Государственный мемориальный музей А.В.Суворова

0
4196

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов (1729—1800) – великий полководец, не проигравший ни единой битвы, большую часть сражений выиграл при численном превосходстве противника с минимальными потерями. Основоположник военной теории и автор книги «Наука побеждать». Известен своей заботой о солдатах, отвечавших ему безграничной преданностью.

Национальный герой России, кавалер всех орденов Российской империи и многих иностранных наград, чье имя является символом воинской доблести, а героизм служит примером для многих поколений.

Музей А. В. Суворова — первый мемориальный музей в стране, созданный на народные пожертвования при государственной поддержке.

Историческая справка

Подходил к концу XIX век, приближался 100-летний юбилей со дня смерти А. В. Суворова, и в Петербурге началась подготовка мероприятий для почтения памяти великого сына Отечества. Слоновую улицу переименовали в проспект Суворова, а весной 1898 года при Главном Штабе начала работу комиссия по добровольному сбору средств на создание памятника.

Первыми на призыв откликнулись военные. Коллективные взносы 4-го Финляндского полка открыли счет, затем последовало решение 81-го Апшеронского полка о ежемесячном отчислении процента от жалования. Денежные средства поступали со всей страны. Не только военные, но и гражданское население приняло активное участие: богатые и бедные, стар и млад, служащие, преподаватели учебных заведений, студенты, рабочие. Крестьяне села Преображенского Семиреченска денег не имели, и в качестве пожертвования они предоставили зерно.

Самый большой вклад внес Николай II. Уже к осени того же года собралась внушительная сумма, которая позволяла подумать о возведении специального здания для создания музея, что в большей степени, чем монумент, соответствовало идее увековечить память полководца. К тому же, музей давал возможность со всей полнотой отобразить военные подвиги, личность генералиссимуса и его эпоху. 15 октября 1898 года состоялось заседание комиссии, где и было принято соответствующее решение.

Однако строительство по ряду причин не успели закончить к намеченному сроку, поэтому на месте, выделенном для постройки — на плацу Преображенского полка, поставили большую походную палатку. В ней под вывеской «Суворовский музей» выставили часть собранных экспонатов. Здесь же установили и 3 мая 1900 года освятили доставленную сюда в разобранном виде деревянную церковь А. В. Суворова из села Кончанского, в которой он отслужил молебен, отправляясь в свой последний легендарный поход.

Завершить возведение «Храма-памятника» удалось к праздничной дате – 175-летию со дня рождения А. В. Суворова. Торжественное открытие состоялось 13 ноября 1904 года в присутствии императора Николая II, представителей Академии Генерального Штаба, Преображенского, Семеновского и других полков, в которых служил полководец. С этого момента началась непростая история музея, тесно связанная с судьбой страны.

В 1918 году музей был закрыт, церковь разобрали на дрова. Экспонаты с остальным имуществом Академии Генштаба эвакуировали в Екатеринбург, где они затерялись, но, когда позднее были обнаружены на острове близ Владивостока, из полутора тысяч экспонатов недоставало всего лишь 10 единиц хранения.

Несмотря на то, что практически все экспонаты сохранились, было принято решение не открывать отдельный Суворовский музей, и в 1925 году их передали Военному историко-бытовому музею, расположенному в кронверке Петропавловской крепости. В 1937 году собрание переехало в Артиллерийский музей.

Здание бывшего Суворовского музея сначала занял горсовет Осоавиахима, в 1932 году там разместили Военно-политическую академию имени Ленина, а в дальнейшем — клуб Военно-транспортной академии. В годы Блокады Ленинграда здание сильно пострадало от бомбежки, левое крыло было почти полностью разрушено прямым попаданием тяжелого снаряда.

К 150-летию со дня смерти А. В. Суворова здание отреставрировали и возвратили музею, изменив его профиль на военно-исторический. Реставрационные работы завершились весной 1950 года, но экспозицию смогли развернуть и открыть для посетителей лишь 2 мая 1951 года, так как стены опустевших помещений за несколько лет напитались влагой и нуждались в просушке, которая затянулась на год.

В 1991 году музею вернули первоначальный статус и присвоили название Государственного мемориального музея А. В. Суворова. В течение 10 лет (1988-1998) музей был закрыт на реставрацию, которая проводилась по старым фотографиям и документам. Интерьеры восстанавливались с максимальным приближением к первоначальному замыслу, а экспозиция вновь была посвящена гениальному полководцу.

Архитектура здания

В отличие от других музеев Санкт-Петербурга, которые находятся в бывших дворцах или жилых квартирах, музей А. В. Суворова расположен в специально спроектированном здании, которое возводилось в эпоху расцвета модернизма. Архитектор императорского двора, академик архитектуры А. И. фон Гоген, «мастер эклектики», создал его в стиле древнерусской крепости с элементами старинного терема.

К центральной трехъярусной сторожевой башне примыкают симметрично два крыла, которые заканчиваются прямоугольными башнями с высокой крышей. Вход оформлен в виде высокого парадного крыльца, огромное полукруглое витражное окно над ним усиливает впечатление въезда в крепость. На фасаде размещены большие мозаичные панно, отражающие знаменательные вехи в жизни Суворова: отъезд в поход 1799 года и беспримерный переход русских войск через Альпы. Мозаики выполнены мастерами Н. Е. Масленниковым и М. И. Зощенко (отец классика русской литературы М. М. Зощенко) по произведениям художников Н. А. Шабунина и А. Н. Попова. Стены украшают зубцы и военная атрибутика, а мозаичный княжеский герб полководца и двуглавый орел на главной башне завершают символику строения.

