт-Петербург называют культурной столицей России, немаловажное значение при этом отводя театральному искусству. Среди большого количества представителей данного вида искусства особое место занимает Александринский театр.
Александринский театр – старейший профессиональный театр русской драмы, — и в наши дни радует и ошеломляет зрителей своими постановками, одаривая радужными эмоциями и духовно обогащая, оставляет неизгладимый след от прикосновения к творческому гению настоящих мастеров сцены.
Историческая справка
Прошло более двух с половиной столетий с момента подписания императрицей Елизаветой высочайшего указа об учреждении в России первого государственного национального театра. Он положил начало созданию Императорских театров России. Этот день 30 августа 1756 года считается не только днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения всего Русского театра.
Из Ярославля пригласили группу артистов, которые, не будучи профессионалами, уже успели прославиться и приобрели известность даже при дворе. Тем же указом Федор Волков, известный нам как основатель русского театра, был назначен первым актером, а директором – Александр Сумароков, первый русский профессиональный литератор. Именно Сумароков познакомил читающую Россию с Шекспиром, хотя его трактовка не являлась переводом, а скорее собственным творчеством по мотивам оригинала, вызвавшая резкую критику великих современников: М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского. И все-таки его Гамлет выдержал многократные постановки и даже приучил публику воспринимать принца Датского в исполнении Ивана Дмитриевского как человека решительного, обладающего сильной волей. Изменил автор и сюжет трагедии, превратив ее в пьесу с оптимистическим победным финалом. После дворцового переворота 1762 года цензура усмотрела в ней намек на убийство Петра III и спектакль запретили.
В те годы в театре идут и другие трагедии А. П. Сумарокова, среди них наибольшим успехом отмечены «Хорев», «Синав и Трувор», а также драмы Ф. Г. Волкова, который сочинил 15 пьес, помимо этого писал музыку к постановкам и занимался их художественным оформлением.
Здание театра — шедевр архитектуры
Ныне существующее здание театра в стиле ампир было построено в 1832 году знаменитым архитектором Карлом Росси. Театр и разбитый по его проекту сад получили название Александринский – в честь большой поклонницы театрального искусства императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Театральный ансамбль, задуманный для прославления высокого искусства, включал также Театральную улицу (нынешняя улица Росси), спроектированную по четким канонам: ширина равняется высоте зданий (22 м), а длина превышает ее точно в десять раз (220 м).
Пальму первенства Александринки на театральном поприще разделяют и заложенные в проекте новаторские инженерно-технические идеи, разработанные при участии М. Е. Кларка. Талантливый инженер, выходец из Шотландии, будучи директором литейного завода в Петербурге, посвятил себя инженерному делу и созданию металлоконструкций. Под его руководством построен один из первых пароходов, первая подводная лодка. Он привлекался к реконструкции Зимнего дворца после пожара, строительству Нового и Малого Эрмитажа.
Новая металлоконструкция кровли здания театра вызывала серьезные опасения и повлекла даже остановку строительства на некоторое время. На что Росси ответил письмом к министру Волконскому, выражая твердое убеждение в точности всех расчетов и прочности конструкций, выставляя в качестве гарантии предложение: повесить его самого на стропилах здания, если что-то произойдет с крышей. А произошло лишь то, что здание театра стоит и по сей день, и впервые капитальному ремонту оно подверглось в 2005 году. Тогда же были обнаружены и другие свидетельства надежности инженерно-технических решений:
• сохранившая абсолютную пригодность система вентиляции, почти 200 лет защищавшая здание от пожаров;
• замурованный в стене действующий термометр парового отопления, которое в ту пору само по себе уже являлось диковинкой.
Важным элементом украшения здания служит скульптура. Бог искусств и покровитель девяти муз Аполлон управляет квадригой запряженной четверкой вздыбленных коней, сдержав их стремительный бег на краю аттика здания. В нишах фасада расположились музы – Терпсихора и Эвтерпа, Мельпомена и Талия, символизирующие искусство танца, поэзии, трагедии и комедии.
Напротив здания установлен памятник Екатерине II. Всем своим видом театральный ансамбль внушал поистине императорское величие, нашедшее отражение в стихах поэта-эмигранта Н. Я. Агнивцева, воспевавшего «блистательный Санкт-Петербург»:
«… Там, где Российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александрийского театра
Чеканный высится массив …»
Не менее впечатляющей роскошью отличался блестящий зал на 1700 зрителей, отделанный голубым трипом небесного оттенка, плафоном с изображением Олимпа и Парнаса. В дальнейшем закоптившаяся от масляных ламп обивка была заменена пунцовым бархатом, обновлена вся живопись потолка и стен.
