Музей Фаберже

4
4768
Здание музея Фаберже.
Здание музея Фаберже.

Новый объект на туристической карте Санкт-Петербурга — музей Фаберже — уже заслужил восторженные отзывы посетителей. Его называют одним из самых красивых и современных музеев Северной столицы. Уникальная ювелирная коллекция представлена в роскошных интерьерах старинной графской усадьбы, что создает особенно благоприятную атмосферу для восприятия образцов декоративно-прикладного искусства XIX века. Дизайнерское мастерство и оснащение музейной техникой высокого класса придает экспонатам мультимедийные эффекты: картины оживают, антибликовые витрины прозрачны настолько, что стираются границы между зрителем и произведением искусства.

Музей Фаберже: историческая справка

Торжественное открытие первого в России негосударственного музея федерального значения состоялось в ноябре 2013 года, а в апреле 2014 года музей гостеприимно распахнул двери для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Его создатель — культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским предпринимателем В. Ф. Вексельбергом, реализует грандиозный проект по возвращению на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.

Первым шагом на пути возврата национального достояния было приобретение в 2004 году коллекции прославленной российской марки Карла Фаберже у потомков Малколма Форбса, американского мультимиллионера, газетного магната, десятилетиями собиравшего императорские драгоценности. Затем, на протяжении 10 лет фонд отслеживал появление шедевров русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Параллельно, в течение 7 лет, велись сложнейшие реставрационные работы в арендованном для нужд музея в 2006 году дворце Нарышкиных-Шуваловых, бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран, где решено было разместить экспозицию.

Одно из красивейших петербургских зданий, построенное в конце XVIII века в архитектурном стиле Джакомо Кваренги (возможно, с его участием, что точно неизвестно), является свидетелем тайн его титулованных владельцев: Воронцовых, Нарышкиных, Шуваловых. Здесь Марию Антоновну Нарышкину навещал Александр I, а во времена Шуваловых гремели праздники и пышные балы.

Государственный Эрмитаж хранит гравюру, выполненную Бенджамином Патерсоном в конце XVIII века с изображением этого здания на набережной Фонтанки вблизи Аничкова моста. На месте скромного входа, который просматривается на акварели, во время перестройки дворца 1844-1859 годов в стиле неоренессанса по проекту Н. Е. Ефимова выстроен парадный вестибюль с лестницей, которая сегодня во всем великолепии встречает посетителей музея. Далее следуют залы, в которых воссозданы утраченные элементы отделки: лепнина, обитые шелком стены, камины, зеркала, вазы, канделябры.

Экспозиция и достопримечательности музея Фаберже

Собрание музея насчитывает более 4 тысяч произведений искусства и содержит ювелирные коллекции, русский фарфор, эмаль, камнерезные и серебряные изделия, иконы и живопись XIX века.

Основное место принадлежит коллекции Фаберже. В ней представлены все направления работы знаменитого ювелира и его мастерской: ювелирные украшения, фантазийные произведения, столовое серебро, галантерея, предметы интерьерного и культового назначения. Наибольшую ценность представляют 9 пасхальных яиц, созданных по заказу двух последних российских монархов. Это шедевры ювелирного искусства и памятники истории. Всего в период с 1885 по 1916 год было изготовлено 50 императорских пасхальных яиц, первое и последнее из них – достояние коллекции музея. Известно о существовании в мировых собраниях примерно двух десятков пасхальных яиц Фаберже, выполненных для частных коллекций.

В России пасхальные ювелирные яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля (10 штук), Русском национальном музее и в Минералогическом музее РАН. Несколько миниатюрных сокровищ находится в частных собраниях американских коллекционеров, принадлежат английской королеве и принцу Монако.

Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга, с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело его отец, Густав Фаберже в 1842 году, но прославил фамилию сын, носивший звания ювелира Его Императорского Величества, ювелира Императорского Эрмитажа, Мастера Парижской гильдии ювелиров, кавалера ордена Почетного легиона. После революции покинул Россию и скончался в Швейцарии. Его сыновья основали ювелирную фирму в Париже в 1923 году. Бренд не принадлежит потомкам Фаберже с 1937 года. В 2007 году права на него приобрел южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.

