«Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки».
Столь красочное и поэтичное описание относится к 1917 году, его автор — Осип Мандельштам (повесть «Египетская марка»). Но о каких каменных домах, «сделавших лицо» проспекта, сообщает писатель? Без сомнения, один из них – это дом Бенуа.
История и общая информация
Построенный в начале прошлого века, не дом, а целый микрорайон — «город в городе», производит впечатление и в наши дни. В те же времена — он являлся эталоном элитного жилья, занимая целый квартал Петроградской стороны. По праву заслуживший название одного из самых крупных и благоустроенных домов, жилой комплекс был спроектирован на 250 больших квартир и оснащен передовыми инженерными коммуникациями: электричеством, водопроводом, канализацией, паровым отоплением.
Жители пользовались лифтами, телефонами, встроенными гаражами. В каждой из 25 парадных был швейцар, в каждом дворе (их более десяти) – дворник. Инфраструктура включала в себя собственную электростанцию и котельную, мусоросжигательную печь и снеготаялку, а в цокольных этажах размещались прачечная и магазины.
Вообще Каменноостровский проспект, на котором находится дом Бенуа, берет свое начало с дороги, ведущей в XVIII веке от Оружейного двора к Троицкой площади. Он именовался Большой Ружейной улицей, а затем «Дорогой на Каменный остров». В XIX веке получает свое современное название и продлевается от Кронверского проспекта до Большой Невки. В 1903 году проспект дополнил участок, проложенный через Александровский парк к только что открытому к 200-летию города Троицкому мосту, соединившему отдаленный район с центром города.
Совсем не случайно Первое Российское страховое общество, построив свой первый доходный дом в Москве на Кузнецком мосту, планирует постройку второго, Петербургского доходного дома, — на Каменноостровском проспекте. Строительный бум быстро превратил Петроградскую сторону в фешенебельное место проживания.
Застройка района выполняется в модном тогда, современном европейском стиле, что привлекает сюда представителей буржуазной, аристократической и творческой элиты. В 1911-1912 годах возводится первое здание комплекса на Каменноостровском проспекте при участии родных братьев Леонтия и Альберта и их кузена Юлия Бенуа, а в 1913-1914 годах строительство завершает корпус на Кронверкской улице. В честь представителей архитектурной династии за домом закрепилось название «Дом трех Бенуа», или просто – Дом Бенуа.
Жилой комплекс изначально был предназначен для благополучного комфортного проживания обеспеченных горожан, которые не замедлили поселиться в 5-12 комнатных квартирах. Здесь проживали почетные граждане города, чиновники высших классов и отставные военные, модные писатели и ученые. Однако грядет мировая война и революция, и уже через несколько лет в его стенах начинают происходить драматические события. Жильцов выселяют или уплотняют.
С 1918 года в доме появились коммунальные квартиры, а часть жилого фонда занимала советская номенклатура. Прокатившаяся по всей стране волна репрессий 1934-1938 годов не обошла стороной его обитателей: в 55 квартирах из 123, расположенных в здании по Каменноостровскому проспекту, были произведены аресты.
Здесь располагался также ряд организаций. В дореволюционный период в корпусе, выходящем на улицу Большую Пушкарскую, находились три лазарета и контора Арало-Каспийской ж/д, а в 1918 году появились клуб и редакция газеты финских коммунистов, а также Дом просвещения.
31 августа 1920 года в квартире №116 на пятом этаже главного корпуса произошло массовое убийство. Здесь размещался так называемый «Клуб Куусинена», а по существу штаб-квартира Коммунистической партии Финляндии в России, куда после поражения в гражданской войне в своей стране в 1918 году устремились финские коммунисты.
Большая часть партийной верхушки обосновалась в Петрограде и вела роскошную жизнь в отличие от рядовых членов партии, проживавших в бедности. Назревший конфликт оппозиционная группа разрешила с оружием в руках с целью «убрать руководство и пропасть, ее отделяющую». Среди жертв (8 убитых, 10 раненых) оказались руководители финской компартии, в том числе Юкка Рахья, брат соратника Ленина, сопровождавший Ильича в Смольный в ночь Октябрьского переворота. Стрельба в «Клубе Куусинена» получила широкий резонанс, но правду попытались скрыть. Погибшие были похоронены на Марсовом поле как жертвы белофиннов.
В годы Блокады Ленинграда в корпусе, выходящем на Большую Пушкарскую улицу, работал детский сад – один из немногих в военный период. Он является старейшим в городе учреждением для дошкольников, возникший в 1915 году как кружок для детей пролетариата, а в 1921 году преобразованный в детский сад.
Архитектура здания
Доходные дома представляли собой жилье, предназначенное для сдачи в аренду. Впервые появились в Санкт-Петербурге еще в начале XVIII века. К середине следующего столетия сложился определенный стереотип такой архитектуры: вертикальное членение фасада ввиду небольших жилых пространств, однородная планировка квартир вокруг лестничной клетки, небольшой внутренний двор с хозяйственными постройками.
