Красногвардейский пешеходный мост – небольшое инженерное сооружение длиной 18,6 метра и шириной всего 5 метров (по данным СПб ГБУ «Мостотрест»). Облицованные гранитом устои однопролетного моста выдвинуты внутрь канала и приподнимают металлическое полотно над уровнем набережной.
С нее на мост ведут скругленные семь ступеней. Плавные очертания лестницы, расширяющейся книзу, сочетаются с изгибами набережной в месте слияния каналов Крюкова и Грибоедова. Архитектурное убранство моста довершают гранитные обелиски с фонарями, подобные тем, что украшают параллельно расположенный Пикалов мост, и решетка, рисунок которой напоминает перила набережной каналов и реки Фонтанки.
Историческая справка
Красногвардейский пешеходный мост был построен в послевоенные советские годы. После Великой Отечественной войны город, переживший Блокаду, быстро возвращался к мирной жизни. Уже к 1950 году завершилось восстановление исторического центра, сильно пострадавшего от налетов вражеской авиации и пожаров.
В Ленинграде начали возводить жилые дома с комфортными условиями проживания, в том числе централизованным отоплением и горячим водоснабжением. В этой связи появилась необходимость провести теплофикационные трубы через канал Грибоедова, и в 1957 году был построен новый мост-теплопровод. Таких мостов, маскирующих трубы теплосети, в Петербурге немало, и Красногвардейский – один из них.
В год открытия моста отмечали 40-летие создания Петроградской Красной гвардии, в память об этом событии мост назвали Красногвардейским. Это свое имя он носит до сих пор — оно не подлежит переименованию, так как для моста является историческим. Дело в том, что на этом месте никогда прежде не было переправы, хотя планировали ее создать еще в начале XIX века. Инженером Е. А. Адамом был разработан проект подвесного моста, который должен был соединить берега Екатерининского канала (теперь канал Грибоедова) напротив Никольского рынка, но воплотиться в жизнь этой идее в то время суждено не было.
Авторам нынешнего проекта — инженеру А. А. Куликову, архитекторам П. А. Арешеву и В. С. Васильковскому, удалось на редкость удачно вписать современное сооружение в окружающее пространство, сформированное в XVIII-XIX столетиях. Красногвардейский мост – это один из мостов так называемого «Семимостья», с соседними старинными мостами Пикаловым и Старо-Никольским он образует единый ансамбль (по отношению друг к другу мосты расположены буквой П), официально признанный памятником архитектуры. Кроме вышеперечисленных мостов, в состав «Семимостья» входят расположенные поблизости Ново-Никольский, Смежный, Кашин и Торговый мосты.