1-й Инженерный мост

0
2675
1-й Инженерный мост.

Общая информация

1-й Инженерный мост через Мойку является объектом культурного наследия. Его история восходит к началу XVIII века.

Изначально Мойка представляла собой грязную речушку, вытекавшую из болота. Речка так и называлась Муя, что в переводе с ижорского означает грязная. В 1710 году русло реки расчистили, расширили, выпрямили и соединили с Безымянным Эриком (теперь — река Фонтанка), перекинув через него деревянный подъемный мост.

В дальнейшем перестроенный по проекту Ф. Б. Растрелли деревянный мост служил переходом от Летней резиденции Елизаветы Петровны к Летнему саду. Мост находился напротив его главного входа и получил название – Летний.

Строительство существующей переправы связано с сильным наводнением, которое постигло город в 1824 году, и так ярко описано в пушкинской поэме «Медный всадник».

Одним из разрушительных последствий стихийного бедствия были поврежденные деревянные сооружения через водные преграды в центре столицы. Городские власти приняли решение не ремонтировать старые деревянные, а возводить новые каменные и чугунные мосты.

В ходе преобразований территории всего района вдоль Мойки и Фонтанки по проекту Карла Росси переправу перенесли, и в 1825 году на месте слияния двух рек появился небольшой мост, составленный из чугунных блоков (согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 23,25 метров, ширина — 15,26 метра).

Принципиальное инженерное решение принадлежало инженеру В. И. Гесте. Такая конструкция, впервые реализованная при строительстве Зеленого моста через Мойку в месте пересечения с Невским проспектом, прекрасно себя зарекомендовала и приобрела популярность в первой трети XIX века.

В данном случае авторы постройки инженеры П. П. Базен и Э. К. Клапейрон внесли свои изменения. В чугунном литье просверлили отверстия, чем существенно уменьшили вес, и водрузили мост не на устои, а непосредственно на гранитные стены набережной. Прочность сооружения при этом не пострадала — мост простоял без капитального ремонта 120 лет.

Месторасположение моста вблизи Инженерного (Михайловского) замка определило его название. Он называется 1-м Инженерным, в отличие от рядом расположенного 2-го Инженерного моста через Воскресенский канал.

Мост богато украшен чугунным литьем, выполненным по рисункам П. П. Базена. На столбах закреплены мечи и щиты с головой Медузы Горгоны. Фонари опираются на связки скрещенных копий, в их оформлении использованы воинские атрибуты – такой своеобразный памятник победе над Наполеоном. Узор перил моста повторяется в ограде Летнего сада с южной его стороны.

Но многочисленных туристов привлекают не столько красота переправы и ее историческая ценность, а памятник Чижику-Пыжику, установленный рядом с мостом над речной гладью. Эта маленькая бронзовая фигурка работы скульптора Резо Габриадзе, согласно петербургской легенде, способна исполнять желания, если только брошенная монетка не упадет с постамента в воду.

Где находится 1-й Инженерный мост

Мост расположен в месте пересечения набережной реки Мойки с набережной Фонтанки. В непосредственной близости от него находятся интересные туристические объекты: Летний сад и Михайловский замок – филиал Русского музея, дом В. П. Кочубея, монумент защитникам Гангута и музей обороны Ленинграда. С моста открывается замечательный вид на купола Храма Спаса на Крови.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here