Зоологический музей Санкт-Петербурга

0
716

Зоологический музей Санкт-Петербурга – один из крупнейших музеев живой природы в мире. Он входит в состав одноименного института Российской Академии Наук, являясь его выставочным залом и своеобразной исследовательской лабораторией. За время своего существования музей получил всемирную известность и научное признание не только в России, но и далеко за ее пределами, а его коллекции и отдельные экспонаты занесены в международные справочники.

Экспозиция интересна для широкого круга посетителей, а расположение музея в исторической центральной части города позволяет включить его посещение в список основных достопримечательностей Васильевского острова наряду с Кунсткамерой, «Пушкинским домом» и дворцом Меншикова.

Историческая справка

Зоологический музей входит в число тех профильных учреждений, которые в начале XIX века были организованы на базе Кунсткамеры (нем. «кабинет редкостей») – первого в стране публичного музея петровской эпохи.

К этому времени Зоологический отдел уже был выделен в самостоятельную структурную единицу и располагал интересными экспонатами. В антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, кругосветном путешествии И. Ф. Крузенштерна, первой русской экспедиции вглубь Бразилии под руководством Г. И. Лангсдорфа принимали участие натуралисты, известные энтомологи. Они привозили образцы фауны с необъятных просторов России и из самых отдаленных уголков мира — эти материалы служили источником пополнения зоологической части музея Кунсткамеры.

В основу формирующегося музея легли коллекции кораллов и морских раковин, остеологические и заспиртованные экспонаты — сохранившаяся часть личных собраний Петра I и знаменитых путешественников.

Первоначально Зоологический музей разместили в Музейном филиале Академии, построенном в 1826-1831 годах позади ее Главного здания по проекту архитектора И. Ф. Лукини. Основанный в 1832 году и занимавший всего три комнаты, музей к своему 50-летнему юбилею насчитывал более 40 тысяч экспонатов, выставленных в 32 залах. Экспозиции пополнялись материалами, привезенными с Кольского полуострова и Новой Земли, Дальнего Востока и Кавказа, Восточной Сибири и Амурского Края, с русской в то время Аляски и Сахалина. Передали музею свои личные коллекции его первый директор академик Ф. Ф. Брандт, путешественники К. М. Бер и А. Ф. Миддендорф. Не удивительно, что во второй половине XIX века музей обладал наиболее полным в Европе собранием фауны Палеарктического региона.

В 1895 году для разросшихся коллекций Зоологического музея выделяется отдельное здание – Южный пакгауз Биржи, которое имеет интересную историю.

Проект Биржевой площади, разработанный еще на рубеже XVIII- XIX веков французским зодчим Жаном Франсуа Тома де Томоном, предусматривал с обеих сторон от здания Биржи строительство складских помещений, однако он так и не был реализован. После наводнения 1824 года, руководство города вновь вернулось к этой идее, так как старые склады пришли в негодность. Авторство проекта Северного и Южного пакгаузов принадлежит И. Ф. Лукини, при возможном участии К. Росси. Ранее на месте Южного пакгауза стоял дворец Прасковьи Федоровны (вдовы соправителя Петра I, его брата царя Ивана Алексеевича), который после 1727 года отошел Академии наук.

Строгость и простота фасада Южного пакгауза, выходящего на Биржевую площадь, подчеркивает центральное положение здания Биржи в архитектурном ансамбле. Нарядный фасад с двенадцатью полуколоннами обращен к Неве и Дворцовому мосту. После завершения строительства с 1829 года в этом здании проходили выставки русских мануфактур, которые поражали размахом и широтой ассортимента: от экипажей и оружия до посуды и ювелирных изделий, а в 1839 году здесь экспонировался первый русский паровоз. Знаменит пакгауз и своей Рисовальной школой, среди ее выдающихся учеников — В. И. Суриков и И. Е. Репин.

Реконструкция здания под нужды музея заняла около пяти лет. Помещения Южного пакгауза были переоборудованы архитектором Р. Р. Марфельдом. Длительного времени потребовала и подготовка экспозиции, первые посетители смогли познакомиться с ней только в 1901 году. Общественность восхищалась тем, с каким мастерством были представлены экспонаты. Один из путеводителей по Петербургу сообщал:

«Многие представители животного царства помещены не на постаментах и не в обычных искусственных позах, а в роскошных витринах, в которых с большим искусством воспроизведена и их природная обстановка (скалы, норы, логовища, ручьи и пр.)…»

Между тем работы по благоустройству продолжались, и в 1910-1915 годах под руководством Р. Р. Марфельда надстраивается третий этаж. В 1931 году на основе Зоологического музея создан Зоологический институт АН СССР.

