Здание Главного штаба

0
230
Фото Главного штаба и Триумфальной арки на Дворцовой площади в ночное время.
Главный штаб и Триумфальная арка.

Здание Главного штаба формирует центральную Дворцовую площадь, описывая огромную дугу вдоль всей ее южной части перед Зимним дворцом, и составляет с ним единый архитектурный ансамбль. Два корпуса здания соединяет триумфальная арка, увенчанная «Колесницей славы», которая одновременно является монументом в честь победы России в Отечественной войне 1812 года и парадным входом на площадь.

Историческая справка

До начала XIX века застройка Дворцовой площади перед Зимним дворцом не соответствовала статусному предназначению пространства. Различные по стилю и этажности дома теснились между Мойкой и Малой Миллионной улицей, — в них проживали купцы, чиновники, военные, ремесленники; здесь стояли торговые дворы немцев и англичан. Среди знатных владельцев недвижимости значились князь Куракин, баронесса Строганова, граф Брюс, потомки царского фаворита Ланского.

Идея преобразования главной площади столицы принадлежала Александру I. Считая необходимым расположить государственный административный центр на Дворцовой площади, приблизив его к императорской резиденции, 16 марта 1819 года император издал соответствующий указ.

Еще накануне войны с Наполеоном была проведена реорганизация Генерального штаба. Его учреждения, прежде разрозненные, поместили в одном здании на Дворцовой площади, выкупив для этого дом статс-секретаря Молчанова. После победы в войне возникла необходимость сохранить завоеванные внешнеполитические позиции, для чего потребовалось держать под боком также и дипломатический корпус.

На выделенные из казны деньги у частных владельцев были выкуплены участки под будущую застройку. Приобретение всей необходимой территории оказалось дорогостоящей затеей. Серьезной мотивацией для финансирования послужило решение переселить на Дворцовую площадь министерство финансов. Проект требовал больших денежных затрат, но министр финансов Дмитрий Александрович Гурьев выплаты не задерживал – уж очень ему хотелось получить апартаменты с видом на Зимний дворец.

Для выполнения высочайшего плана был приглашен архитектор Карл Иванович Росси, состоявший членом Комитета строений и гидравлических работ. В то время этот Комитет являлся основным градостроительным учреждением, осуществлял проектирование мостов и регулирование застройки улиц и площадей. Перед зодчим стояла непростая задача: при возведении новых зданий вдоль дугообразной траектории площади создать единый гармоничный ансамбль с Зимним дворцом, тем более что Александр I пожелал, чтобы эти новые здания объединял общий фасад.

Начало строительных работ датируется 1820 годом, — от закладки здания до полного завершения постройки потребовалось 10 лет. Как и планировалось, западное крыло занял Главный штаб, в восточное крыло въехали Министерства финансов и иностранных дел.

Сегодня западный корпус занимает Российский Западный военный округ во главе с его командованием. Восточный корпус за годы советской власти неоднократно менял хозяев. Вначале он был предоставлен Наркомату иностранных дел, позднее сюда переехало Управление милиции.

В 1993 году Восточное крыло здания передали Эрмитажу. С этого момента там стали размещать экспозиции и проводить выставки. К 2014 году завершили реставрационные работы и реконструкцию, экспозиционный корпус полностью открыли для посетителей.

Архитектура здания

Великому Карлу Росси удалось совместить несовместимое: в гармоничном ансамбле соединить Растреллиевский Зимний дворец — шедевр русского барокко, и здание Главного штаба в стиле ампир, сохранив при этом доминирующее значение императорского дворца.

Протяженность фасада здания 580 метров (самого длинного по тем временам в Европе).

Простота и классическая строгость его оформления подчеркивает масштабность императорской резиденции, ее пропорции и нарядную роскошь.

Триумфальная арка Главного штаба соединяет два корпуса здания и расположена точно напротив парадного въезда в Зимний дворец. Чтобы это осуществить, архитектору пришлось перестроить улицу, ведущую на площадь, и замаскировать образовавшийся поворот созданием не одной, а трех арок. В результате вся площадь развернулась к Зимнему дворцу.

