Государственный музей политической истории России – один из лучших и интереснейших музеев Санкт-Петербурга. Многие приходят сюда впервые, чтобы посетить знаменитый особняк Кшесинской, в котором расположен музей. А затем, возвращаются вновь на выставки, встречи, лекции, всякий раз находя что-то новое для ума и сердца…
История и общая информация
Днем рождения музея считается 9 октября 1919 года, когда решением Петроградского Совета был создан Государственный музей Революции. Музей, посвященный главному событию эпохи, разместили в самом значимом месте – в Зимнем дворце, где он находился более четверти века.
Об этом музее, который обязательно должен был появиться в России, мечтали представители различных революционных партий еще задолго до свержения царизма. Своеобразным тому свидетельством является уникальный экспонат, который и сегодня присутствует в экспозиции.
Так, в 1907 году прогремело знаменитое Тифлисское дело, которое заключалось в успешной «экспроприации» для нужд партии большевиков весьма крупной суммы. Лихой налет был совершен прямо под окнами штаба военного округа по пути транспортировки денег инкассаторами с почтовой станции в банк. Номера крупных купюр достоинством 500 рублей (их было 200 штук) были известны охранке. На конспиративной даче в Финляндии, куда удалось переправить деньги, решено было переделать их номера, при этом один казначейский билет был испорчен. Его поместили в бутылку и закопали, чтобы сохранить специально для будущего музея. В начале 30-х годов один из участников акции нашел тайник, достал содержимое и, вернувшись из загранкомандировки, передал раритет музею.
В истории музея есть важнейшие даты, когда речь шла о самом его существовании, но находясь на грани и за гранью выживания – музей каждый раз возрождался заново.
Самыми драматичными оказались для музея первые послевоенные годы. Зимний дворец полностью отошел к Эрмитажу, рота солдат в срочном порядке упаковала все собрание музея Революции в ящики и вывезла на хранение в Петропавловскую крепость и Мраморный дворец.
В этот период происходят события, одновременно печальные и парадоксальные: коллекции, с таким трудом сохраненные в годы сталинских чисток и под бомбежками в блокаду, подвергаются уничтожению. По свидетельству ветеранов музейного дела, бывших в те годы молодыми сотрудниками, во дворе Петропавловки пылали костры, напоминавшие времена инквизиции или гитлеровского путча. Согласно сохранившимся учетным документам по идеологическим причинам сожжены более 93 тысяч экспонатов, которые были помечены грифом «Разрешается уничтожить». Музей превращается из историко-политического в музей одной партии КПСС и одного события – Октябрьской революции 1917 года.
С наступлением Хрущевской оттепели связано возрождение музея, однако после десяти лет забвения это было столь невероятным, что породило ряд анекдотов и забавных историй. Рассказывают, что совершая очередной визит в Ленинград, после посещения Кировского завода Никита Сергеевич проезжал по Кировскому проспекту, и у Кировского моста его заинтересовало красивое здание – особняк Кшесинской. На вопрос, что в нем находится, сопровождавший его первый секретарь обкома ответил, что это музей Кирова. Государственный лидер страшно возмутился, что развели настоящий культ личности Кирова, и велел тут же отправить музей Кирова в его бывшую квартиру, а в особняке поместить музей Революции.
Правда это или вымысел, но в декабре 1954 года было принято решение о передаче в распоряжение музея двух зданий (особняков Кшесинской и Брандта), а 5 ноября 1957 года состоялось его второе рождение – музей под названием Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции открыл свои двери посетителям.
В последующие годы музей теряет самостоятельность и становится филиалом Московского музея Революции.
Своим третьим рождением музей обязан переменам, произошедшим в стране в ходе перестройки, смелой инициативе руководства и самоотверженной работе всего коллектива. В августе 1991 года, буквально за неделю до путча ГКЧП, приказом министерства культуры музею присвоены самостоятельный статус и новое название — Государственный музей политической истории России. Первая выставка в новом качестве называлась «Демократия или диктатура? Политические партии и власть в России от самодержавия до перестройки».
Место расположения музея
Всем знакомо выражение: Петроград – колыбель русской революции. Но не каждый знает или помнит о том, что колыбелью самого города на Неве была отнюдь не Дворцовая набережная или Невский проспект, а Петроградская сторона. Отсюда начиналась застройка в петровские времена, здесь находилась резиденция Петра Великого и проходила первая центральная магистраль. В таком контексте размещение музея Революции в Петроградском районе Северной столицы выглядит вполне логичным.
К середине XVIII века центр столицы переместился на левый берег, а превратившийся в окраину район своими деревянными домами напоминал уездный город, где улицы зарастали слякотью и грязью в межсезонье, а летом по ним разгуливал домашний скот.
Введенный запрет на строительство предприятий в центре столицы инициировал создание крупных фабрик и заводов на Петроградской стороне. Промышленное развитие района в XIX веке повлекло за собой появление здесь научных и культурных учреждений, учебных заведений. На базе аптекарского огорода, созданного по указу Петра I для выращивания лекарственных растений, учрежден Ботанический сад. В Александровском парке появились знаменитый аттракцион «американские горки» и Зоосад — один из самых северных зоопарков мира, а также самый большой Народный дом, предназначенный для проведения культурного досуга широких масс населения. Благоустраивается территория и жизненное пространство — прокладываются водопровод и канализация, по главному проспекту пущен конный трамвай – «конка».
