Общая информация
Бурное развитие Охтенского поселения началось ещё при Петре I. Император присмотрел это перспективное место на берегу Невы, где и началось строительство производственных предприятий, в том числе кораблестроительной верфи, лесопилки, завода по изготовлению пороха и молочных ферм. Стремительное развитие промышленности во второй половине XIX века потребовало увеличения транспортных перевозок между островами-районами. Нужен был мост.
И хотя административно Охта с 1860 года входила в черту города, по ряду причин сооружение моста затягивалось. Лишь летом 1909 года состоялась торжественная церемония закладки переправы — в день празднования 200-летнего юбилея знаменитой битвы со шведами под Полтавой, решившей исход Северной войны и судьбу Петербурга в частности. Мост был назван в честь Петра Великого, одержавшего судьбоносную победу.
Строительство под руководством полковника Г. Г. Кривошеина, которому принадлежало авторство над проектом, продвигалось быстро. Осенью 1911 года мост был открыт для передвижения.
Впервые через Неву был перекинут мост, проезжая часть которого располагалась снизу, под арочными фермами. Конструкция переправы также впервые предоставляла удобства для навигации:
- 48-метровый центральный пролет трехпролетного сооружения взмывал двумя крыльями вверх посредине реки. Идея вертикального раскрытия пролета уже витала в воздухе, но осуществилась впервые.
- В ночное время проход кораблям хорошо освещен башнями-маяками, установленными по краям разводной части. Внутри гранитных башен спрятан механизм разводки, а на внешней поверхности стен укреплены доски с именами создателей сооружения.
Оригинальность внешнему облику придают гигантские арки над боковыми пролетами, длина которых 136 метров сама по себе уже была уникальной в то время. Впрочем, мост и в наши дни называют «инженерное чудо».
Новое название мосту было дано после революции 1917 года по наименованию близлежащего района. Позднее в написание внесли поправку, изменив «Большеохтенский» на «Большеохтинский». Согласно последним данным СПб ГБУ «Мостотрест» длина моста составляет 336,1 метра, ширина — 26 метров.
Большеохтинский мост заметно отличается от своих предшественников, зато, как ни странно, имеет много общего с Эйфелевой башней. Их роднит:
- промышленный дизайн, выполненный из металлоконструкций на заклепках;
- обвинение современниками в уродстве и громоздкости;
- то, что создатели опередили свое время: Эйфелева башня стала символом Парижа, а Большеохтинский мост признан одним из красивейших мостов Петербурга и является памятником архитектуры.
И, действительно, в ночном сиянии подсветки из тысячи ламп, когда в просвете крыльев виднеются купола Смольного собора, сказочный вид переправы завораживает. И сами собой рождаются легенды. Одна из них гласит, что строители заложили в конструкцию моста одну заклепку из чистого золота – на удачу, а чтобы ее не нашли, сверху закрыли тонким слоем стали…