История и общая информация
Сампсониевский мост напоминает о знаменательном событии – победе русских войск в Северной войне. Он назван в честь святого Сампсония Странноприимца, день памяти которого отмечается 27 июня. Именно в этот день в 1709 году была одержана победа в грандиозном сражении под Полтавой, определившем исход войны. Шведский король был ранен и с остатками разгромленной армии бежал в Турцию. Мирный договор, заключенный в 1721 году, вернул России исконные русские земли и обеспечил выход к Балтийскому морю, а город, выросший в устье Невы, стал новой столицей России.
В Санкт-Петербурге на Выборгской стороне, откуда по Выборгскому тракту русские полки двигались на неприятеля, стоит Сампсониевский собор. Его воздвигли в 1732 году на месте деревянной церквушки, заложенной лично Петром I еще в 1709 году в благодарность святому за покровительство русским в их решающем сражении со шведами. Кстати сказать, годовщину Полтавской битвы при жизни Петра I отмечали ежегодно как важный государственный праздник.
О самом Сампсонии известно, что жил он в начале прошлого тысячелетия и являлся великим врачевателем. Занесенный по воле судьбы в Константинополь, гениальный целитель основал больницу, где любой странствующий путник находил приют и исцеление. Поэтому прозвали святого – Странноприимец. Остатки фундамента и стен госпиталя, который стал собственностью ордена госпитальеров и процветал в XIII веке, в Стамбуле можно увидеть и сейчас.
Но вернемся в Петербург к Сампсониевскому мосту. Первые упоминания о наплавной переправе у истока Большой Невки относятся к 1806 году, когда сюда был переведен Гренадерский мост, которому тут же дали новое имя – Выборгский.
В середине XIX века в этом месте появился деревянный мост на сваях, получивший название от находившегося рядом Сампсониевского собора. Это был один из первых постоянных мостов на Неве. У правого берега он был оснащен разводным пролетом с ручной разводкой.
Мост неоднократно перестраивался, изменялись его размеры, и даже местоположение сместилось вниз по течению реки при сооружении временной переправы, которая просуществовала с 1908 года до середины 50-х годов. В 1923 году ее переименовали в мост Свободы, а в 1937 году в ходе капремонта временного моста деревянный пролет заменила металлоконструкция.
Современный металлический мост был построен на старом месте в 1955-1958 годах по проекту, разработанному инженерами В. В. Демченко и Б. Б. Левиным, архитекторами Л. А. Носковым и В. А. Грушке.
Согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 214,8 метра, ширина – 27 метров. Сооружение состоит из семи пролетов, средний пролет — разводной, двукрылый. Мост разводят по предварительным заявкам, используя для этой цели электропривод, но до сих пор сохраняется механизм, дающий уникальную возможность ручной разводки.