Храм Спаса на Крови

0
1098
Фото храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Храм Спаса на Крови.

На набережной канала Грибоедова — в самом сердце Санкт-Петербурга, возвышается необыкновенной красоты храм, сияя золотом куполов, с пестрыми главками на башенках. Даже ненастные серые дни, столь частые для Северной столицы, не в силах приглушить его яркий аккорд.

Презрев условности градостроительства, он разрывает четкие границы набережной и нависает над водной гладью на фоне строгих классических зданий. Как будто спущенный с небес — стоит на русской земле затейливый и нарядный русский терем.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова, или как его называет народ – Храм Спаса на Крови, возведен в знак памяти императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте от рук террористов 1 марта 1881 года.

Александр II вошел в русскую историю как реформатор и освободитель. Вступая на престол страны с разваленной экономикой, ослабленной Крымской войной, он вынужден был проводить преобразования во всех областях, начиная с отмены крепостного права и заканчивая земской, военной, судебной, народного образования реформами. Ложась на плечи граждан тяжелым бременем прогрессивные и необходимые по своей сути перемены, создавали великую державу, поднимали международный престиж России, и одновременно вызывали недовольство во всех слоях населения.

Не случайно этот период характеризуется усилением революционного движения. Считая самодержавие главным злом для России, и полагая, что убийство царя поможет свергнуть власть монархии и установить республиканское правление, члены небольшой, но активной организации «Народная воля» избрали террор главным методом борьбы. Началась настоящая «царская охота», покушения следовали одно за другим, усиливались репрессии, предлагались уступки, жандармы сбивались с ног, но ничто не смогло остановить народовольцев.

Выполнение тщательно подготовленного, имевшего ряд запасных вариантов теракта ускорил арест руководителя организации А. И. Желябова. Карета императора, возвращавшегося после развода караулов из Манежа по воскресным дням, всегда ехала на большой скорости, но притормаживала при повороте на Екатерининский (Грибоедова) канал. Этим обстоятельством и воспользовались заговорщики. По сигналу Софьи Перовской, которая с противоположной стороны канала руководила операцией, первую бомбу бросил революционер Н. Рысаков.

От взрыва император не пострадал, он вышел из кареты, чтобы дать распоряжение о помощи раненым. Тогда второй народоволец И. Гриневицкий появился из укрытия и метнул снаряд прямо ему под ноги. Взрывной волной они оба были отброшены к ограде, упали на камни мостовой. Императора, истекавшего кровью, на санях перевезли во дворец. Ранение оказалось смертельным. Гриневицкий, не приходя в сознание, также скончался от ран в госпитале тем же вечером. Остальные участники были арестованы, пятеро лидеров по решению суда повешены через месяц после событий, другие приговорены к вечной каторге.

На месте трагедии по инициативе Городской думы вскоре установили часовню, которая простояла до начала строительства собора в 1883 году, так как новый император Александр III желал увековечить память отца возведением храма. Был объявлен конкурс. Большинство конкурсных проектов, выполненных лучшими петербургскими архитекторами, представляли византийский стиль.

Император отверг их все.

Он заявил два условия, которые должны быть соблюдены: храм нужно построить в русском стиле XVII столетия и отдельным пределом внутри церкви оформить место, где пролилась августейшая кровь.

По замыслу монарха сооружение должно было служить метафорой приобщения Петербурга к старомосковской Руси — к той эпохе, когда первые Романовы взошли на престол. Новый храм задумывался не только как мемориальный памятник Александру II, но должен был символизировать российское самодержавие в целом.

Высочайшее одобрение получил проект, представленный на второй тур конкурса от двух авторов. Один из них — архимандрит Игнатий (И. В. Малышев), до пострига учился в Академии художеств. Для разработки проекта он обратился к архитектору А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам при возведении церкви в Троице-Сергиевой пустыни (мужской монастырь), настоятелем которой являлся. После доработок, существенно изменивших облик храма, окончательный вариант был утвержден в 1887 году. К строительным работам приступили гораздо раньше.

Архимандриту Игнатию также принадлежала идея освятить храм во имя Воскресения Христова. Посвящение несло глубокий смысл преодоления смерти и проводило параллель между кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Такое толкование объясняет, почему храм, возведенный на месте трагических событий в память об убитом императоре, имеет светлый праздничный вид.

Лучше всего это выразил в стихотворении «1 марта 1881 года» замечательный русский поэт А. А. Фет, описывая Христа на Голгофе:

« … Он крест и свой венец терновый

Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства —

Святыней вековечной нам».

Архитектура храма Воскресения Христова

Архитектура православного однопрестольного собора относится к позднему этапу «русского стиля» конца XIX века. Она вобрала лучшее из арсенала зодчества допетровской Руси и очень напоминает московский храм Василия Блаженного – один из символов России.

Вместе с тем, архитектор А. А. Парланд создал оригинальную композицию, в основе которой четверик, увенчанный пятиглавием. Техника покрытия пяти узорных глав эмалью и ее рецептура аналогов не имеет. Эту уникальную работу выполнили на фабрике Постникова. Массивный купол колокольни и три маленькие луковки над алтарными апсидами сверкают позолотой.