При подготовке площадки под строительство согласно утвержденному проекту часть старых домов снесли, сохранив стены и частично интерьеры тех строений, которые представляли ценность. В частности, Росси – ученик Кваренги, проявил уважение к трудам своего наставника, оставив залы, украшенные росписью по его рисункам. До нас также дошла мраморная лестница из дома Ланского, она находится в библиотеке Главного штаба.

Сохранена была и великолепная дугообразная линия фасадов. Русский зодчий А. В. Квасов спроектировал криволинейное направление застройки площади еще во второй половине XVIII века. Это оказалось очень кстати, так как позволило избежать монотонности, ведь параболическая форма позволяет видеть одинаковые элементы под разным углом (и смотрятся они по-разному).

Архитектор применил еще одну «хитрость для обмана зрения». Крылья здания отличаются по длине, но это совершенно не заметно. Для визуального устранения диспропорции служат портики с разным числом колонн: на западном корпусе их 14, а на восточном – всего 12.

Совершенно оригинальным решением оказался острый угол здания, выходящий на речку Мойку и напоминающий нос большого корабля. Многих современников он приводил в недоумение и заслужил в свое время много критических замечаний, получив прозвище «утюг». Теперь, гуляя по городу, такие «утюги» можно встретить в разных местах. С легкой руки Росси они стали своеобразной достопримечательностью петербургской архитектуры, как, например, знаменитое здание с башней на Пяти углах.

Одним из раритетных элементов декора являются часы, висящие в проходе арки. Они оснащены электронным механизмом, подаренным швейцарской фирмой к 300-летию города, и всегда точны. Зато корпус и надпись «Главная палата. Точное время» достались им от старинных часов, которые были установлены в 1905 году и верно служили жителям Петербурга.

Изначальный цвет фасадов здания — серый с  белым декором, позднее сменился желтым. Скульптуры на арке поменяли цвет бронзы на черный окрас.

Не менее интересна внутренняя планировка строения. Одним из архитектурных секретов здания, придуманного Росси, являются световые фонари. Помещения, примыкающие к арке, были лишены дневного освещения. Избавиться от полной темноты, проливая немного света, позволило специальное устройство, проведенное через верхние этажи.

Внутри квартала, образованного корпусами здания, помещались не только сотни кабинетов, архивы и библиотека, но также квартиры служащих и домовые церкви. По периметру здания шли анфилады служебных помещений.

Функционирование учреждений обеспечивала система коммуникаций. Каждый департамент имел свой отдельный вход, куда с площади во внутренние дворы вели каретные проезды.

Личные апартаменты министров блистали великолепием. Особым убранством в стиле ампир отличались парадные залы в квартире министра иностранных дел. В салоне графа К. В. Нессельроде устраивались приемы для важных персон и велись беседы, затрагивающие темы государственной дипломатии.

Благодаря реставрационным работам эти интерьеры восстановлены и доступны для посещения. Через белую дверь в Желтой гостиной можно попасть в тот самый знаменитый острый угол, которым заканчивается фасад здания на набережной Мойки.

После того, как восточное крыло передали Эрмитажу, новым владельцам пришлось решать сложную задачу — восстановить памятник архитектуры и реконструировать его под современный музей. Реализация грандиозного проекта завершилась созданием уникального экспозиционного комплекса. На месте внутренних дворов появились застекленные атриумы, световые фонари, веерообразные мраморные лестницы.

Экспозиция Эрмитажа в Главном штабе

Внутренние дворы, перекрытые прозрачными потолками,  образуют высокие и светлые залы — атриумы, которые поражают обилием стеклянных вставок и мостиков из стекла, необычным дизайном и комфортны для посетителей. На первом этаже находятся лекторий, книжный магазин, зона отдыха и кафе. Посетителям предоставляется возможность обогатить свои знания по истории Эрмитажа при просмотре фильма с актером Константином Хабенским в роли гида.

Музейная экспозиция расположена на верхних этажах за громадными воротами. К ним ведет лестница из светлого камня, которая становится амфитеатром на время проведения концертов, с удобными сиденьями перед огромным современным экраном, составленным из множества панелей.

Поднявшись на второй этаж по парадной лестнице, или воспользовавшись лифтом, Вы попадаете в эпоху модерна. Небольшая экспозиция занимает всего три зала, где представлены графика и образцы декоративно-прикладного искусства. Здесь Вас ждут уникальные предметы из мастерской выдающегося французского художника Эмиля Галле – законодателя и реформатора искусства стекла в стиле модерн.

