Историческая справка
Красивый деревянный дом на бывшей Песочной улице с большими окнами и резным балконом был построен для купца Балашова в 1850 году, органично вписавшись в территорию сада. В конце позапрошлого века здание принадлежало журналисту В. О. Михневичу, завещавшего его Литературному фонду, что и было исполнено его вдовой в 1904 году. «Общество» предоставляло нуждающимся деятелям искусства и науки квартиры в этом доме бесплатно или за скромную плату.
К началу XX века дом становится обителью русских футуристов, здесь проживали В. Маяковский, В. Хлебников. В 1912 году квартиру № 12 занял художник, музыкант, литератор Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934), представитель «органического» направления авангарда, со своей супругой Еленой Генриховной Гуро (1877–1913), которая также была известной художницей и писательницей.
До 1975 года в квартире проживала последняя жена Матюшина Ольга Константиновна, которая сохранила интерьер квартиры художника, его картины, музыкальные инструменты, книги. В 1977 году здание было передано Государственному музею истории Ленинграда, однако в 1990 году дом сгорел, и только к концу прошлого века его сумели восстановить.
Датой основания Музея петербургского авангарда считается 20 декабря 2006 года, когда состоялось его торжественное открытие, и Дом Матюшина стал одним из филиалов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Экспозиция музея
«Художник учит людей смотреть. Он показывает человеку увиденное своим новым развивающимся глазом, раздражая обывателя, который гонит все непривычное»
М. В. Матюшин
Постоянная экспозиция музея посвящена основным этапам становления и многообразия петербургской авангардной культуры 1910-1930 годов. Термин «русский авангард» возник на рубеже позапрошлого и прошлого столетий и обозначает совокупность течений в искусстве, среди которых: абстракционизм, кубизм, конструктивизм, футуризм и другие. Объединяет все это бунтарство отказ от старых традиций и противопоставление им новых форм и воззрений.
В музее представлена обширная коллекция живописи и графики Матюшина, Гуро, Малевича, Филонова, Ремизова, Кульбина, Стерлигова и других. Стены украшены огромными черно-белыми фотографиями, картинами, пейзажами, вырезками из газет. Часть экспонатов отражает историю Государственного института художественной культуры, преподавателями которого были поэт Филонов – один из лидеров авангарда, Матюшин, Малевич и другие талантливые художники.
Примером совместного творчества обитателей дома является опера «Победа над солнцем», написанная Матюшиным в 1913 году. Авторами текста были Крученых и Хлебников. Костюмы и декорации выполнил Малевич — они выставлены во дворе музея. Интересно, что в результате работы над ними как раз и появился знаменитый «Черный квадрат».
К мемориальной части относится мастерская Михаила Матюшина и комната Елены Гуро. Разносторонний талант Матюшина проявлялся не только в музыке и живописи. Особый интерес среди экспонатов представляют скрипки, которые он изготавливал собственноручно. Своеобразное отношение к дереву демонстрируют фигурки из сучков и кореньев, мебель (книжная полка, навесной шкафчик), которые можно увидеть в интерьере.
Не менее известной и интересной личностью была сподвижница и муза Матюшина, его вторая жена, поэт и прозаик, художник и иллюстратор книг – Елена Генриховна Гуро. Часть экспозиции посвящена этой красивой талантливой женщине, рано ушедшей из жизни, в 36 лет она скончалась от лейкемии в Финляндии.
В Доме Матюшина и сегодня активно кипит творческая жизнь. На сайте музея можно найти информацию о временных выставках и тематических мероприятиях. Здесь проводят семинары, лекции, музей участвует в проекте «Ночь в музее». Во дворе молодые скульпторы демонстрируют свой взгляд на искусство, а драматурги представляют новаторские спектакли.