В знак огромной благодарности Карлу Росси после открытия Александринского театра была пожалована театральная ложа в бесплатное пожизненное пользование. Знаменитый архитектор, создавший величественный облик центра столицы, отчаянно нуждался в средствах и просил заменить подарок денежным эквивалентом. Такую просьбу сочли неудобной и даже не стали докладывать императору. Тогда он был вынужден регулярно продавать места в ложе. Однажды его представитель продал билеты лицам, принадлежавшим к разным социальным слоям. Они не пожелали делить одну ложу, разразился скандал, в результате которого архитектор лишился своего права.
В 1832 году Карл Росси отошел от дел, рассорившись с придворным окружением, и умер в полном забвении в 1849 году. Александринский театр – одно из последних его творений, поражает грандиозным классическим внешним видом и декором фасадов. В былые времена считалось верхом неприличия приходить в столь великолепный театр пешком. Огромная очередь экипажей теснилась перед входом, ведь даже студенты брали извозчика в ближнем квартале, чтобы достойно появиться перед театром.
Творческая деятельность
Открылся Александринский театр 31 августа 1832 года трагедией М. В. Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва», которую предваряло исполнение увертюры из оперы «Иван Сусанин» К. А. Кавоса, прозвучавшей в момент появления императорской семьи в Царской ложе.
Среди первых спектаклей можно отметить большой успех оперы «Фенелла» Даниэля Обера (оригинальное название «Немая из Портичи»), которая примечательна тем, что главная героиня исполняет большую балетную партию без слов. Автор, не находя поющей и одновременно танцующей актрисы, придумал сделать героиню немой. Исполнение выпускницы театрального училища Марии Новицкой, дебютировавшей в этой роли, было столь блестящим, что нашло отражение в других видах искусства. М. Ю. Лермонтов упомянул это событие в повести «Княгиня Лиговская», а художник из династии Брюлловых — Иван Павлович Брюллов – зарисовал все сцены постановки. Литография одного из рисунков хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
На сцене шли балеты и оперы, водевили и драмы, комедии и трагедии, блистали актеры Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий, пока во второй половине XIX века не произошло разделение императорских театров по жанрам. Александринка с тех давних пор и поныне остается драматическим театром. Сложилась труппа актеров, имена которых прославили русскую драму: В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова и, конечно же, В. Ф. Комиссаржевская.
Огромный репертуар театра, включавший лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии, оказал влияние на весь ход развития российской театральной культуры. На его сцене впервые увидели свет почти все спектакли русской классики, впрочем, не всегда удачно. Известен провал чеховской «Чайки», которая через несколько лет имела поразительный успех в постановке МХАТа.
После революции сюда пришло новое искусство, тесно связанное с именем В. Э. Мейерхольда. Сменилось название театра на Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина.
Первоначальное название вернулось в театр в 1991 году, а исторический облик интерьеров возвратился в 2006 году в результате генеральной реконструкции. В 2013 году спектаклем-лабораторией «Преступление» открылась «Новая сцена Александринского театра», которая включает в себя современную сцену-трансформер, учебный корпус, медиа-центр и Интернет-театр. Здесь проходят лекции, встречи, музыкальные проекты и экспериментальные постановки. Сцену современного театра украшают гастроли российских и зарубежных театров, а также постановки известных европейских режиссеров.
Художественный руководитель театра Валерий Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, что вполне демонстрируют его постановки «Ревизор» и «Гамлет».
В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния, а 2016 году здание театра включено в реестр шедевров архитектуры РФ и ЮНЕСКО.
Александринский театр — это самый красивый, на мой взгляд, театр Санкт-Петербурга. А вот постановки меня разочаровывают в последнее время. А вот постановка «Сирано де Бержерак» в 80-е годы оставила неизгладимые впечатления на всю жизнь.
Светлана, что тут скажешь… Остается либо переключить свое внимание на что-то другое, либо попытаться что-то сделать. Например, написать письмо художественному руководителю театра с конструктивной критикой.
В прошлом году посещала Александринский театр. Хорошие впечатления остались. Понравились не только постановки, но и сама атмосфера здания.
Анна, очень рады, что Вам здесь понравилось!
Впечатляет архитектура и величие театра, не зря Санкт-Петербург называют культурной столицей.
Андрей, полностью разделяем Ваши чувства!)