Корпус Бенуа

2
2764
Вид на корпус Бенуа со стороны канала Грибоедова.
Корпус Бенуа. Вид со стороны канала Грибоедова.

Корпус Бенуа в Санкт-Петербурге – неотъемлемая составная часть Государственного Русского музея, и, если Вы являетесь поклонником русского авангарда или в круг Ваших интересов входит изобразительное искусство конца XIX и XX веков, – Вам однозначно сюда.

Среди художественных галерей, которыми так богата культурная столица, Русскому музею принадлежит особенное место. В составе его коллекций сотни тысяч произведений российских мастеров. Такого национального собрания — столь полноценного по ширине и глубине охвата – не найти в Европе, да и, пожалуй, во всем мире. Отдел музея, представляющий современное искусство, находится в корпусе Бенуа. Здесь же проходят временные выставки.

Корпус Бенуа: историческая справка

Строительство Дворца Искусств – так изначально именовалось здание — было инициировано Императорской Академией художеств и предназначалось для проведения временных художественных выставок. По указу Николая II, датированному 1910 годом, под него выделялся участок на углу улицы Инженерной и Екатерининского канала (канал Грибоедова), где находилось подлежавшее сносу здание Государственной типографии. Был объявлен конкурс на лучший проект.

Согласно техническому заданию сооружение должно было быть двухэтажным, в классическом стиле, с фасадом на канал, с рестораном на первом этаже и хорошо освещенными, просто оформленными выставочными залами на втором. Ни один из представленных на рассмотрение комиссии вариантов не удовлетворял полностью всем требованиям. Тогда разработку поручили архитектору Высочайшего Двора Леонтию Николаевичу Бенуа, и он выполнил проект совместно с архитектором С. О. Овсянниковым в 1910-1912 годах.

Начало строительных работ выпало на 1914 год. Дефицит бюджетных средств, связанный с расходами на участие в Первой мировой войне, тормозил строительство, которое окончательно завершились лишь к 1919 году, что, впрочем, не мешало различным художественным союзам и обществам организовывать вернисажи.

Основанная группой выпускников Академии художеств «Община художников» регулярно экспонирует здесь произведения живописи, издает каталоги, постепенно приобретает популярность и становится самым массовым творческим объединением города. Знаменательным событием стала масштабная выставка, устроенная общиной в 1917 году в честь 45-летия творчества Ильи Ефимовича Репина, ее почетного председателя.

После Октябрьской революции здание отошло к Русскому музею. В начале 30-х годов прошлого века в нем размещают вновь созданный отдел музея, посвященный современному искусству, и корпус получает имя Бенуа – своего создателя, профессора Академии художеств. С этой фамилией связано много архитектурных шедевров Петербурга, что не удивительно, ведь Леонтий Николаевич являлся представителем плодовитой архитектурной династии Бенуа. А вот его имя связано не только с Русским музеем, но и с Эрмитажем. Одно из уникальных сокровищ собрания Эрмитажа – «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи имеет второе название – «Мадонна Бенуа». Именно Л. Н. Бенуа был последним частным владельцем картины, музей выкупил ее у вдовы архитектора.

В 1953 году в ходе реконструкции не только обновили интерьеры внутренних помещений, но и построили переход, объединивший корпус Бенуа с основным зданием музея – Михайловским дворцом. Экспозиция Русского музея при этом обрела логическую завершенность.

Архитектура и экспозиция корпуса Бенуа

Как и было задумано при проектировании, главный фасад корпуса выходит на набережную канала. Он выполнен в стиле неоклассицизма, в строгой манере и украшен лишь ионической колоннадой. Вместе с тем в здании прослеживается характерная для творчества Л. Н. Бенуа четкость архитектурной композиции и элегантность форм.

Произведения искусства, выполненные русскими художниками на рубеже XIX-XX веков, занимают залы второго этажа. Советское искусство выставлено на первом этаже. Постоянно действующих экспозиций всего три.

Первая — яркая и масштабная коллекция представляет русское искусство второй половины XIX века, появление новых направлений в реализме и поиск авангардистских приемов выражения, связанных со стремительно развивавшимися событиями начала XX века.

Здесь представлены поздние работы мастеров пейзажа – И. Левитана, А. Куинджи, картины на исторические сюжеты А. Рябушкина, портретная и жанровая живопись Б. Кустодиева.

