Музей «Дорога жизни»

0
1113
Фото артиллерийских орудий музея
Артиллерийские орудия музея "Дорога жизни".

Санкт-Петербург – город, который со дня основания ни разу не был взят врагом. В суровые годы Великой Отечественной войны армия, флот и мирное население не только остановили наступление фашистских войск на подступах к городу, но и защитили его от разрушения ценой собственных жизней, погибая от голода, холода, под бомбежками и артобстрелами.

Граждане страны, мужественно пережившие войну, уходят, но память о них и событиях тех лет продолжает жить.

Блокада Ленинграда

Многие современные историки относят блокаду Ленинграда к военному преступлению войск Вермахта, совершенному в годы Второй мировой войны.

В начале сентября 1941 года сомкнулось кольцо осады вокруг Ленинграда. По директиве Гитлера прекрасный город, который не удалось захватить с ходу, должны были полностью разрушить и сравнять с землей. Для защитников города начался период борьбы в условиях блокады, в которой мирные жители принимали активное участие.

Силы ленинградцев сразу же были направлены на строительство защитных маскировочных укрытий. Ночные дежурства на крышах домов, когда люди, рискуя жизнью, сбрасывали или засыпали песком зажигательные бомбы, спасали здания от пожаров. Многие исторические памятники и шедевры архитектуры удалось сберечь благодаря их героическим усилиям. Не пострадали Медный всадник, чудом уцелел Храм Спаса на Крови… Продовольственные склады замаскировать не успели.

8 сентября в результате целенаправленной бомбежки вспыхнули Бадаевские хранилища. Тысячи тонн муки, сахара сгорели в пламени пожара, мясо обуглилось, шоколадные реки утекли в землю. В осажденном городе начался голод.

Зима 1941-1942 годов выдалась на редкость холодной. Истощенный организм не в состоянии бороться с холодом. Прекратил работу транспорт, утомленные люди, возвращаясь с работы пешком, падали в снег и замерзали.

Только узкая полоска соединяла осажденный город с Большой землей. Участок железнодорожного полотна, ведущий от Финляндского вокзала к берегу Ладожского озера в районе мыса Осиновец и дальнейший путь по льду всего в 20 км от берега, занятого немцами, — стали настоящей Дорогой жизни.

Осада города длилась долгие 872 дня (08.09.41-27.01.44) и все это время, под беспрерывным огнем противника, пульсировала живая транспортная артерия, поставляя продовольствие и медикаменты, топливо и  боеприпасы. В период навигации моряки Ладожской флотилии совершали чудеса маневренности в бухте, которая в мирное время считалась непригодной для судоходства. Разгрузив баржи, их тут же заполняли, отправляя в обратный путь, чтобы эвакуировать людей и спасти исторические ценности.

История создания музея

Бессмертному подвигу моряков Ладожской флотилии и мужеству воинов Ленинградского фронта, которые обеспечили работу единственной трассы, соединявшей осаждённый Ленинград со страной, посвящен музей «Дорога жизни», открытый 12 сентября 1972 года.

Он является филиалом Центрального военно-морского музея и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы».

Музей находится на том самом месте, откуда начиналась военная магистраль – на 45 километре от города, рядом с «Ладожским курганом», сооруженным в память о погибших во время блокады сотрудниках пароходства. Неподалеку возвышается действующий Осиновецкий маяк, служивший важным ориентиром для навигации в военный период.

Небольшой домик, в котором в годы войны одновременно располагались руководство военно-морской базы, столовая и красный уголок, после размещения в нем музея, сразу стал местом встреч ветеранов и всех энтузиастов, неравнодушных к памяти Великой Победы. Благодаря поисковым работам со дна Ладоги поднимали памятники военной истории, экспозиция пополнялась архивными документами, на территории появились те самые воздушные, водные и наземные транспортные средства, которые доставляли грузы и спасли тысячи жизней в блокаду, зенитные, корабельные и полевые орудия, защищавшие дорогу от врага.

Много сил и энергии в развитие филиала вложил его первый заведующий капитан 1-го ранга Петр Лазаревич Редькин, автор вышедшего в свет в 1978 году путеводителя по музею «Дорога жизни». За почти полувековую историю филиал принял более миллиона посетителей, и даже в годы развала страны, практически без финансовой поддержки со стороны государства, не прекращал свою деятельность.

Экспозиция и достопримечательности

В 2015-2016 годах крупномасштабная реконструкция превратила всю территорию музея в современный мемориальный комплекс, достойный сохранения памяти событий тех грозных лет для последующих поколений. Небольшое, но красивое и безупречно ухоженное пространство, четко распланировано и дает возможность каждому погрузиться в атмосферу истории.

Основная экспозиция музея расположена на двух этажах в современном здании оригинальной конструкции, символизирующей ледяную ладожскую глыбу, одновременно напоминающую нос корабля. Здесь работает экскурсовод, есть информационные электронные стенды.

Большое количество экспонатов: макеты, плакаты и картины, образцы оружия, которое изготавливали в блокадном городе, приборы и модели кораблей, обмундирование и водолазный костюм, предметы обихода, — охватывает широкий тематический спектр, дает целостное представление о хронологии событий.

