Академия художеств

0
11773
Фасад здания Академии художеств со стороны Невы.

Правое побережье Невы украшает великолепное здание Санкт-Петербургской Академии художеств, построенное в XVIII веке в стиле раннего классицизма. Его покой охраняют два древних сфинкса, вывезенные из Египта и установленные на гранитном парапете Университетской набережной. Туристов влечет сюда художественное совершенство памятников прошлого, но не многим известно, что в стенах Академии и в наши дни найдется немало интересного и достойного внимания.

Музей при Академии художеств обладает уникальной коллекцией произведений изобразительного искусства, старинные фолианты библиотечного собрания включены в международные справочники, а в Парадных залах регулярно проводятся выставки картин. Посетителей всегда поражает масштабность и особая атмосфера Академии, так же впечатляет и ее многолетняя история.

История и общая информация

Идея о создании в России художественной академии, высказанная Петром I, воплотилась в жизнь в годы правления его дочери Елизаветы при участии М. В. Ломоносова. «Академия трех знатнейших искусств» (под ними подразумевались: живопись, скульптура, архитектура) учреждена высочайшим указом в 1757 году. Главным инициатором и основателем Академии художеств был фаворит императрицы, государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727-1797).

Граф Шувалов принадлежал к тому редкому типу людей, кто стремится использовать свою власть и богатство на общее благо. Он предоставил в распоряжение учебному заведению собственный особняк на улице Садовой, осуществлял финансирование большей части затрат, в том числе и оплату лучших педагогов, выписанных им же из Европы. Щедрый меценат подарил академии замечательную коллекцию картин, которая заложила основу будущего музея.

Собственное здание вместе с Императорским статусом Академия получила уже при Екатерине II. Официальной датой считается 4 ноября 1764 года – в этот день Академия приобрела «Устав, штаты и привилегии», дарованные императрицей.

Церемония закладки здания, приуроченная к 3-х летней годовщине царствования  императрицы 7 июля 1765 года, проходила в торжественной обстановке, подчеркивающей государственную важность мероприятия. На нем присутствовали не только известные художники, преподаватели и их подопечные, здесь был весь императорский двор, высокие зарубежные гости и послы иностранных государств.

Сама императрица прибыла на яхте. Она заложила первый камень в основание академического храма и присутствовала при зачитывании Устава Академии. Пристань, богато украшенная цветами, была заполнена народом, а с бортов императорских яхт производились выстрелы из орудий.

С этим периодом в жизни Академии связано имя выдающегося архитектора Александра Филипповича Кокоринова (1726-1772), занимавшего должность директора, а затем профессора и ректора. Он участвовал в разработке проекта здания, разделив авторство с французским архитектором, педагогом Академии — Ж. Б. Валлен-Деламотом, и руководил строительством.

Необоснованное обвинение в растрате денежных средств и невозможность оправдать себя привели ректора к гибели. В некрологе причиной смерти указана водяная болезнь, но по неофициальным сведениям принято считать, что он повесился на чердаке Академии.

Через несколько лет после смерти А. Ф. Кокоринова второй автор проекта — Валлен-Деламот возвращается во Францию, а строительные работы завершают к 1788 году архитекторы Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколов. Внутренние работы по отделке парадных залов и церкви продолжались еще долго.

Обстоятельства, при которых первый ректор Академии ушел из жизни, породили одну из Петербургских легенд, известную как «Призрак академии художеств». Говорят, что его дух бродит по многочисленным коридорам и время от времени является студентам.

В истории Академии, относящейся к XVIII веку, есть и женские имена. Первая женщина-академик — Мари Анна Колло, ученица и соавтор скульптора Этьена Фальконе, приглашенного из Франции для создания «Медного всадника». Она изваяла голову самодержца, за что и была удостоена высокого звания и пожизненной пенсии по велению Екатерины II, восхищенной ее работой. Скульптурные портреты Вольтера и Дидро, выполненные юной француженкой в России, хранятся в Эрмитаже.

Такой же громкий титул почетного вольного общника Императорской Академии художеств получила в 1800 году знаменитая французская художница, признанный мастер портрета — Луиза Элизабет Виже-Лебрен. Она написала в России более 50 портретов, которые и поныне украшают наши лучшие музеи, и позволяют узнать, как выглядели известные личности ушедшей эпохи.

Своего расцвета Академия достигла в начале XIX века под руководством богатейшего российского мецената графа Александра Сергеевича Строганова. При нем появились новые классы медальерного искусства и реставрации, произошла передача Академии в ведение Министерства образования, что увеличило финансирование учебного заведения, соответственно дало возможность отправлять на стажировку за границу большее число воспитанников. В результате проведенных им реформ доступ в Академию получили широкие слои населения, в том числе талантливые крепостные.

