Прогуливаясь вдоль колоннады Казанского Собора в самом центре Санкт-Петербурга, Вы непременно обратите внимание на роскошное здание напротив: прозрачный купол со стеклянным шаром уносится высоко в небо, в огромных витринах отражаются огни и плывущие над городом облака. Это хорошо знакомый жителям города и его гостям Дом книги – центр культурной и интеллектуальной жизни Северной столицы.
Внимательный взгляд отметит, что здание своей яркой декоративностью конфликтует со строгой линией Невского проспекта, а парящий на крыше американский орел интригует и разжигает любопытство – откуда он здесь взялся? Да и многочисленные надписи «Зингер» подсказывают, что не всегда здесь был книжный магазин.
История этой необычной постройки действительно полна занимательными фактами, таинственную завесу над которыми мы постараемся немного приоткрыть.
Историческая справка
Проект здания Зингер, возведенного в 1902-1904 годах, передовой для своего времени в области архитектуры и строительной инженерии, и по назначению являлся новаторским. Это был первый в Санкт-Петербурге бизнес центр. Его построили по заданию «Акционерной компании Зингер», которая контролировала торговлю своими швейными машинами на российском рынке.
Основал производство швейных машинок в 1850 году Исаак Зингер – американский промышленник и изобретатель. Швейные машинки существовали и раньше, но Зингеру удалось быстро усовершенствовать конструкцию, сделав их более удобными для массового пользователя. Удачный маркетинг довершил дело, и к концу XIX века продукция пользовалась повышенным спросом. Международная фирма «Зингер и К⁰» сказочно разбогатела и приобрела известность в Европе и России. Символом могущества на рынке становятся шикарные офисные здания, возводимые в разных странах для филиалов компании, в том числе «Зингер-Билдинг» — один из первых небоскребов на Бродвее в Нью-Йорке.
Построить в столице Российской империи большое офисное здание, где разместилась бы администрация, магазины, швейная мастерская, а сдаваемые в аренду помещения должны были вмещать чуть ли не весь деловой Петербург, представители компании Зингер предложили видному русскому архитектору Павлу Сюзору.
Сын французского эмигранта, зять и любимый ученик выдающегося зодчего, академика Александра Брюллова, с одной стороны очень гордился своим классическим образованием, полученным в Академии художеств, а с другой стороны был приверженцем авангардного европейского стиля арт-нуво, входившего в моду. Заказчики выдвинули ему всего два требования: чтобы на здании красовался орел – символ Соединенных Штатов Америки, и само здание было не хуже, чем в Нью-Йорке. Они предоставили для сравнения проект американского офиса, на котором была показана лишь нижняя его часть, предусмотрительно умолчав о строящейся башне-небоскребе. Архитектор с тридцатилетним стажем, не заметив подвоха, согласился.
Ушлые бизнесмены и место для строительства выбрали оживленное, в самом центре, где от будущих клиентов не было бы отбоя, и акции выпустили, причем благодаря рекламе ценные бумаги еще не существующего дома шли по очень высокой цене.
На том участке, где сейчас стоит Дом книги, когда-то находился сгоревший дотла театр, затем проживал духовник императрицы Екатерины II, его сменил аптекарь, а когда наступили времена первых фотографий, в четырехэтажном особнячке открылось знаменитое фотоателье Левицкого и небольшой книжный магазин.
Этот добротный особнячок принадлежал тогда вдове штаб-ротмистра Жуковской, и продавать его она не хотела. Время шло, переговоры затягивались, вдова не соглашалась. Не так-то просто было расстаться с домом на берегу Екатерининского канала (ныне — канала Грибоедова), в бойком доходном месте, с таким прекрасным видом из окон.
Других подходящих участков на Невском проспекте не было, и вся затея как бы оказалась на гране срыва. В воздухе запахло скандалом, который раздували газеты, акции дома начали падать, архитектор нервничал, но расторгнуть договор не решался – слишком велика была неустойка.
Когда котировки акций упали совсем, представитель компании Зингер скупил их все, а к владелице подослал нанятого прорицателя. Тот провел сеанс магии и объявил вердикт: благоденствие вдовы зависит от ее положительного решения о продаже дома и переезде в Ниццу. Только тогда Жуковская уступила особняк более чем за миллион рублей, что, как это ни забавно, в действительности спасло ее от разорения. Когда в 1919 году здание Зингер было национализировано, она безбедно доживала свой век на Лазурном берегу на юге Франции.
Надо сказать, что далеко не все архитекторы Петербурга одобряли возведение здания Зингер в таком месте. Академик архитектуры Л. А. Ильин – будущий главный архитектор Ленинграда, считал неприемлемой саму идею открытия торговой фирмы напротив Казанского Собора. Но император указ подписал, за два года здание построили, и 13 лет оно принадлежало компании Зингер – до Октябрьской революции 1917 года.
Как и предполагалось изначально, часть помещений сдавалась в аренду разным структурам. Так, например, в годы Первой мировой войны здесь находилась швейная мастерская по пошиву обмундирования, а также консульство США.
При советской власти на нижних этажах прочно обосновался центральный книжный магазин, а верхние этажи заняли государственные издательства. Здесь часто можно было встретить известных советских поэтов и прозаиков. В блокадные годы книжный магазин не прекратил работать, даже когда взрывной волной выбило окна. В мирное время произвели ремонт и вновь открыли Дом книги.
Архитектура здания
Американским бизнесменам очень хотелось построить в центре Петербурга небоскреб. Но в городе с 1844 года для гражданского строительства действовал регламент, который запрещал возводить здания, превышающие отметку 23,5 метра (высота карниза Зимнего Дворца).