Архитектура и история здания
Настоящий строительный бум начался после открытия Троицкого моста в 1903 году, который соединил Петроградскую сторону с центром. В аристократических и буржуазных кругах Петербурга район стал модным местом для строительства домов, очень скоро превратившись из захолустья в респектабельную зону проживания.
Одним из первых на улице Большой Дворянской (ныне Куйбышева, 2) появился особняк Матильды Феликсовны Кшесинской по проекту архитектора А. И. фон Гогена, удостоенного за это творение серебряной медали от городских властей. Выполненный в стиле раннего северного модерна, цветом и формами напоминающий скалистые северные берега и средневековые замки, особняк имеет ряд отличительных черт. Его парадный вход скрывается в маленьком дворике за оградой, оригинален и свободный ритм оконных проемов различных размеров.
Талантливая прима-балерина Мариинского театра, умная и красивая женщина, пребывая под покровительством особ императорского дома, Кшесинская в собственном дворце проводила приемы, балы, спектакли, концерты. Роскошные внутренние интерьеры соответствовали вкусам хозяйки: спальня была выполнена в английском стиле, в большом зале царил русский ампир, строгий и сдержанный неоклассицизм эпохи Людовика XVI нашел отражение в убранстве салона.
Ближайшим ее соседом оказался успешный предприниматель, потомственный почетный гражданин лесопромышленник Василий Эммануилович Брант. Архитектор Роберт-Фридрих Мельцер в 1911 году закончил для него постройку особняка на Большой Дворянской улице (Куйбышева, 4), смешав все модные стили: неоклассицизм, модерн и символизм. Здание богато украшено горельефами, чугунным литьем и витражами — их авторство приписывают знаменитому художнику К. С. Петрову-Водкину. Узкий боковой фасад с аркой обращен к улице, основная часть дома находится в саду и обнесена чугунной оградой, столбы которой имеют необычное украшение в виде шаров, обвитых змеями.
После февральской революции 1917 года в особняке Кшесинской разместились большевики, здесь находилась штаб-квартира В. И. Ленина, с балкона он произносил свои пламенные речи, а в Белом зале впервые прозвучали его знаменитые Апрельские тезисы. Дом Бранта заняли матросы, охранявшие большевицкий штаб от юнкеров Временного правительства.
Балерина покинула страну навсегда, в Париже она открыла балетную школу и вышла замуж за великого князя Андрея Романова. Дожив почти до 100 лет, была упокоена с мужем и сыном на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Семья Брантов выехала из Петрограда в 1918 году и след их затерялся.
В советские годы в этих зданиях размещались различные учреждения, проживали М. И. Калинин, Г. Е. Зиновьев, пребывал детский интернат, с 1938 года в особняке Кшесинской находился музей С. М. Кирова.
Реконструкция 1957 года соединила оба особняка по проекту архитектора Н. Н. Надежина. Свершился некий акт исторической справедливости: исторические здания, в которых кипели бурные события революционных лет, отошли во владение музея Революции. Кабинет В. И. Ленина и комната Секретариата ЦК РСДРП(б) восстановлены на прежнем месте и выглядят так же, как и 100 лет назад. Воссозданы интерьеры парадной анфилады первого этажа, дающие представление о великолепии апартаментов его первой хозяйки.
Экспозиция и достопримечательности
Небольшая часть экспозиции и тематическая экскурсия «Фуэте судьбы» посвящены жизни Кшесинской в этом доме, но, конечно же, основные постоянные экспозиции: «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях» и «Советская эпоха: между утопией и реальностью», соответствуют назначению музея, и повествуют о политической истории России, а так же погружают в атмосферу тех лет.
Каждый век имеет свое календарное начало, эпоха начинается с эпохального события. Такими знаменательными вехами в политической истории России являются декабрь 1825 и февраль-октябрь 1917, 1941-1945 годы, оттепель 1960-х и перестройка 1990-х.
Переходя из зала в зал – от эпохи к эпохе – можно проследить всю историю преобразования государства и изменения политической системы страны.
Материалы выставок рассказывают, как зарождалось и развивалось общественно-политическое движение в России, формировались революционные и демократические партии. Много интересного поведают экспозиции и о судьбах выдающихся исторических личностей.
Здесь представлены практически все политические силы современной России XXI века федерального и регионального уровня. Это уникальное по широте охвата собрание раскрывает деятельность лидеров различных партий, членов Государственной Думы и Российского парламента.
Выставки подобраны по тематикам, информация представлена в удобной для восприятия форме, дополнена соответствующим музыкальным сопровождением.
Коллекции музея содержат почти полмиллиона экспонатов, при этом постоянно пополняются новыми материалами, принесенными в дар и собранными в научных экспедициях.
Фонды музея хранят фотографии, предметы изобразительного искусства, быта и одежды государственных деятелей, знамена и награды, партийные документы и многое другое.
Особенную ценность представляют документальные памятники давно ушедших событий, запечатлевших законодательную деятельность Екатерины Великой, реформаторскую политику Александра II, реформы П. А. Столыпина и С. Ю. Витте, свидетельства о трех российских революциях.
Располагая огромным количеством подлинных исторических материалов, творческий коллектив музея умело использует современные технологии и погружает посетителей в атмосферу знаковых для государства событий. Свою миссию музей видит в формировании политической культуры в обществе.