До 1843 года порядок обучения, принятый в Академии, предусматривал продолжительность учебы в течение пятнадцать лет. Весь курс разделялся на 5 классов, в каждом из которых ученик пребывал по три года. Начальные два класса назывались Воспитательным училищем, куда принимали мальчиков с пяти лет и учили грамоте и основам рисования. После того, как упразднили начальную школу, срок пребывания в Академии для студентов значительно сократился.

Собственно Академией считались высшие три класса, где на протяжении 9 лет студенты, наряду с художественными дисциплинами изучали иностранные языки и получали обширные знания в области истории, географии, мифологии, астрономии. Лучшим выпускникам предоставлялись средства для долгосрочного пребывания в Италии и Франции.

Неудивительно, что широко образованные, обладавшие высоким уровнем профессиональной подготовки выпускники прославили свою альма-матер. Среди них: художники К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Бродский, архитекторы В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, скульпторы Ф. И. Шубин, С. С. Пименов, М. М. Антокольский, поэт и художник Т. Г. Шевченко и многие другие.

Ко второй половине XIX века относится событие, которое вошло в историю Академии и всего русского искусства как «бунт 14-ти».

А произошло вот что. В ноябре 1863 года четырнадцать выпускников, причем из числа наиболее талантливых – участники конкурса на золотую медаль, отказались выполнять дипломные работы на заданные темы, требуя предоставить им свободный выбор. В то время единственно достойным признавался исторический или библейский сюжет, выполненный в классическом стиле. Классицизм загонял художников в узкие рамки устоявшихся догм и ограничивал их творческий потенциал. Протест выпускников был отклонен, они демонстративно покинули Академию и организовали знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок, просуществовавшее до 1923 года.

Интересно, что в число передвижников с 1878 года входил И. Е. Репин, окончивший Академию в 1871 году. Позднее, в 1894-1907 он вернулся в Академию, занимал должность профессора и ректора, а с 1944 года и до наших дней его имя носит Институт живописи, скульптуры и архитектуры, созданный на базе Академии художеств в том же здании в советское время.

Деятельность Императорской Академии художеств завершилась в 1918 году по постановлению Совнаркома. Мастеров нового искусства в духе социалистического реализма стали готовить другие учебные заведения, создававшиеся, сменяя друг друга, в ее стенах.

Архитектура и интерьеры здания

Доминирующее в застройке Университетской набережной здание Академии художеств, построенное в переходную эпоху от барокко к классицизму, в наши дни является федеральным памятником архитектуры и восхищает своим великолепным видом, открывающимся с противоположного берега Невы.

Главный фасад почти квадратного в плане здания с большим круглым двором в центре и малыми угловыми двориками, обращен к Неве, украшен центральным и боковыми ризалитами с портиками.

Скульптуры Геркулеса и Флоры разместились над парадным входом, а на вершине купола восседает покровительница мудрости – «Минерва, коронующая науки». Статуя богини, сначала деревянная (автор И. Прокофьев), а затем гипсовая (автор А. Бок, 1885 год), украшала Академию со времен ее основания до пожара 1900 года, и была восстановлена лишь через столетие — в 2000 году.

Внутренние интерьеры не в меньшей степени, нежели фасады, исполнены величия, торжественны и красивы. Различные по размерам и отделке залы на всех трех этажах связаны единой композицией и объединены общим коридором. При этом особенной роскошью отличается невская анфилада Парадных залов, убранство вестибюля и парадная лестница.

В XIX веке первый этаж занимали квартиры профессуры и администрации, второй этаж был отведен под учебные классы, здесь же располагались картинная и скульптурная галереи, конференц-зал и библиотека. На третьем этаже проживали учителя и ученики, находился лазарет.

В 1832-1834 годы перед зданием Академии появляется гранитная пристань. Это одно из немногих сохранившихся творений архитектора К. А. Тона. К их числу в Санкт-Петербурге также относится здание Николаевского (Московского) вокзала на площади Восстания, от которого, впрочем, неизменным остался только фасад. Позднее Тону довелось возглавить Академию, и в свою бытность ректором он основал в ней музей древнерусского искусства, ставший ядром коллекции Русского музея.

Именно Константин Тон не допустил, чтобы на этом месте просто построили лестницу, как напротив Кунсткамеры. По его проекту пристань должны были преобразить конные скульптуры, выполненные П. К. Клодтом. И если бы хватило денег, то бронзовые фигуры коней с укротителями красовались бы теперь не на Аничковом мосту, а украшали бы набережную Невы. Но, увы, тогда на отливку статуй средств в утвержденной смете не оказалось.

