«Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основания замка. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, … ещё более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома…» Так писал о Михайловском (Инженерном) замке Николай Семенович Лесков — «самый русский из русских писателей» по мнению литературоведов.
Действительно, видения и легенды сопровождают величественное здание на берегу Фонтанки с момента закладки первого камня до наших дней. Необычная история и красота овеянного мистикой сооружения, напоминающего европейские средневековые крепости, делают его необыкновенно привлекательным для любознательных туристов и жителей Санкт-Петербурга. И это не удивительно, ведь Михайловский замок – воплощенная в камне мечта о рыцарских идеалах, императорская резиденция, покинутая венценосной семьей, уникальный памятник архитектуры, завершающий русскую историю XVIII века.
Историческая справка
Сын Екатерины Великой Павел Петрович с детства грезил рыцарской эстетикой, в молодости увлекался масонством, а после вступления на Российский престол принял сан Великого магистра ордена Мальтийских рыцарей.
В молодые годы заграничное путешествие привело великого князя в замок Шатийи (усадьба принца Конде во Франции), поразивший воображение будущего монарха и его супруги. В Европе он знакомится со своим будущим придворным архитектором художником-декоратором Винченцо Бренной и приглашает его в Россию для отделки помещений в Павловске.
В 1784 году европейские впечатления находят выражение в первых набросках плана особенного замка, выполненного императором собственноручно. 12 лет разрабатывался проект, к которому он привлекает Анри Франсуа Виолье, а затем, впавшего в немилость архитектора — сменяет Василий Баженов. Предполагалось замок построить в Гатчине, но судьбе было угодно иное…
В ноябре 1796 года скончалась Екатерина II. Едва успев взойти на Российский трон, Павел I издает указ о немедленном и срочном строительстве новой парадной императорской резиденции на месте обветшавшего творения Растрелли – деревянного Летнего Елизаветинского дворца. Место выбрано не случайно – в этом доме он появился на свет.
В указе будущему замку уже дано название – Михайловский в честь архангела Михаила, покровителя дома Романовых. Павел приказывает строить светское сооружение, но называет его подобно храму.
Словно предчувствуя недолгий срок своего правления (всего 4 года, 4 месяца и 4 дня), Павел торопится воплотить свою многолетнюю мечту. Баженов не в состоянии творить в таком темпе, и любимый итальянский архитектор Бренна с готовностью предоставляет свои услуги: перерабатывает окончательный вариант проекта (всего их было 13) и приступает к строительству.
Работы ведутся круглосуточно, территорию, где одновременно работают 6 тысяч человек, в ночные часы освещает огонь факелов, необходимые материалы доставляют с других строящихся объектов (в том числе Исаакиевского собора), в распоряжении архитектора — квалифицированные помощники, среди которых будущая знаменитость Карл Росси. Строительство, на которое была затрачена огромная по тем временам сумма – 6 000 000 рублей, датируется рекордными сроками — с 1797 по 1800 годы.
Как только в основных парадных и жилых покоях закончилось оформление интерьеров, 1 февраля 1801 года в стены замка, которые и просохнуть толком не успели, торжественно въехала семья императора с многочисленной свитой. Через 40 дней, 11 марта того же года, Павел был предательски убит в собственной спальне участниками дворцового переворота, организованного высшими сановниками государства. Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара. «Обиженное» реформами Павла дворянство ликовало, солдаты плакали в то утро 12 марта и говорили: «Он был нам отец». На трон взошел Александр I.