В Великую Отечественную войну тяжелой утратой явилась гибель многих сотрудников музея. Само здание подвергалось артобстрелам, оно не отапливалось и не освещалось, однако, коллекции удалось сохранить.

В настоящее время собрание пополняется материалами многочисленных экспедиций, расширивших отделы тропической фауны, обновилась экспозиция мамонтов и разделы, посвященные животному миру Антарктиды.

Экспозиция Зоологического музея

Обширные выставки постоянной экспозиции представляют более чем 30 тысяч экспонатов и занимают 6,000 кв. метров. Все группы животного мира Земли показаны здесь – от простейших беспозвоночных, земноводных и пресмыкающихся до тропических птиц и сумчатых млекопитающих, от мельчайших представителей насекомых до гигантских слонов и носорогов, от привычных домашних животных до экзотических зверей давно минувших тысячелетий…

На двух этажах расположены три огромных зала, в которых экспонаты сгруппированы согласно классификации. Исторически сложилось так, что части одной коллекции располагали на разных этажах, приспосабливаясь к помещениям, которые не строились изначально как выставочные. Например, морские млекопитающие обитают на первом этаже и отделены от большей части своего класса, а насекомые выделены из коллекции беспозвоночных и расположены на хорах. Систематизированные коллекции распределены следующим образом:

  • I зал – китообразные и ластоногие;
  • II зал — беспозвоночные;
  • III зал – млекопитающие.

На входе в музей нас встречает памятник Карлу Максимовичу Беру – основоположнику эмбриологии, академику, путешественнику. Он руководил зоологической коллекцией в Академии наук и внес большой вклад в собрание музея.

В центральном зале первого этажа все взгляды посетителей сразу же обращаются к скелету синего кита. Только находясь вблизи огромного экспоната можно по достоинству оценить колоссальные размеры этого морского гиганта длиной 27 метров. Зрелище впечатляет – ведь это крупнейший в мире музейный экземпляр этого животного.

Не менее интересны представленные в этом зале первые экспонаты Кунсткамеры, приобретенные Петром I в далеком 1716 году. Среди них заспиртованная коллекция животных-уродцев, редкостный экземпляр гигантской анаконды, купленный у голландского натуралиста А. Себы. Здесь можно увидеть также знаменитые чучела животных: любимой лошади Петра и его собак.

По преданию, Петр I возвращался из Великого посольства в 1698 году по старой московской дороге и повстречал купцов, которые вели лошадь на продажу. Прекрасный образец карабахской породы гнедого окраса с первого взгляда пленил молодого государя, который пребывал в отличном расположении духа после удачного путешествия по Европе. Его намерения вывести Россию из изоляции начинали претворяться в действительность: были достигнуты договоренности с другими державами по целому ряду геополитических вопросов, да и его личный опыт обогатился знаниями и мастерством, особенно в кораблестроении.

Не торгуясь, Петр предложил в обмен на красавицу-лошадь своего коня и сотню монет в придачу. Сделка состоялась, и новый хозяин отправился к кузнецу, чтобы перековать лошадь. После того, как выковали первую подкову, Петр, шутя разогнувший еще не остывший металл, потребовал улучшить качество. Тогда удивленный кузнец подобрал другой материал, и подковы, одна за другой, выходившие из-под его руки, больше не гнулись в руках самодержца. Удовлетворенный работой мастера, Петр расплатился серебряным рублем, но, уязвленный кузнец, легко согнул монету и, в свою очередь, осмелился попросить замены. Восхищенный смекалкой и смелостью простого парня, оценивший его шутку Петр отдал ему весь кошелек, набитый серебром.

Лизетта — так, возможно по имени саксонской фаворитки, Петр назвал приобретенную лошадь, — верой и правдой служила десять лет своему владельцу. Она проявляла необыкновенную преданность, принимала пищу исключительно из его рук, выдержала все испытания Северной войны.

Известно, что Лизетта спасла Петра I от неминуемой гибели на поле Полтавской битвы. В пылу сражения государь оказался в одиночестве непосредственно перед неприятелем, подразделение тут же открыло прицельный огонь, Лизетта, резко метнувшись в сторону, молнией вынесла Петра на безопасное расстояние, и только один выстрел угодил в луку седла, не принеся вреда ни лошади, ни всаднику.