Когда высочайшее разрешение на строительство было получено, одновременно стало ясно, что небоскреба не будет. Тогда заказчики, ссылаясь на пункт договора, где указывалось, что офис в Петербурге не должен уступать зданию Зингер в Нью-Йорке, потребовали: раз уж нельзя небоскреб, так пусть роскошное убранство дома компенсирует этот недостаток, и при этом отражает деятельность компании и станет ее главной рекламой.
Им нужно было особенное здание: броское, дерзкое, ультрасовременное. И это окончательное требование Павел Сюзор выполнил с честью.
Архитектор выстроил здание в законные шесть этажей, а сверху возвел мансарду, которая под запрет, касающийся только высоты фасадов, не подпадала, и увенчал постройку угловой легкой прозрачной башней, с подсветкой в вечернее время.
Заказчики хотели, чтобы купол был в виде наперстка, но зодчему все же удалось придать ему вытянутую форму, благодаря чему все сооружение выглядит высотным, доминирует, но не затмевает Казанский собор и Храм Спаса на Крови.
Большие массивы стекла придают зданию своеобразный шарм. Но чтобы этого добиться: установить атриум, купол и огромные окна, — пришлось внедрять инженерные новшества. И, кстати, технология несущего стального каркаса была позаимствована у создателей первых небоскребов.
Безусловно, эстетика фасада выиграла и от того, что водосточные трубы были спрятаны в стенах, что также являлось нововведением. По внутренним медным трубам стекала и дождевая вода, и растопленный паром снег. Приточная вентиляция была самой лучшей, а лифты – самыми современными.
Строение выполнено в модном на рубеже XIX-XX веков стиле модерн, но в своем убранстве также несет черты необарокко. Это скульптурные группы, картуши, женские маски в венках из листьев, которые гармонично сочетаются с растительным орнаментом и фонарями в виде золотых драконов в стиле арт-нуво.
Многоярусные аркады фасада облицованы красным и серым гранитом, балконы с решетками из кованой бронзы обрамляют полотна окон. Стены внутреннего дворика выложены строгой белой и цветной плиткой в лучших традициях парижского модерна.
Невольно поражает мастерство, с которым так тонко и ловко достигается насыщенность многочисленного декора символикой, связанной со сферой деятельности и прославлением компании Зингер. Многочисленные надписи с инициалами или названием фирмы вплетены в решетки ворот и орнамент стен. Творения талантливых скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона наполнены прозрачной аллегорией.
Здесь есть и Меркурий — бог торговли, и девы Валькирии на рострах кораблей с атрибутикой в виде веретена, которое символизирует легкую промышленность. Даже швейную машинку удалось пристроить сбоку одной из статуй. И наконец, самую высокую точку здания венчает глобус диаметром 2,8 метров, опоясанный лентой с надписью «Зингер и К⁰», — знак всемирного признания ее продукции.
Так же великолепно и респектабельно выглядели внутренние интерьеры. Ассиметричный изгиб мраморной лестницы уносил наверх ее марши, увитые декоративной ковкой в виде вьющихся растений, словно прорастающих золотым листом. Криволинейные очертания огромного внутреннего окна размывали границы стен, наполняя помещения воздухом и светом.
Выдающийся архитектор П. Ю. Сюзор спроектировал и построил в городе около сотни домов, шесть из которых — на Невском проспекте. Но, несомненно, главное его творение, в которое он вложил весь свой талант и свою душу, – здание торгового дома Зингер. Это очень выразительное здание, ставшее одним из символов Петербурга, без которого уже трудно было бы представить Невский проспект…
Современное состояние
Сегодня в здании Зингер находятся центральный книжный магазин «Дом книги» и элитные офисные помещения, в числе арендаторов – социальная сеть «В Контакте».
В начале нынешнего тысячелетия после проведения масштабной реконструкции, ремонта перекрытий, реставрации интерьеров обновленный Дом книги снова засиял. Здесь все: венецианская штукатурка стен, мозаичный пол, дубовые рамы на окнах, массивные двери, декоративная ковка, – воссоздано таким, как сто лет назад.
Парадная лестница, у которой первоначально было только два пролета из каррарского мрамора, стала полностью мраморной. Появились две новые лестницы и современные лифты.
Дом книги – крупнейший книжный магазин Петербурга и один из самых больших в Европе. В нем есть «все», но не всегда – книжные новинки быстро разбирают, ведь место по-прежнему остается оживленным и многолюдным. Часы работы: с 9:00 до 24:00.
Многие любят бывать здесь, даже если не удастся сразу приобрести желаемое издание. Просто, чтобы ощутить неповторимый книжный запах, подняться в уютное кафе, и сидя за столиком с чашечкой ароматного кофе неспешно любоваться прекрасным видом на Казанский собор.
В Дом книги можно совершить экскурсию. Гид поведает историю дома и проведет по помещениям с великолепными интерьерами, которые для посторонних закрыты. Главной изюминкой станет посещение хорошо обустроенного и безопасного купола с открывающейся с высоты птичьего полета прекрасной панорамой.
Здание с многовековой историей. В нём происходило столько разных событий. Как же хорошо, что оно сохранилось до наших дней и радует современных людей своей уникальной архитектурой.
Валерий, полностью с Вами согласны и считаем Дом компании Зингер настоящим сокровищем Невского проспекта, да и Санкт-Петербурга в целом. Кстати, про историю и другие достопримечательности Невского проспекта можно прочитать здесь: https://spbguidebook.ru/dostoprimechatelnosti-i-istoriya-nevskogo-prospekta/
Величественное, красивое, вдохновляющее. Пройти мимо невозможно, я любовалась этим домом еще когда не знала что это и есть «Зингер», когда была в Питере первый раз. Символ Санкт-Петербурга.