В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. В начале прошлого века сюда стремились друзья и поклонники таланта знаменитого живописца Ильи Ефимовича Репина, чтобы с ним повидаться или заказать портрет. Ныне сюда приезжают, чтобы почувствовать атмосферу дома, где жил и творил художник в последние 30 лет своей жизни, ощутить магию места, в котором Репин пожелал остаться навсегда.
История и общая информация
В конце XIX века северо-западное побережье Финского залива, где удивительным образом сочетались красота природы, тишина и уединенность с близостью к столице, стало излюбленным местом творческой интеллигенции Петербурга. Многие писатели, художники, музыканты облюбовали здесь дачи или дома.
В 1899 году один из самых известных русских художников, профессор и ректор Петербургской академии художеств Илья Ефимович Репин приобрел участок в поселке Куоккала (ныне Репино) на имя второй жены, писательницы Натальи Борисовны Нордман. Усилия супругов через несколько лет превратили два гектара заболоченной и поросшей диким кустарником земли в прекрасный парк с аллеями, прудами, мостиками и беседками.
На момент покупки усадьбы Репину было 56 лет. Полотна, создавшие ему имя, уже были написаны: «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Иван Грозный», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и многие другие, ставшие хрестоматийными. Находившемуся на пике популярности и карьеры художнику, после драматического развода с первой женой в 1887 году, недоставало лишь тепла домашнего очага, так называемых — «родных пенатов»…
Наталья Нордман, дама образованная, знавшая несколько иностранных языков, обладавшая оригинальными взглядами, называла усадьбу «Пенатами» по имени древних богов – покровителей дома, хранителей семейного благополучия. Название прижилось и закрепилось надписью с изображением фигурок этих римских божеств на расписных воротах усадьбы по рисунку Репина. Тогда же на входе появилась дата, которая отметила начало постоянного проживания хозяев в усадьбе — «1903 год».
Одноэтажный маленький домик, не приспособленный для работы художника, полностью преобразился. Был надстроен второй этаж, появились застекленный балкон и веранда, украшенная флюгером и резьбой. На территории усадьбы также был выстроен добротный двухэтажный дом-мастерская для сына Репина — Юрия, талантливого художника, который поселился здесь с женой и детьми в 1907 году.
Усадьба полностью оправдала свое название, стала и родным домом художника до конца дней, и символом родины для него и многих русских. В конце 1917 года Финляндия провозгласила независимость от России, усадьба оказалась по «ту сторону границы», которую закрыли в апреле 1918 года, а сам Репин, никуда не выезжая, превратился в эмигранта в собственном доме.
Ни многочисленные приглашения советских властей, ни даже посетившая летом 1926 года делегация деятелей искусств, возглавляемая его учеником Исааком Бродским, не смогли склонить Репина переехать в СССР. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Согласно ее завещанию усадьба оставалась Репину, а после его смерти переходила в собственность Академии художеств на условии создания в ней музея памяти художника. После оглашения завещания Репин перевел на счет Академии 40 тысяч рублей на содержание будущего музея.
В конце жизни И. Е. Репин выразил желание навсегда остаться в «Пенатах» и даже указал место для захоронения, что и было исполнено. В последние месяцы перед смертью отца все его дети жили в усадьбе. Скончался И. Е. Репин 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке рядом с домом, который так любил. Дочь Надежда пережила его всего на год. Вера и Юрий проживали в усадьбе до 1939 года, а затем по указанию финских властей из прифронтовой зоны спешно перебрались в Хельсинки. Младшая дочь Татьяна эмигрировала с семьей во Францию.
По итогам Зимней войны (1939-1940) между СССР и Финляндией «Пенаты» оказались в составе СССР и в 1940 году стали музеем. В начале Великой Отечественной войны экспонаты музея успели эвакуировать в Ленинград. Сама усадьба, в ходе военной операции 1944 года сгоревшая дотла, была тщательно реконструирована по фотографиям и воспоминаниям современников, ее торжественное открытие состоялось в 1962 году.
Желание владельцев усадьбы осуществилось. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств.
Экспозиция и достопримечательности
Посетители музея увидят парк, наружную отделку дома и внутреннюю обстановку помещений такими, какими они были в 1905-1912 годах, когда в стенах кипела жизнь, хозяева принимали гостей, вводили новшества, устанавливали традиции, пили чай и читали лекции, спорили и пели под рояль…
Небольшая, очень светлая благодаря огромному узорчатому окну, прихожая приводила в некоторое замешательство тех, кто, впервые попадая сюда, прямо с крыльца натыкался на плакаты, оповещавшие, что швейцара нет и ждать его не стоит, раздеваться и открывать дверь нужно самому, а при желании оповестить хозяев о своем приходе — весело бить в Там-Там. Так называли медный гонг, выписанный хозяйкой из Парижа, который находится тут же на бамбуковой подставке.