Всемирную славу Фаберже принесла именно серия пасхальных императорских яиц. Первое ювелирное яйцо создано в 1885 году по заказу императора Александра III для подарка жене, урожденной датской принцессе Дагмар. Выполненное по примеру вещицы из сокровищницы датского двора, хорошо знакомой императрице, должно было явиться напоминанием о далекой родине. «Куриное» яйцо сделано по принципу матрешки: скорлупа покрыта белой эмалью, внутри находится желток из матового золота, в нем – разноцветная золотая курочка, в которой была спрятана рубиновая корона (сейчас она, к сожалению, утрачена).

Сюрприз удался, и Карл Фаберже вместе со званием придворного ювелира удостоился чести ежегодно поставлять ко двору аналогичный подарок, но обязательно с «сюрпризом».

Пасхальные ювелирные изделия экспонируются в синей гостиной дворца. Вся экспозиция музея располагается в одиннадцати залах.

  • Рыцарский зал. Декоративная композиция с изображением средневекового рыцарского турнира определила направление представленных в зале произведений. Живопись, изделия из фарфора и серебра объединяет военная тематика.
  • Красная гостиная. Здесь выставлены работы «серебряных дел мастеров» XVIII — начала XX века, поставщиков Высочайшего Двора.
  • Золотая гостиная. Особое внимание зрителя привлекают золотые подарочные коробки с портретами императоров и фантазийные предметы.
  • Аванзал. Демонстрируется коллекция украшений, аксессуаров и часов.
  • Белая и голубая гостиные. Представлен русский фарфор XIX века от московских артелей, образцы русского эмальерного искусства мастерской П. Ф. Овчинникова, законодателя моды серебряного и золотого дела в дореволюционной России, современника и соперника Фаберже.
  • Выставочный зал. Отведен для показа камнерезных изделий Фаберже и живописи. Полотен немного, но все они «первой величины». Представлены картины И. К. Айвазовского, К. П. Брюллова, В. Д. Поленова, К. Е. Маковского и других мастеров XIX века.
  • Готический зал. Здесь находится богато украшенная драгоценными окладами коллекция русских икон, относящихся к XVI-XX столетиям.
  • Верхняя буфетная. Вывешены картины русских и французских импрессионистов. Произведения Константина Коровина и Огюста Ренуара — особая гордость музея.
  • Бежевый зал посвящен русской эмали. Коллекция включает в себя более сотни предметов, выполненных Ф. И. Рюкертом. Талантливый мастер работал в фирме с 1887 года и выполнял все эмалевые работы, затем основал собственное дело в Москве, оставаясь главным поставщиком эмалей для Фаберже.

Посещение музея кроме эстетического наслаждения вызывает интерес к истории развития декоративно-прикладного искусства в России. Судьбы известных ювелиров и знаменитых заказчиков в свете петербургской действительности ушедших лет, становятся ближе и понятнее. А особый след, который они оставили в истории Санкт-Петербурга, обретает еще большую значимость.

Посещение музея Фаберже

Экспозицию можно осмотреть с аудиогидом или с экскурсоводом ежедневно с 10 утра и до 20:45, кроме пятницы. Разрешена фотосъемка без вспышки.

Цена входного билета немного выше, чем в других музеях, но и количество услуг больше. Во всем, начиная от удобного сайта, где можно заказать билеты, чтобы не стоять в очереди, и заканчивая уютным кафе, гардеробом, камерой хранения, туалетами, — чувствуется заботливое отношение к посетителям. Приятны такие мелочи, как прозрачные (чтобы не портить восприятие интерьеров) лавочки для уставших туристов или желающих почитать каталог, который есть в каждом зале, и входит в стоимость билета. Многие посетители отмечают вежливость и квалификацию персонала.

Музей проводит интересные мероприятия, выставки лучших мировых художественных собраний, лекции.

Музей Фаберже: где находится и как добраться

К несомненным плюсам музея Фаберже относится его удобное расположение в центре города в нескольких минутах ходьбы от станций метро «Гостиный Двор» (ближайшая), «Маяковская», «Площадь Восстания», «Невский проспект».

Музей находится в старинном особняке графа Шувалова по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Потрясающий музей! Всем рекомендую к посещению! Ювелирная коллекция необыкновенной красоты, дух захватывает!

  2. Музей, которому нужно посвятить не один день. Его экспонаты можно рассматривать часами и просто невозможно взгляд оторвать от этой поразительной красоты. Просто удивительно как можно было создавать вещи такой волшебной красоты и изящества и мастерами тех времён невозможно не восхищаться. Музей стоит того, чтобы его посетить и воочию увидеть настоящие произведения искусства, созданные руками человека.

  3. Максимально интересное место для всех любителей искусства, хотя бы раз сходить нужно обязательно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here