Двор немедленно покидает еще не обжитую резиденцию и возвращается в Зимний дворец. Интерьеры Михайловского замка буквально разбирают по частям. По Высочайшему указанию вывозятся не только художественные ценности: картины, скульптуры, гобелены, мраморные камины, — отсюда берут необходимый для строительства Нового Эрмитажа мрамор и другие материалы, серебряные церковные врата отправляют на переплавку…
В 1819 году здание отдают Главному инженерному училищу, от которого происходит его второе название. После Октябрьской революции здесь открыли Ленинградское военно-инженерное училище. Инженерный замок вписали в историю страны знаменитые выпускники его учебных заведений: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые П.Н. Яблочков и И.М. Сеченов, герой Крымской войны генерал Э.И. Тотлебен и советский генерал Д.М. Карбышев, погибший в гитлеровском концлагере, и многие другие.
Михайловский замок является определенной вехой в истории Российской империи. Здесь, со смертью Павла I от рук заговорщиков, завершилась эпоха дворцовых переворотов, но не закончилась печальная участь российских императоров. Из окон замка виден Храм Спаса на Крови, возведенный на месте смертельного ранения его внука Александра II. Между замком и храмом находится Михайловский сад. Об этом строки Анны Ахматовой:
«Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят».
Интересно, что именно Александру II принадлежала идея превратить спальню убитого предка в церковь, которую он ежегодно посещал 11 марта, чтобы помолиться.
Особенности архитектуры
Михайловский замок, выполненный в стиле романтического классицизма, единственный в России «Замок на воде», действительно в XVIII веке стоял на рукотворном острове. Северо-восточную часть территории омывали воды Фонтанки и Мойки, а с юга и запада были прорыты Церковный и Вознесенский каналы, через которые были переброшены три подъемных моста, охраняемых часовыми и пушками.
В структуре Михайловского замка отразились религиозно-философские воззрения Павла I, объявившего себя главой Церкви, его стремление к полной централизации власти и притязания на роль главы христианского мира. Строение наполнено смешением сакральных наименований и изречений, масонских знаков, рыцарских символов и аллегорий.
План замка представляет собой квадрат с вписанным в него восьмиугольником внутреннего двора.
Одни исследователи считают, что это масонские символы, другие связывают с формой ларца, в котором якобы спрятаны реликвии мальтийских рыцарей.
На флагштоке башенки восточного фасада, выходящего на набережную Фонтанки, развевался императорский штандарт, сообщая о том, что Павел находится в замке.
Северный фасад обращен к Летнему саду и разработан как парковый.
Самый нарядный — западный фасад, где под шпилем находится домовая церковь Святого Михаила. Внутри купол украшает изображение всевидящего ока – символ масонов.
Еще один масонский символ – статуи, олицетворяющие день и ночь, располагались в нишах главного, монументального и торжественного, южного фасада, на фризе которого нанесена слегка видоизмененная строка из библии.
Перед главным въездом в замок был установлен памятник Петру I, а на постаменте высечена надпись «Прадеду – правнук».
Внутренние помещения замка имеют сложную конфигурацию: круглые или овальные, многоугольные или снабженные нишами.
Залы неоднократно реконструировали под нужды училища, каналы засыпали, мосты убрали. Первоначальные интерьеры, созданные по проекту В. Бренны с привлечением замечательных художников и скульпторов, практически не сохранились.
Исключение составляет парадная лестница, где использован контрастный переход от нижнего, словно зажатого стенами, затемненного пространства к широкому верхнему ярусу, залитому светом из огромных окон.
Воплощение идеи восхождения от тьмы к свету, от несправедливого правления к добродетельному монарху поддерживается скульптурой «Умирающая Клеопатра».
От первоначального убранства сохранился также бронзовый барельеф с изображением государственного герба Российской империи, на котором вместе с двуглавым орлом — мальтийский крест.
Легенды Михайловского замка
Явление архангела Михаила
Видения начались еще до закладки замка. По преданию, караульному солдату, несшему службу у Летнего дворца, явился посланник Архангела Михаила, указавший место для постройки Дома и Храма. Возможно, распространению легенды способствовал сам Павел, желая таким образом оправдать необходимость срочного строительства новой императорской резиденции.
