Новый объект на туристической карте Санкт-Петербурга — музей Фаберже — уже заслужил восторженные отзывы посетителей. Его называют одним из самых красивых и современных музеев Северной столицы. Уникальная ювелирная коллекция представлена в роскошных интерьерах старинной графской усадьбы, что создает особенно благоприятную атмосферу для восприятия образцов декоративно-прикладного искусства XIX века. Дизайнерское мастерство и оснащение музейной техникой высокого класса придает экспонатам мультимедийные эффекты: картины оживают, антибликовые витрины прозрачны настолько, что стираются границы между зрителем и произведением искусства.
Музей Фаберже: историческая справка
Торжественное открытие первого в России негосударственного музея федерального значения состоялось в ноябре 2013 года, а в апреле 2014 года музей гостеприимно распахнул двери для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Его создатель — культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским предпринимателем В. Ф. Вексельбергом, реализует грандиозный проект по возвращению на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.
Первым шагом на пути возврата национального достояния было приобретение в 2004 году коллекции прославленной российской марки Карла Фаберже у потомков Малколма Форбса, американского мультимиллионера, газетного магната, десятилетиями собиравшего императорские драгоценности. Затем, на протяжении 10 лет фонд отслеживал появление шедевров русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Параллельно, в течение 7 лет, велись сложнейшие реставрационные работы в арендованном для нужд музея в 2006 году дворце Нарышкиных-Шуваловых, бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран, где решено было разместить экспозицию.
Одно из красивейших петербургских зданий, построенное в конце XVIII века в архитектурном стиле Джакомо Кваренги (возможно, с его участием, что точно неизвестно), является свидетелем тайн его титулованных владельцев: Воронцовых, Нарышкиных, Шуваловых. Здесь Марию Антоновну Нарышкину навещал Александр I, а во времена Шуваловых гремели праздники и пышные балы.
Государственный Эрмитаж хранит гравюру, выполненную Бенджамином Патерсоном в конце XVIII века с изображением этого здания на набережной Фонтанки вблизи Аничкова моста. На месте скромного входа, который просматривается на акварели, во время перестройки дворца 1844-1859 годов в стиле неоренессанса по проекту Н. Е. Ефимова выстроен парадный вестибюль с лестницей, которая сегодня во всем великолепии встречает посетителей музея. Далее следуют залы, в которых воссозданы утраченные элементы отделки: лепнина, обитые шелком стены, камины, зеркала, вазы, канделябры.
Экспозиция и достопримечательности музея Фаберже
Собрание музея насчитывает более 4 тысяч произведений искусства и содержит ювелирные коллекции, русский фарфор, эмаль, камнерезные и серебряные изделия, иконы и живопись XIX века.
Основное место принадлежит коллекции Фаберже. В ней представлены все направления работы знаменитого ювелира и его мастерской: ювелирные украшения, фантазийные произведения, столовое серебро, галантерея, предметы интерьерного и культового назначения. Наибольшую ценность представляют 9 пасхальных яиц, созданных по заказу двух последних российских монархов. Это шедевры ювелирного искусства и памятники истории. Всего в период с 1885 по 1916 год было изготовлено 50 императорских пасхальных яиц, первое и последнее из них – достояние коллекции музея. Известно о существовании в мировых собраниях примерно двух десятков пасхальных яиц Фаберже, выполненных для частных коллекций.
В России пасхальные ювелирные яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля (10 штук), Русском национальном музее и в Минералогическом музее РАН. Несколько миниатюрных сокровищ находится в частных собраниях американских коллекционеров, принадлежат английской королеве и принцу Монако.
Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга, с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело его отец, Густав Фаберже в 1842 году, но прославил фамилию сын, носивший звания ювелира Его Императорского Величества, ювелира Императорского Эрмитажа, Мастера Парижской гильдии ювелиров, кавалера ордена Почетного легиона. После революции покинул Россию и скончался в Швейцарии. Его сыновья основали ювелирную фирму в Париже в 1923 году. Бренд не принадлежит потомкам Фаберже с 1937 года. В 2007 году права на него приобрел южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.