Орел выполнен в технике трехмерного измерения, поэтому замечательно смотрится с любой стороны при подходе к зданию. Да и все сооружение в виде небольшого замка под пирамидальной шатровой крышей, в классической гамме сочетания серого камня с красной черепицей, выглядит впечатляюще и на фоне зелени окружающего его сквера летом, и белой снежной зимой. В немалой степени этому способствует выгодное местоположение здания на открытом угловом пространстве, напротив Таврического сада.

Городские власти долго выбирали участок под строительство, что тормозило и начало работ, и проектирование. Среди возможных вариантов рассматривались Михайловский сад и сквер у Фонтанки, Марсово поле и площадь возле конного памятника Петру I. В результате музею выделили место на пересечении Госпитальной и Парадной улиц. Это решение возмутило архитектора, который считал, что памятник народному герою не должен стоять «посреди плохой узкой улицы», проявил инициативу и упорство, и таки добился самого лучшего участка в данной части города — на углу Таврической и Кирочной улицы. Закладка здания задержалась, но результат того стоил.

Если внешне здание музея отечественного полководца былых времен выглядит как старинная русская военная крепость, то внутреннее убранство архитектор оформил как храм, создав тем самым обстановку поклонения памяти великого человека. Высокие своды, хоры, огромный витраж с парадным портретом А. В. Суворова подчеркивают атмосферу мемориала, где гармонично сочетаются простота и торжественность, а вместо вычурного орнамента под карнизом – названия городов, взятых Суворовым.

Экспозиция и достопримечательности

Почитатели памяти полководца после объявления об организации музея передавали в Суворовскую комиссию не только деньги, но и материалы, связанные с его именем. Изначально собрание сформировали три основные коллекции, поступившие в 1900-1904 годах:

  • Потомок А. В. Суворова, владевший его имением Кончанское, В. В. Молоствов, передал в дар музею церковь со всем ее убранством, награды полководца, его подзорную трубу, а также первую надгробную плиту, установленную в день похорон на могиле Суворова.
  • Император Николай II подарил бесценный большой архив документов, включающих всю деятельность Суворова — от звания сержанта, патентов на чины и грамот о присвоении титулов — до писем, датированных 1800 годом. В составе этой коллекции была знаменитая картина В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (сейчас находится в Русском музее), и редкие экземпляры книг из императорской библиотеки.
  • Реликвии, собранные известным историком В. П. Энгельгардтом, во время путешествия по пути следования русской армии в Швейцарском походе Суворова. Здесь присутствуют оружие, снаряжение, ядра, обнаруженные в местах сражений, портреты соратников и противников Суворова, модели памятников, воздвигнутых ему в Европе. Коллекция поступила в 13 ящиках, общий вес которых составлял почти тонну. Наиболее ценным экспонатом является альбом с фотографиями, где представлен весь боевой маршрут войск через 100 лет после похода. Книжная часть коллекции составлена из русских и зарубежных изданий о А. В. Суворове, приобретенных в путешествии.

Фонды музея содержат более 100 тысяч артефактов и около 25 тысяч книжных изданий, из которых 10 тысяч относятся к раритетным экземплярам. Музей располагает самой большой коллекцией оловянных солдатиков – более 60 тысяч единиц.

Присутствуют традиционные экспонаты: ордена, штандарты и знамена, оружие, портреты военных деятелей, мундиры, армейское снаряжение. Рядом с ними представлены уникальные вещи и документы: рукописный учебник арифметики 10-летнего Саши Суворова на французском языке, ключи от крепости Измаил и клинок сабли ее коменданта, Грамота Екатерины II о возведении Суворова в графское достоинство, письмо Павла I о производстве его в генералиссимусы всех российских войск, посмертная маска Суворова.

Экспозиция расположена на первом этаже и занимает пять залов. Просторный Центральный зал оформлен как мемориал, в нем представлены награды и личное оружие полководца. Здесь же находятся реконструкции комнат в селе Кончанском и в обители у альпийского перевала. В центре Большого левого зала стоит первый экспонат музея — трофейная пушка французов системы Грибоваля, которая в числе других 39 орудий была захвачена в сражении при итальянском городе Нови в 1799 году. В этом зале посетители знакомятся с биографией Суворова, а в Малом левом зале – с членами его семьи и потомками. Здесь можно увидеть портреты жены и детей. Большой правый зал повествует о полководческом гении Суворова, особенно интересны макеты знаменитых сражений, составленные из оловянных солдатиков. Малый правый зал отводится под временные выставки.

Сотрудники музея проводят более десятка тематических экскурсий, в том числе для посетителей с ограничением зрения, а для детей – игровые занятия и театральные представления.

Где находится и как добраться

Адрес музея: улица Кирочная, 43.

Если при выходе из метро на станции «Чернышевская» повернуть налево и выйти на Кирочную улицу, то пройдя по ней пару кварталов в порядке нарастания номеров, а затем вдоль ограды Таврического сада до пересечения с улицей Таврической, Вы окажетесь перед зданием, которое невозможно не заметить. Небольшой серый замок с башенкой и высоким крыльцом выделяется на общем фоне необычной архитектурой. Это и есть музей А. В. Суворова.

От станций метро «Гостиный Двор» и «Чернышевская» сюда можно добраться наземным транспортом. Автобусы 22, 105, 136, троллейбусы 5, 7, 15, 49 или маршрутка К163, К167 доставят до остановки «Музей Суворова».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here