Продолжают экспозицию произведения новой плеяды знаменитых живописцев, которые внесли свежую струю обновления в русскую художественную традицию, среди них: М. Врубель, В. Серов, К. Коровин. Интересна серия портретов, написанных М. Нестеровым, среди них – портрет физиолога И. Павлова. Разнообразие стилей: от модерна (Н. Рерих, В. Борисов-Мусатов и др.) и неоклассицизма (З. Серебрякова) до работ с элементами авангарда (полотна Н. Альтмана, Б. Григорьева), — показано с достаточной степенью полноты.

Знакомство с представителями самых крупных творческих объединений начала XX века, таких как «Мир искусства», «Голубая роза», «Союз русских художников» завершает раздел. Его прекрасно дополняют работы скульпторов: П. Трубецкого, А. Голубкиной, С. Коненкова и др.

Вторая постоянно действующая экспозиция посвящена искусству XX века. Ее открывают основоположники русского авангарда. Здесь представлены произведения крупнейших представителей объединения художников «Бубновый валет» — В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова, Н. Пуни, Н. Гончаровой и др. Персональные залы знакомят с творчеством П. Филонова и К. Петрова-Водкина.

Хронология композиции позволяет проследить тенденции развития русского изобразительного искусства по этапам: от 1920-30-х годов (А. Самохвалов, С. Лучишкин и др.), через военный период (А. Дейнека, С. Герасимов, В. Мухина и др.) к искусству середины прошлого века в работах Т. Яблонской, А. Пластова, А. Левитина и других.

Интересным будет посещение мультимедийного кинозала, где можно просмотреть около 20 фильмов о русских авангардистах. Продолжает экспозицию выставка работ представителей эстетики «сурового стиля» — В. Иванова, Ф. Ниеминена, В. Попкова и др. — художников, писавших в переломные послевоенные годы. Различные течения периода в 70-х и 80-х годов отражают картины Е. Моисеенко, В. Стожарова, Д. Жилинского, О. Булгакова, Л. Лазарева и других советских живописцев. Завершающим аккордом предстают полотна художников-конформистов – М. Шемякина, В. Немухина, О. Рабина, Э. Булатова и др.

Третья выставка, постоянно действующая в стенах корпуса Бенуа, посвящена декоративно-прикладному искусству. Она насчитывает несколько сотен образцов изделий из фарфора, стекла, а также мебель, декоративные ткани и текстильные панно. Среди экспонатов, относящихся к дореволюционному периоду, особый интерес представляют работы М. Врубеля, В. Серова, В. Борисова-Мусатова, К. Сомова, а также мастеров абрамцевского кружка Саввы Мамонтова. Отдельного внимания в разделе 1920-30-х годов заслуживает супрематический фарфор К. Малевича. Из современных уникальных предметов следует отметить майоликовую пластику П. Ваулина и декоративный сосуд «Петух» А. Головина.

Сохраняются традиции проведения временных выставок, а на первом этаже корпуса работает ресторан «Михайловский». Здесь можно организовать праздничные торжества или просто вкусно отобедать — разнообразное меню с широким ассортиментом блюд русской и европейской кухни на любой вкус и кошелек способно приятно удивить посетителей.

Где находится и как добраться

Корпус Бенуа расположен с западной стороны Михайловского дворца (основное здание Русского музея на площади Искусств) и соединяется с ним переходом. Попасть в выставочные залы можно двумя путями:

• Через вход в Корпус Бенуа, который находится по адресу: Набережная Грибоедовского канала, дом № 2 (или же: ул.Инженерная, 2-4). Добираться удобнее всего на метро до станции «Невский проспект», выход на канал Грибоедова.

• Многие туристы посещением выставочных залов в корпусе Бенуа завершают экскурсию в Русский музей, воспользовавшись переходом между зданиями. В этом случае удобнее зайти в музей через центральный вход с площади Искусств, а на метро ехать до станции «Гостиный двор» и выйти на Михайловскую улицу.

При желании можно доехать и наземным транспортом. В нужном направлении идут троллейбусы 5 и 22, а также автобусы 3, 22, 27, 49, К212.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Русский музей в Санкт -Петербурге одно из мест, которые обязательно нужно посетить, чтобы взглянуть на картины известных художников. Корпус Бенуа представляет более современное искусство, не все картины того времени мне нравятся, но пройтись по выставочным залам, посмотреть на работы именитых мастеров было интересно. Хорошая подборка картин и отличный музей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here