Всемирную славу Фаберже принесла именно серия пасхальных императорских яиц. Первое ювелирное яйцо создано в 1885 году по заказу императора Александра III для подарка жене, урожденной датской принцессе Дагмар. Выполненное по примеру вещицы из сокровищницы датского двора, хорошо знакомой императрице, должно было явиться напоминанием о далекой родине. «Куриное» яйцо сделано по принципу матрешки: скорлупа покрыта белой эмалью, внутри находится желток из матового золота, в нем – разноцветная золотая курочка, в которой была спрятана рубиновая корона (сейчас она, к сожалению, утрачена).
Сюрприз удался, и Карл Фаберже вместе со званием придворного ювелира удостоился чести ежегодно поставлять ко двору аналогичный подарок, но обязательно с «сюрпризом».
Пасхальные ювелирные изделия экспонируются в синей гостиной дворца. Вся экспозиция музея располагается в одиннадцати залах.
- Рыцарский зал. Декоративная композиция с изображением средневекового рыцарского турнира определила направление представленных в зале произведений. Живопись, изделия из фарфора и серебра объединяет военная тематика.
- Красная гостиная. Здесь выставлены работы «серебряных дел мастеров» XVIII — начала XX века, поставщиков Высочайшего Двора.
- Золотая гостиная. Особое внимание зрителя привлекают золотые подарочные коробки с портретами императоров и фантазийные предметы.
- Аванзал. Демонстрируется коллекция украшений, аксессуаров и часов.
- Белая и голубая гостиные. Представлен русский фарфор XIX века от московских артелей, образцы русского эмальерного искусства мастерской П. Ф. Овчинникова, законодателя моды серебряного и золотого дела в дореволюционной России, современника и соперника Фаберже.
- Выставочный зал. Отведен для показа камнерезных изделий Фаберже и живописи. Полотен немного, но все они «первой величины». Представлены картины И. К. Айвазовского, К. П. Брюллова, В. Д. Поленова, К. Е. Маковского и других мастеров XIX века.
- Готический зал. Здесь находится богато украшенная драгоценными окладами коллекция русских икон, относящихся к XVI-XX столетиям.
- Верхняя буфетная. Вывешены картины русских и французских импрессионистов. Произведения Константина Коровина и Огюста Ренуара — особая гордость музея.
- Бежевый зал посвящен русской эмали. Коллекция включает в себя более сотни предметов, выполненных Ф. И. Рюкертом. Талантливый мастер работал в фирме с 1887 года и выполнял все эмалевые работы, затем основал собственное дело в Москве, оставаясь главным поставщиком эмалей для Фаберже.
Посещение музея кроме эстетического наслаждения вызывает интерес к истории развития декоративно-прикладного искусства в России. Судьбы известных ювелиров и знаменитых заказчиков в свете петербургской действительности ушедших лет, становятся ближе и понятнее. А особый след, который они оставили в истории Санкт-Петербурга, обретает еще большую значимость.
Посещение музея Фаберже
Экспозицию можно осмотреть с аудиогидом или с экскурсоводом ежедневно с 10 утра и до 20:45, кроме пятницы. Разрешена фотосъемка без вспышки.
Цена входного билета немного выше, чем в других музеях, но и количество услуг больше. Во всем, начиная от удобного сайта, где можно заказать билеты, чтобы не стоять в очереди, и заканчивая уютным кафе, гардеробом, камерой хранения, туалетами, — чувствуется заботливое отношение к посетителям. Приятны такие мелочи, как прозрачные (чтобы не портить восприятие интерьеров) лавочки для уставших туристов или желающих почитать каталог, который есть в каждом зале, и входит в стоимость билета. Многие посетители отмечают вежливость и квалификацию персонала.
Музей проводит интересные мероприятия, выставки лучших мировых художественных собраний, лекции.
Потрясающий музей! Всем рекомендую к посещению! Ювелирная коллекция необыкновенной красоты, дух захватывает!
Музей, которому нужно посвятить не один день. Его экспонаты можно рассматривать часами и просто невозможно взгляд оторвать от этой поразительной красоты. Просто удивительно как можно было создавать вещи такой волшебной красоты и изящества и мастерами тех времён невозможно не восхищаться. Музей стоит того, чтобы его посетить и воочию увидеть настоящие произведения искусства, созданные руками человека.
Ирина, полностью с Вами согласны!
Максимально интересное место для всех любителей искусства, хотя бы раз сходить нужно обязательно.
Это один из немногих музеев которые мне хотелось посетить и я об этом не жалею, интересно и познавательно.