Дворец Белосельских-Белозерских – яркий образец аристократического особняка XIX века, розовое здание в стиле нового барокко, украшающее Невский проспект. Это памятник архитектуры, куда можно прийти на экскурсию, чтобы полюбоваться сохранившимися интерьерами, узнать интересную историю дворца и его обитателей, побывать на концерте или спектакле в изумительно красивом зале с прекрасной акустикой.
Историческая справка
Вдоль берегов Фонтанки с начала XVIII века выделялись участки для знатных особ под застройку барскими усадьбами. Потомственные князья Белосельские-Белозерские приобрели участок у Аничкова моста лишь в 1797 году, выстроив на месте небольшого деревянного дома каменное здание в строгом классическом стиле.
Прошло всего несколько десятилетий и границы парадного Петербурга расширились до Фонтанки, которая прежде служила окраиной, и ничем не примечательный княжеский дом очутился в самом центре столицы. В 1846-48 годы, архитектор императорского двора А. И. Штакеншнейдер, профессор Академии художеств, спроектировавший Мариинский дворец на Исаакиевской площади, полностью перестраивает здание, превратив его в роскошный дворец. Он стал последней по времени частной постройкой в великолепной дворцовой плеяде Петербурга.
Инициатор строительства, генерал князь Эспер Белосельский-Белозерский, едва успев сделать заказ на постройку дворца, скончался от тифа, заразившись в железнодорожном лазарете, который инспектировал по долгу службы. Вдова князя, вскоре вышла замуж за камергера В. В. Кочубея и переехала к мужу, а выстроенный заново дворец на Невском проспекте, расположенный вблизи императорского Аничкова дворца, использовала для роскошных приемов и балов, которые часто посещали царствующие особы.
Во второй половине XIX века дворец превратился в одно из самых светских мест столицы, славился музыкальными вечерами, в его прекрасном концертном зале перед избранной публикой блистали пианисты-виртуозы Антон Рубинштейн и Ференц Лист, в числе приглашенных гостей бывал композитор П. И. Чайковский.
Промышленный кризис, начавшийся в России в 1880-х годах, отразился на финансовом благополучии хозяев дворца, основные капиталы которых составляли Уральские металлургические заводы, ставшие убыточными. Дворец пришлось продать в казну.
В 1884 году его владельцами стали великий князь Сергей Александрович (младший брат Александра III) с супругой Елизаветой Федоровной – старшей сестрой последней российской императрицы. В Сергиевском дворце (такое название он получил при новых хозяевах) произошла судьбоносная встреча и романтическое знакомство наследника российского престола с будущей женой, прибывшей в Россию погостить у сестры.
Судьба самих владельцев дворца завершилась трагически. Великий князь, в то время генерал-губернатор Москвы, в 1905 году был убит эсером И. Каляевым. Вдова основала Марфо-Мариинскую обитель и стала игуменьей, передав права на Петербургский дворец племяннику погибшего мужа – Дмитрию Павловичу. Она приняла с достоинством мученическую смерть в Алапаевске в 1918 году, сброшенная заживо в шахту старого рудника вместе с другими представителями семьи Романовых.
Дмитрий Павлович в годы первой мировой войны предоставил несколько залов дворца русско-британскому госпиталю, просуществовавшему до 1918 года, о чем свидетельствует табличка при входе в здание. Для самого хозяина после его участия в убийстве Распутина дворец на некоторое время превратился в тюрьму, которую он делил с соучастником преступления – Феликсом Юсуповым.
В качестве наказания за содеянное, Дмитрий Павлович в 1917 году был выслан из России, что, ввиду грядущих революционных событий, позволило ему избежать печальной участи: не только сохранило жизнь, но и средства для жизни за границей.
Последним частным владельцем дворца был банкир и промышленник И. И. Стахеев, выкупивший его, но так и не успевший в нем пожить. В 1918 году дворец национализировали. Долгие годы его занимал райком КПСС Куйбышевского района.
Здание, сильно пострадавшее в блокаду, после войны отремонтировали, провели реставрационные работы под руководством И. Н. Бенуа. Постепенно началась экскурсионная и концертная деятельность, и в 1991 году дворец приобрел статус городского культурного центра.
С 2003 году дворец подчинен Управлению делами президента РФ.
Архитектура и интерьеры
Парадные фасады дворца напоминают творения Ф. Б. Растрелли — великого зодчего Елизаветинской эпохи, а более всего — Строгановский дворец на Мойке. Сходство усиливается одинаковым угловым расположением дворцов на пересечении Невского проспекта с водными преградами.
Конечно, совпадение далеко не случайное. Архитектор получил задание построить дворец, а образ дворца ассоциировался в большей степени именно с нарядным и утонченно-изящным стилем русского барокко, стилем, в котором выполнен главный дворец Северной столицы – императорский Зимний.
Но, не стоит забывать, что на дворе был XIX век и строение несет в себе черты присущего той эпохе стиля эклектики. В прорисовке деталей, более дробных и мелких по сравнению с оригиналом, нет игривой итальянской живописности, они выполнены с некоторой графической сухостью. Планировка дворца, облик внутреннего двора и дворовых фасадов подобны Доходным домам того времени.
Несмотря на характерные приемы барокко: овальные окна, обрамленные фигурными наличниками, четвертичные колонны, циркульные фронтоны, скульптуры атлантов, удерживающих решетчатые балконы, — дворец является лишь стилизацией под барокко, получившей название необарокко или второе барокко. Это направление становится модным в середине XIX века, и именно дворец Белосельских-Белозерских является выдающимся его примером и первым образцом такой постройки в Петербурге.
К несомненным его преимуществам следует отнести стилевое единство внешнего облика и внутренних интерьеров, что было редкостью в то время. Гораздо чаще внутреннее убранство богатых частных особняков пестрило разнообразием западных, а порой и восточных мотивов. Здесь же в декоре господствует стиль рококо и его атрибуты: дорогой текстиль, деревянный узорчатый паркет, лепнина, мраморные камины, французская живопись XVIII века, встроенная скульптура.
Работами по декорированию дворца руководил А. И. Штакеншнейдер. Для скульптурного оформления фасадов и внутренних помещений был приглашен скульптор Д. И. Иенсен.
Анфиладу парадных залов, расположенных на втором этаже вдоль Невского проспекта, начинает гостиная и парадная столовая, ее продолжает картинная галерея, преобразованная в театральное фойе, и Зеркальный концертный зал на 400 мест.
Череду залов с видом на Фонтанку открывает Малиновая гостиная, затем идут Зеленая гостиная и Приемная. Особенное впечатление производят Парадная лестница и библиотека, стены которой обшиты деревом с позолоченной резьбой.
Подлинные интерьеры дворца сохранились до наших дней. Их отделка представляет большую художественную ценность и создает особенную атмосферу, усиливающую впечатление от концерта или спектакля.
Знакомству с дворцом можно посвятить целый вечер, записавшись предварительно на часовую экскурсию перед началом представления, выбранного по Вашему вкусу на сайте дворца. В ходе экскурсии можно ознакомиться с фотодокументами о семьях владельцев дворца и фотовыставкой, посвященной русско-британскому госпиталю, размещавшемуся здесь в 1915-1918 годах.
В будние дни до 15:00 работает музей демократии А. Собчака с бесплатным входом для всех желающих.
Во дворце можно провести свадебную фотосессию.