Надпись над входом из 47 букв
Еще один миф связан с предсказанием городской юродивой Ксении Петербуржской о том, что проживет император столько лет, сколько букв написано над входом в его дом. Надпись на Михайловском замке «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» согласно орфографии того времени содержала 47 букв. И точно, император был убит на 47 году жизни.
Цвет стен замка
Необычный розово-оранжевый цвет замка связывают с Прекрасной Дамой, которая, как и положено рыцарю, у Павла была. Фрейлина Анна Гагарина обронила перчатку, цвет которой по приказу императора послужил образцом для окраски стен.
Призрак императора и ларец Мальтийских рыцарей
Среди многочисленных легенд о привидениях Михайловского замка главная повествует о призраке императора Павла I, который бродит по коридорам и замечен в окнах замка. Легенду придумали кадеты Инженерного училища, ей посвящен рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».
Когда рыцари Мальтийского ордена поступили под защиту Павла I, они привезли в Петербург свои реликвии, в том числе некий магический ларец, который мог хранить только Великий магистр. Одна из легенд гласит, что эта реликвия спрятана в подземельях замка, а душа императора-магистра появляется в замке, проверяя сохранность секретов Ордена…
Неприступная крепость
Миф о том, что Павел хотел создать неприступную крепость, и поэтому замок окружают рвы, бастионы, пушки, подъемные мосты – не выдерживает критики. По замыслу хозяина замок совмещал функции парадной резиденции, жилого дома и музея. На третий день после новоселья было дано разрешение: беспрепятственно осматривать Михайловский замок всем желающим, чем и воспользовались современники, оценив его как образец «роскоши и вкуса».
Много времени прошло с тех пор, и после долгого ограничения на вход вновь открылись двери этого чуда архитектуры, правда, теперь уже на платной основе.
Экспозиция и достопримечательности
В 1994 году Михайловский замок полностью вошел в сеть филиалов Русского музея, за исключением помещений, в которых с 1957 года разместилась библиотека военно-морского флота. Были проведены крупномасштабные реставрационные работы, многим залам возвращен первоначальный облик, восстановлена надпись на фасаде и скульптура во внешнем оформлении здания. Кроме того, преобразования коснулись территории, окружающей замок. Восстановлены фрагменты Трехпролетного моста и часть Воскресенского канала перед главным фасадом.
Открытие музея было приурочено к 300-летней годовщине основания Петербурга – 27 мая 2003 года. Тогда же во внутреннем дворе замка был установлен памятник Павлу I, созданный В.Э. Горевым и В.И. Наливайко.
Сюда перевели собрание картин иностранных художников, писавших в России в XVIII-XIX веках, организовали постоянно действующий открытый фонд скульптуры прошлого, позапрошлого и нынешнего столетия и тематическую экспозицию из произведений русских художников первой половины XIX века «Петербургское общество эпохи Романовых».
К наиболее ценным коллекциям постоянных экспозиций относятся:
- Лица России. Портретная галерея Русского музея;
- Восстановленные дворцовые интерьеры конца XVIII века;
- Макет Михайловского замка.
Сегодня в стенах Михайловского замка оживленно. В Георгиевском зале проходят концерты классической музыки, встречи и даже балы. Сотрудники музея ведут лекционные программы, сопровождающие временные выставки.
С историей замка и шедеврами искусства можно познакомиться в ходе экскурсии, которая проведет по парадной лестнице, картинной галерее, тронному залу с посещением церкви и спальни Павла I, которые недоступны посетителям при самостоятельном осмотре. Любителям приключений предлагают ночную экскурсию — может быть кому-то повезет увидеть императора на прогулке со свечей в руке или играющим на флажолете (старинная флейта).
Недавно в западном павильоне Михайловского замка открылся суперсовременный центр мультимедиа под названием «Электронный Русский музей», где перед глазами зрителей оживают полотна знаменитых художников. Сотни музейных экспонатов представлены на цифровых носителях в современной интерпретации.