Девизом репинского дома было слово «самопомощь», прислуживание считалось недопустимым, а тот, кто провинился, должен был в качестве «наказания» выступить перед гостями с короткой остроумной речью.
Еще одной знаменитой традицией стали «Репинские среды» — по средам сюда съезжались гости, в этот день над усадьбой реял голубой флаг. Хозяева заранее готовились: Илья Ефимович оставлял на мольбертах готовые картины, если хотел показать их, а Наталья Борисовна составляла меню и плакаты.
Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева. Одними из первых посетили усадьбу известный критик В. В. Стасов и Максим Горький, именно здесь и произошло их знакомство. Здесь бывали Куприн, Бунин, Анненков, Маяковский, Хлебников… Впрочем, весь культурный бомонд обеих столиц бывал на репинских средах. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.
На стенах гостиной висят картины друзей и учеников Репина, среди них: пейзаж с парусной лодкой Федора Васильева, этюд с рыжей собакой Валентина Серова, портрет Чуковского, выполненный Исааком Бродским. Всего в доме насчитывается более сотни полотен кисти Репина и его учеников. В «Пенатах» были написаны «Черноморская вольница», «Гопак», «Какой простор». Одно из лучших произведений Репина на религиозную тему, проникнутое трагизмом, — «Голгофа», датируется 1922-1925 годами, т. е. также относится к этому периоду.
Картины, украшавшие дом, постоянно менялись, их дарили и заменяли новыми. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Несмотря на то, что Финляндия больше ста лет входила в состав Российской империи, в ее главном музее русская живопись представлена не была. Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии.
Из гостиной гости переходили в столовую и усаживались за предварительно накрытый знаменитый круглый стол, конструкция которого позволяла достать без посторонней помощи любое блюдо за счет вращающейся средней части. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Таким образом, необходимость в прислуге исчезала, и реализовывались принципы самообслуживания. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято.
Стол был восстановлен по чертежам и стоит на прежнем месте, кроме того, посетители могут ознакомиться с экзотическим по тем временам вегетарианским меню, получая возможность самостоятельно оценить его рецепты. Для гостей Репина, конечно, притягательность этих обедов заключалась не в оригинальности ритуала и необычности угощения, а в увлекательных беседах и веселье, которыми они сопровождались.
К одной из комнат пристроен необычный кабинет: он застеклен с трех сторон и выходит в сад, который воспринимается как его естественное продолжение. Здесь находится библиотека и письменный стол – за ним были написаны воспоминания «Далекое близкое». По лесенке можно подняться на балкон, с которого был виден парк и берег залива. Летом Репин здесь спал на топчане, а зимой – в спальном мешке, только 20-градусный мороз вынуждал его спускаться в кабинет.
Самая интересная часть экспозиции находится на втором этаже. Поднявшись по узкой крутой лестнице, мы попадаем в зимнюю мастерскую. Она просто залита светом через стеклянный потолок и большие окна. В центре установлен мольберт с последним автопортретом (1920 год), здесь же в синей вазе – кисти художника, а на низкой табуретке лежит его подвесная палитра. В последние годы Репин вынужден был работать левой рукой, а палитру подвешивать на шею, чтобы не нагружать правую больную руку.
Отсюда можно подняться в летнюю мастерскую, где Репин работал уединенно и держал картины, которые не хотел показывать до завершения. Экскурсантам здесь демонстрируют 4-х минутные документальные кинокадры из жизни художника. На стенах развешены рисунки Репина и его учеников, чудом уцелевшие от распродажи родственниками.
Сами же хозяева больше всего любили восьмиугольную веранду, двери в которую ведут из гостиной. Это самая первая пристройка, служившая вначале мастерской. Здесь пили чай, устраивали лекции, концерты, чтения. Ее также называли верандой бюстов, так как здесь находились скульптурные работы Репина, три из которых: бюст хирурга Пирогова, Льва Толстого и Нордман, — можно видеть и сейчас.
Парк усадьбы отличается небольшими размерами и безупречностью планировки. Каждый уголок был продуман до мелочей, носил название и служил определенной цели. Парк является полноценной достопримечательностью усадьбы, тесно связан с индивидуальностью Репина, создан по его замыслу и при его непосредственном участии.
На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Площадь украшали причудливые корни деревьев, покрытые смолой, они были особенно эффектны зимой на фоне снега. Здесь также нашлось место огромным гранитным валунам. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году.
Обе беседки и ворота усадьбы были реконструированы в послевоенные годы, также как и артезианский колодец «Посейдон». Скважина глубиной 72 м дала выход мощной струе воды, которая наполняла чашу, а затем по ступеням поступала в большой пруд. Летом на нем катались на лодке, а зимой строилась ледяная карусель. Эту воду Репин считал целебной и в качестве профилактики от различных болезней пил по своей системе.
Завершая прогулку по парку, посетители музея могут поклониться праху художника, посетив его могилу у Чугуевой горки. Деревянный православный крест был установлен в 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Репина.