Повествование начинается с прошлого Ладоги – крупнейшего озера Европы, северные берега которого изрезаны фьордами, а частые штормы и туманы препятствуют судоходству. После знакомства с особенностями озера, совершенно невероятными кажутся фантастические проекты, реализованные в сложнейших условиях штормовой погоды и атак вражеской авиации: прокладывание по дну Ладожского озера телефонного и электрического кабелей, сооружение трубопровода для горюче-смазочных материалов.

Экспозиция рассказывает о блокаде, первой и второй навигации, создании ледовой дороги, о том, как упорное сопротивление армии, флота и населения не дало вражескому нашествию ни войти в город, ни продвинуться вдоль берегов Ладоги, чтобы отрезать его от «Дороги жизни». Сорвать перевозки по водной трассе не смогли ни авиационные налеты, ни попытки немецко-фашистского командования сформировать на Ладоге свои военно-морские силы.

18 января 1943 года в результате операции «Искра» блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1943 года небо над городом озарил победный салют — 24 залпа из 324 орудий ознаменовали полное и окончательное снятие блокады.

Посещение выставочных залов позволяет прикоснуться к военной истории и вызывает патриотические чувства. Особенно радуют посетителей прекрасное состояние экспонатов и дизайнерские решения в оформлении экспозиции.

После экскурсии интересно увидеть своими глазами легендарные транспортные средства «Дороги жизни», установленные на территории комплекса.

Для многих «Дорога жизни» ассоциируется, прежде всего, с трассой, проходившей в зимний период осады по льду Ладожского озера. В ангаре для крупногабаритных экспонатов демонстрируются автомашина ГАЗ-АА, поднятая со дна Ладоги в 1947 году, и автомобиль ЗИС-5, после освобождения Ленинграда прошедший путь до Берлина. Здесь также представлены полевая кухня, морские мины, минный трал (приспособление для вылавливания морских мин), другие экспонаты и материалы, рассказывающие о создании и функционировании дороги.

О периоде навигации посетителям напомнит павильон «Малый охотник», который хранит уникальный памятник – единственный сохранившийся с тех времен сторожевой катер МО-4 (морской охотник за подводными лодками). В блокаду два дивизиона таких быстроходных катеров несли службу на дороге жизни, выполняя универсальные задачи: конвоировать баржи и десанты, обстреливать береговые позиции противника и вражеские корабли, нарушать морские сообщения немцев и вести разведку. За героизм, проявленный в боевых операциях, они получили название «Крейсеры Ладоги».

Настоящее раздолье для мальчишек представляет выставленная на открытых площадках отреставрированная боевая техника и транспорт времен войны, среди которых:

  • Транспортный самолет Ли-2Т. На таких самолетах прибывали грузы и вывозились раненые. В блокадном городе работали оборонные предприятия, круглосуточно выпуская продукцию для нужд фронта, которую авиация доставляла к месту назначения. Более тысячи полковых пушек и минометов отправили ленинградцы в последние месяцы 1941 года в самый разгар битвы за Москву героическим защитникам столицы.
  • буксирный пароход «Ижорец № 8» обеспечивал перевозки грузов на баржах по ладожскому озеру в период блокады;
  • самоходный двух трюмный тендер, построенный в 1942 году на Адмиралтейских верфях блокадного Ленинграда, – герой Ладожской навигации;
  • фрагменты корабельного оборудования — гребной винт канонерки «Бира», якорь сторожевого корабля «Конструктор», часть борта лодки «Бурея»;
  • Корабельная артиллерия, которая успешно отражала налеты вражеских бомбардировщиков и истребителей;
  • Полевые пушки и гаубицы, принимавшие участие в сухопутной обороне и прорыве осады.

Затем молодежь устремится в интерактивный стрелковый тир, чтобы посоревноваться в меткости стрельбы из пистолета Макарова и автомата Калашникова, выполнить сложную миссию снайпера в составе команды.

Кроме тира в административном павильоне есть конференц-зал, интернет-кафе и мультимедийная система. В кабине грузового автомобиля за баранкой легендарной «Полуторки» Вы отправитесь в виртуальный рейс по хрупкому льду Ладоги, где подстерегают полыньи, поломки, обстрел с вражеских самолетов. Напряженную атмосферу военного времени создают реалистичная графика панорамного экрана, настоящие рычаги управления и точно воспроизведенный ландшафт местности.

После завершения осмотра всего комплекса можно отдохнуть на скамейках чудесной набережной, любуясь безбрежной водной перспективой. Близкими и понятными становятся строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, пережившей блокаду:

«Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги».

Где находится и как добраться

Посетить музей можно в составе автобусных экскурсий, стартующих от станций метро «Ладожская» и «Площадь Александра Невского», организуемых комитетом Ленинградской области по туризму и государственной организацией «Информационно-туристический центр».

Самостоятельно добраться можно, проехав на электричке с Финляндского вокзала (метро «Площадь Ленина») до конечной станции «Ладожское озеро», а затем — пешком около километра в сторону озера.

На личном транспорте нужно ехать по Рябовскому шоссе (А 128) в северо-восточном направлении в сторону города Всеволожска.

Следует учесть, что музей работает с 11:00 до 18:00, понедельник, вторник и последний четверг месяца – выходные дни.