Чтобы место, обагренное кровью, оказалось внутри собора, набережную пришлось достраивать. Храм выходит за ее пределы вглубь канала на 8 метров.

Впервые здание в Петербурге строится не на сваях. Под мощную путиловскую плиту фундамента собора заложено бетонное основание. Но это не единственное техническое новшество. Здесь были установлены паровые котлы и калориферы, защита от молнии, собор освещали более полутора тысяч электрических ламп. Во внешней отделке использовался красный кирпич, гранит и мрамор, различные виды полудрагоценных камней.

Колокольня возвышается непосредственно над местом трагедии и в ее отделке многократно прослеживается мемориальный характер сооружения. Высокий крест на золотом куполе венчает императорская корона, мозаичная икона Александра Невского, покровителя Александра II, расположена над окном, в кокошниках других окон просматриваются лики небесных ангелов семьи Романовых. Летопись, повествующая о деяниях царя-реформатора, высечена на двадцати досках из красного гранита. Над входами – двуглавые орлы, мозаичные панно «Страсти Христовы» по эскизам В. М. Васнецова.

Потрясенные гибелью императора граждане по всей стране собирали средства на строительство храма-памятника. Этот факт отражают изображения гербов городов и губерний, укрывающие нижнюю часть фасада.

Главной святыней собора является своеобразная реликвия — участок булыжной мостовой с гранитными плитами тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала, где принял смерть император Александр II. Над ними — необычайной красоты сооружение. На колоннах из фиолетовой алтайской яшмы возвышается сень с крестом, усыпанным топазами. По установленной традиции рядом с памятным местом служат панихиды.

Неповторимый интерьер собора создан сочетанием каменного и мозаичного убранства и поражает великолепием. Своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром, площадь которого превышает 7 тыс. кв. метров. Картины на евангелистские сюжеты представляют настоящий музей мозаики. Центральное место отведено иконам «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем» по эскизам В. М. Васнецова.

Живописные эскизы священных изображений и орнаментов создавали 32 художника, с диапазоном творческой манеры от канонов академизма до стилистики модерна, среди них В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Большую часть мозаик выполнила частная мастерская Фролова, использовавшая технику набора «обратным» способом, что отлично подходит для масштабных композиций. Прототипом подобного письма служили фрески ярославских храмов XVII века. Создание мозаики храма ознаменовало новый этап в российском мозаичном искусстве.

Шедевром камнерезного мастерства является одноярусный иконостас, выполненный по рисунку А. А. Парланда из итальянского мрамора фирмой Нуови. Тонкие переходы темно-красного цвета к светлому тону создают легкость, а виртуозная резьба поражает разнообразием. Пол храма площадью 600 квадратных метров выложен прекрасным цветным узором из мраморной плитки, изготовленной на той же фирме по рисунку архитектора, но собирали его на месте русские мастера.

Интересные факты, вымыслы и легенды

История храма, входящего в десятку лучших достопримечательностей мира, наполнена интересными фактами с оттенком мистики, что привлекает туристов не меньше, чем великолепие его архитектурных достоинств. Приведем лишь некоторые, наиболее значимые на наш взгляд:

  • Пропорции храма символичны: самый высокий купол – 81 м, высота колокольни 62,5 м, что соответствует дате гибели (1881 год) и возрасту Александра II (погиб на 63 году жизни).
  • С 30-х годов сложилось поверье о неразрушимости храма. Много раз его собирались снести, но исполнение решения откладывалось. Взорвать его планировали летом 1941 года, рассказывают, что уже просверлили стены и заложили взрывчатку, но осуществить замысел помешала война – подрывников призвали на фронт.
  • В купол колокольни во время войны попал немецкий фугас весом в полтора центнера, но не разорвался. Обнаружили его случайно, в 60-х годах. В ходе операции снаряд извлекли и обезвредили в районе Пулковских высот. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, спасая храм. Никто не пострадал.
  • В народе прошел слух о том, что храм «заговоренный», а охраняют его символы «крестов в круге», украшающие кокошники окон, что это древний защитный знак. И, действительно, постановление о сносе собора, который мешал строительству транспортной магистрали в годы правления Н. С. Хрущева, чудесным образом отменили. Храм снова выстоял!
  • Наконец, его передали как филиал государственному музею «Исаакиевский собор» и в 1970 году начали реконструкцию, «надели» строительные леса. Шли годы. Храм продолжал стоять в «лесах». В конце 80-х стали поговаривать (шутка или пророчество), что когда снимут леса с храма, советская власть падет. Леса демонтировали летом 1991 года…
  • Существует легенда о том, что кресты с куполов собора жители города спрятали от большевиков на дне канала, а когда началась реставрация – сообщили об этом. Бригада водолазов подняла святыни, и они возвратились на свои места.

По завершении реставрационных работ в 1997 году храм вновь был открыт для посетителей, а в 2004 году в нем отслужили литургию, которая восстановила православную сущность.

Сегодня храм Спаса на Крови – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, действующий храм и одновременно музей, в котором проводятся тематические экскурсии. Здание собора Воскресения Христова является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Где находится и как добраться

Храм Спаса на Крови находится в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2 Б, — к нему примыкает Михайловский сад.

От станции метро «Невский проспект» можно пройти пешком вдоль канала Грибоедова — расстояние около 700 метров.