Общая информация
В 1717 году на этом месте был построен мост, который впервые соединил берега Мойки. Пальму первенства мост удерживает еще по целому ряду позиций:
- С него началась история цветных мостов в Санкт-Петербурге, когда в 1735 году его покрасили в зеленый цвет и стали называть Зеленым.
- Стал первой чугунной переправой в городе после реконструкции, проведенной в 1808 году по проекту русского инженера шотландского происхождения В. И. Гесте.
- Проект Гесте стал первым в истории мостостроения типовым проектом металлического моста.
- В 1844 году на мосту появилась мостовая из асфальтовых кубиков – первая в городе.
Идея чугунного моста оказалась на редкость удачной, соединив в себе преимущества предыдущих мостовых сооружений: изящную легкость деревянных мостов и прочность тяжеловесных каменных. На протяжении долгого времени инженерное решение Гесте тиражировалось, дополнялось и совершенствовалось, оставив многочисленные мосты через реки и каналы города.
За 300 лет существования моста неоднократно менялись его названия, архитектурное убранство и размеры. По данным СПб ГБУ «Мостотрест» современный мост имеет такие параметры: длина – 30,7 метра, ширина – 39 метров.
Какое-то время мост назывался Полицейским по располагавшейся рядом полицейской канцелярии и дому, где проживал ее начальник — генерал-полицмейстер Чичерин.
Мост был свидетелем исторических событий, порой драматических или даже трагических. Огромная толпа собралась на мосту в один из осенних дней 1859 года, чтобы поприветствовать прибывшую в город невесту будущего императора Александра III. Перила не выдержали давления, обрушились, люди, срываясь с моста, падали в мутные воды Мойки, но, как сообщали источники информации, никто не погиб.
После революции мост получил имя – Народный, в память о жертвах кровавого воскресенья 9 января 1905 года, расстрелянных царскими войсками с моста, а в 1998 году к нему вернулось первое историческое название – Зеленый.