Увы, лошадиный век недолог: вскоре после сражения под Полтавой, Лизетта ушла в отставку по возрасту, а когда она покинула этот мир, Петр приказал изготовить чучело и выставить его в Кунсткамере. Как оказалось не зря. Все изображения Петра Великого в батальных сценах, практически все конные памятники, (знаменитый Медный всадник не является исключением) – демонстрируют нам Лизетту, чучело которой служило моделью художникам и скульпторам.

Вернемся в Зоологический музей и посмотрим вокруг. На стенах первого зала расположены больших размеров карты и схемы. Целую стену занимает схема эволюции животного мира, напротив которой развернута экспозиция, посвященная теории Чарльза Дарвина.

Историческая карта знакомит с датами и маршрутами великих географических открытий, ведь они обязательно сопровождались открытиями и в области зоологии.

Места обитания животных в природных зонах обозначены на зоогеографической карте. Образно представить естественные условия жизни зверей помогают диорамы, оборудованные в правой части залов. До мелочей продуманные композиции правдоподобно воссоздают уголки природы. Креативные решения и множество мелких деталей добавляют живости так называемым «биогруппам» – камни, испачканные птичьим пометом, следы пернатых на влажной береговой почве, капельки крови… А сколько труда и фантазии вложено в создание образов своеобразного искусства таксидермии*!

*Для справки. Таксидермия – это способ создания чучел, когда шкура животного натягивается на основу, а затем заполняется наполнителем.

Как живые предстают пингвины, белые медведи, неизменным успехом пользуются у посетителей волки, как впрочем, и другие биогруппы, вызывающие полный эффект присутствия своими позами, взглядом и оскалом.

В левой части второго и третьего залов расположены экспозиции, отражающие видовое разнообразие и представляющие научную систематику каждого типа и класса животных. Для отдельного вида дается описание с краткой характеристикой, особенностями строения, происхождения и эволюции.

Переходя из зала в зал, Вы попадаете в царство кораллов и моллюсков, который сменяет мир насекомых. Украшением коллекции насекомых являются жуки-гиганты и тропические бабочки, поражающие размерами, буйством красок и совершенством формы.

Невозможно обойти своим вниманием и коллекцию мамонтовой фауны, знаменитой на весь мир. Здесь выставлены не одни только мамонты, есть части тела и скелеты животных, живших в одно время с ними предположительно 30-40 тысяч лет назад: древнего бизона, пещерных медведей, дикой лошади, шерстистого носорога и других.

И все-таки именно мамонты представляют наиболее ценную часть коллекции. Один из интереснейших экспонатов музея – это чучело Березовского мамонта, останки которого были найдены в 1900 году на берегу реки Березовки (Якутия). Это уникальный образец взрослого мамонта, сохранившийся в вечной мерзлоте. Экспозиция воспроизводит обстановку раскопок. Чучелу придали ту же позу, в которой находилось замороженное животное – лежа на животе с вытянутыми передними ногами. Предполагается, что мамонт упал с обрыва или провалился в глубокую яму.

Не меньшей популярностью пользуется Киргиляхский мамонт (Магаданская область), известный как мамонтенок Дима. На момент находки в 1977 году он был единственным в мире полностью сохранившимся представителем исчезнувшего вида, пригодным для исследований. Находка стала научной сенсацией мирового масштаба и, одновременно, источником вдохновения для людей творческих профессий, породив множество рассказов, стихов и даже мультфильмов, например, «Мама для мамонтенка».

Чтобы не «заблудиться» среди огромного количества экспонатов и вынести цельное представление о постоянных и временных выставках музея, рекомендуется воспользоваться услугами гида и принять участие в обзорной или тематической экскурсии по выбору, который предлагает музей.

На втором этаже посетителей ждет зоопарк живых насекомых. На цокольном этаже расположены рядом с гардеробом — кафе и сувенирные киоски. В музее разрешена фотосъемка.

Помещения музея давно требуют ремонта, в нем отсутствуют современные средства подачи информации. Однако, по отзывам посетителей, коллекции по полноте и широте так познавательны, уникальные экспонаты интересны, соприкосновение с многообразием животного мира всего Земного шара захватывает на столько, что на прочие мелочи можно не обращать внимания.

Где находится и как добраться

Зоологический музей находится на Стрелке Васильевского острова, по адресу: Университетская набережная, 1.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская» находится примерно на расстоянии 1 км от музея. В хорошую погоду можно от нее добраться пешком через Дворцовый мост или воспользоваться наземным транспортом:

  • Троллейбусом № 1, 7, 10, 11;
  • Автобусом № 7, 10, 24, 191;
  • Маршруткой № 187, 191, 209, 252.