Проект братьев Бенуа не вписывается ни в сложившиеся стереотипы, ни в модные тенденции тех лет. Он выполнен в стиле неоклассицизма, который порой называют петербургским возрождением. В отличие от модерна этот стиль олицетворял возвращение к истокам и, одновременно, сопричастность к европейской классической архитектуре.
Дом отличается плавными мягкими линиями фасадов, облицованных специально завезенным из Швеции светло-серым камнем, не разрушающимся от влаги. Членение на два этажа основания плюс трехэтажная основная часть придают постройке классически сдержанный вид, где «ничего слишком» и бог действительно в деталях.
Лепной декор, невысокие колоннады и скульптуры, лишенные помпезности, настенные фонари — все это добавляет изящества строению и оттеняет классическую строгость его пропорций. Статуи богов Меркурия (торговля и прибыль) и Фортуны (превратности судьбы) тонко напоминают о Страховом обществе — заказчике строительства.
Въезд в парадный двор оформлен двойной колоннадой из красного гранита, соединяющей южный и северный корпуса. Таким же камнем отделан цоколь фасада, а его обломками в виде мозаики выложены стены первого этажа внутреннего корпуса.
Недаром дом Бенуа заслужил славу идеального жилого комплекса, продуманность и функциональность его внутренней планировки обогатила идеями будущих градостроителей многоквартирных зданий на много лет вперед. Большой двор-курдонер позволил увеличить число дорогих квартир с видом на сад и фонтан, а целая система закрытых дворов послужила для размещения «инфраструктуры», и, что было новшеством в те времена, гаражей.
С элегантными и солидными фасадами внутренние дворы – типичные питерские дворы-колодцы с причудливыми закоулками — составляют неожиданный контраст. Здесь же находится самый протяженный проходной двор в Петроградском районе.
Проходные дворы Дома трех Бенуа популярный историк и краевед Лев Лурье причислил к небанальным достопримечательностям Петербурга, а режиссеры Ленфильма, оценившие по достоинству их таинственную мрачность, развернули в их лабиринтах действие сериалов, получивших всероссийскую известность: «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и другие.
Знаменитые жильцы дома трех Бенуа
Дом знаменит своими выдающимися жильцами. Сюда с самого начала въехала непростая публика, дом привлекал банкиров и генералов и, в равной степени, людей творческих профессий. До революции здесь проживал и издавал журнал «Золотое детство» писатель Михаил Чехов, родной брат Антона Павловича Чехова. К артистке балета Нестеровской переехал из Мраморного дворца князь императорской крови Гавриил Константинович.
Затем первых жильцов сменили вожди пролетариата – соратники Ленина во главе с товарищем Зиновьевым. С апреля 1926 года и до самой своей гибели от смертельного выстрела в Смольном в 1934 году квартиру с окнами на проспект занимал глава Ленинградского обкома КПСС Сергей Миронович Киров. Мемориальный музей его имени переехал сюда в 1956 году и в настоящее время принимает посетителей как филиал Государственного музея истории Петербурга.
Несколько лет жизни и творчества Дмитрия Шостаковича прошли в этом доме. Здесь он начал писать знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию, здесь же принимал горожан, выполняя свои депутатские обязанности. В память о знаменитом жильце во дворе дома по Кронверкской улице установлен бюст великого композитора.
Многие жильцы дома внесли существенный вклад в различных сферах деятельности, их имена вошли в историю страны: маршалы Советского Союза Л. А. Говоров и Б. М. Шапошников, актеры Н. К. Черкасов («Александр Невский») и Б. А. Бабочкин («Чапаев»), научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Н. П. Бехтерева и другие. О творческих личностях дома свидетельствуют мемориальные доски на стене, выходящей на Кронверкскую улицу.
Современное состояние дома
В наше время большую часть дома занимают квартиры, причем элитные апартаменты соседствуют с коммуналками, есть офисные помещения и отель. После посещения простой столовой с демократичными ценами на первом этаже невероятно удивляет изысканная фотостудия в башне.
На четвертом этаже дверь в музей С. М. Кирова словно открывает портал в прошлое, а театр «Остров» с 1999 года, расположившийся в цокольном этаже, — это уже взгляд в настоящее и, возможно, будущее. Основанный в 1990 году, своей интеллигентностью театр завоевал к себе особое отношение критиков и определенной категории зрителей. Первая постановка «Приглашение на казнь» по В. В. Набокову была признана лучшим спектаклем 1991 года. Кстати, в фойе тоже есть музей. Его экспозиция посвящена деятельности писателя и драматурга А. М. Володина – большого друга театра.
Совершенно необычной, но вполне в духе Петербурга, достопримечательностью дом обязан инициативе современного художника Кирилла Миллера. Его авторская работа – Стена столетия – посвящена юбилеям выдающихся людей, воплощает идею преемственности культурных традиций народов и поколений. Барельефы начали появляться в 2002 году и сегодня перед нами предстают выполненные в необычной стилистике личности эпохи: Даниил Хармс, Дмитрий Лихачев, Дмитрий Шостакович и Сальвадор Дали. Эта стена обращена к новому скверу памяти композитора Андрея Петрова, где можно совершить приятную прогулку в летнее время и полюбоваться современной скульптурой.