И летом 1834 года здесь были установлены сфинксы. Их нашли при раскопках в Фивах в 1830 году и выставили на продажу в Александрии. Изготовленные более трех тысяч лет назад из асуанского гранита сфинксы с чертами лица фараона Аменхотепа III, чуть не ушли с молотка представителям правительства Франции, но их сумел перекупить за 64 тысячи рублей славный русский путешественник А. Н. Муравьев по воле императора Николая I и с одобрения Академии художеств.

Сегодня египетские сфинксы на Университетской набережной превратились в неофициальные символы Санкт-Петербурга и своеобразную туристическую мекку.

Экспозиция музея Академии художеств

Почти одновременно с основанием Академии в ней появился музей. Сегодня он носит название «Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств» и является старейшим в России собранием уникальных произведений искусства. Выполнявший сначала учебные функции, усилиями щедрых меценатов музей пополняется коллекциями картин, рисунков, гравюр и скульптур лучших отечественных и европейских мастеров, и в 1859 году открывается для общего доступа.

Постоянные музейные экспозиции располагаются во внутреннем цилиндрическом корпусе – «Циркуле», как его принято здесь называть, и занимают все три этажа. Каждый этаж предоставлен отдельному виду искусства:

  • Первый этаж – отдел слепков, выполненных итальянскими мастерами XVIII-XIX веков непосредственно с подлинников. Ценность и уникальность коллекции состоит в высочайшем качестве исполнения, большом количестве экспонатов (более 600), колоссальном временном охвате (с 3 000 лет до н.э. до конца XVIII века).
  • Второй этаж занимает «Академический музеум» — полотна знаменитых художников, отобранные для изучения и снятия с них копий студентами. Посетители получили в текущем году новую возможность более детально познакомиться с произведением искусства. Используя приложение Artefact, достаточно приблизить камеру телефона к картине, чтобы узнать интересные факты ее истории.
  • На третьем этаже в отделе архитектуры исключительный интерес представляют проектные модели сооружений, сформировавших прекрасный облик Санкт-Петербурга. Вы сможете увидеть в миниатюре: Исаакиевский собор, Смольный монастырь — таким, каким его задумывал Растрелли, Академию художеств и многие другие памятники архитектуры.

Для проведения временных выставок современной живописи и скульптуры музей предоставляет Парадные залы второго этажа, расположенные вдоль Главного фасада здания. Здесь также проходят весенние вернисажи работ педагогов, отчетные выставки со студенческой летней практики, представление дипломных работ выпускников Института.

Парадная анфилада включает в себя Конференц-зал, Тициановский, Рафаэлевский и Екатерининский залы. Здесь экспонируются скульптурные и живописные копии произведений итальянских мастеров XVI-XVIII веков, выполненные в XIX веке выпускниками Академии в годы зарубежных стажировок.

В Тициановском зале присутствует копия картины Тициана «Мученическая смерть Петра Доминиканца», написанная И. В. Бориспольцем. Подлинник был уничтожен пожаром, случившимся в церкви, для которой в свое время был написан. Это обстоятельство придало единственной копии, в точности воспроизводящей Тициановский шедевр, особенную ценность.

На стене против окон двухсветного Рафаэлевского зала размещены копии с фресок Ватиканского дворца — «станцы» Рафаэля. Многие из копий принадлежат кисти выдающихся художников: К. П. Брюллову, П. В. Басину, А. Т. Маркову.

В залах библиотеки проводятся тематические книжные выставки, экспонируются уникальные экспонаты из ее фондов. К примеру, одним из чрезвычайно редких изданий является альбом с рисунками и гравюрами, посвященный пребыванию будущего императора Павла I с супругой в Венеции под именами графа и графини Северных.

Кроме самостоятельного осмотра экспозиций музей предлагает посетителям экскурсионное обслуживание, разнообразные образовательные программы, циклы лекций и занятий с детьми. На сайте музея можно найти информацию о мероприятиях, а также получить сведения о его филиалах, расположенных в мемориальных квартирах и усадьбах знаменитых художников, имена которых:  И. Е. Репин, П. П. Чистяков, А. И. Куинджи, И. И. Бродский, — тесно связаны с Санкт-Петербургской Академией художеств.

Где находится и как добраться

Санкт-Петербургская академия художеств находится на Васильевском острове по адресу: Университетская набережная, дом 17.

От ближайшей станции метро «Василеостровская» можно пешком добраться за 15 минут (расстояние чуть более 1 км).

От станций метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект» ехать наземным транспортом, идущим до остановки «Кадетская линия» или «Университетская набережная»:

  • автобус №7 и №24;
  • троллейбус № 1, 10 и 11.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here