Неожиданно смотрится постоянно действующая выставка «Искусство народов Африки». Она создана на основе предметов из коллекции консула Гвинеи, подаренной музею. Своим агрессивным видом выделяется ритуальная фигурка танцора из воинственного племени салампасу.

Напоминанием о том периоде истории здания, когда в его стенах находилось министерство финансов России, служит тематическая выставка, представляющая обстановку Кабинета министра и приемную, оформленные в бело-зеленой гамме. Восстановлены росписи и цветной наборной пол. Здесь расположилась коллекция отдела нумизматики, особенным экспонатом которой является редчайший Константиновский рубль – пробная монета, выпущенная в 1825 году всего в 5 экземплярах.

Личные апартаменты министра иностранных дел можно осмотреть, поднявшись на третий этаж. В одном из залов экспонируется японский меч тати, привезенный будущим императором Николаем II из путешествия по странам Востока.

На третьем этаже заслуживают внимания экспозиции, посвященные европейскому искусству XIX века, где представлена живопись и скульптура французских, германских и голландских мастеров. В числе живописных шедевров нельзя не отметить портрет российского дипломата графа Н. Д. Гурьева, сына министра финансов. Картина выставлена в том зале, где когда-то был кабинет министерства, возглавляемого его отцом. Но главная ценность произведения даже не в этом. Автор портрета — знаменитый Жан Огюст Доминик Энгр. В собрании Эрмитажа – это единственная его работа, к тому же считается одним из лучших портретов, написанных художником.

Очень интересен маленький музей гвардии XVIII века, где можно увидеть офицерский мундир Преображенского полка, принадлежавший Петру I, в котором он победил в сражении под Полтавой.

Экспозиция «Под знаком орла. Искусство Ампира» познакомит с обстановкой роскоши Наполеоновской эпохи. В Большой гостиной выставлен мебельный гарнитур с подлинной обивкой из лионского шелка, принадлежавший графу А. А. Бобринскому, внуку Екатерины II.

Интересна и значительная коллекция предметов для украшения ампирного стола. В ней представлены зеркальные плато с бортиками и статуэтками из позолоченной бронзы – характерный предмет того времени для подачи угощений.

На третьем этаже также находятся залы памяти Карла Фаберже. Среди прочих предметов выставляется фигурка «Будда Онассиса», некогда принадлежавшая греческому миллиардеру. Богато инкрустированное драгоценными камнями, золотом и эмалью изделие – дань моде, занесенной в Европу из Китая еще в XVIII веке.

Наибольшей популярностью пользуется экспозиция четвертого этажа. Огромное число посетителей привлекают замечательные полотна импрессионистов и постимпрессионистов. Эрмитажная коллекция этого направления в живописи признана одной из лучших в мире, и после того, как выставку перевели в помещение Главного штаба, она стало более доступной заинтересованному зрителю.

Основу галереи составляет собрание выдающихся коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова, подаренное Эрмитажу. Открывают галерею работы Клода Моне, Эдгара Дега, пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. Проследовав через соседние залы, где выставлено богатейшее собрание картин Огюста Ренуара, Вы попадаете в утонченный мир Поля Сезанна, а затем испытываете магию отчаянной жажды жизни Винсента Ван Гога и созерцаете сказочный Таити, оживающий под кистью Поля Гогена. Заключительный аккорд – залы Матисса и Пикассо. И почти каждая из представленных картин – признанный мировой шедевр!

Дополняют выставку четвертого этажа живописные полотна Макса Либермана, Ловиса Коринта и других немецких художников XX века, которые в Эрмитаже экспонируются впервые.

Посетители могут пользоваться аудио гидами или самостоятельно составить маршрут с помощью специального оборудования. Кроме постоянных экспозиций устраиваются временные выставки, посвященные современному искусству.

Где находится и как добраться

Адрес Главного Штаба: Дворцовая площадь, 6/8.

Станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор» — ближайшие. После выхода из метро нужно пройти по Невскому проспекту до пересечения с Большой Морской улицей и выйти по ней к месту назначения. При выходе из арки, чтобы попасть в музей, повернуть вправо.

Тем, кто предпочитает наземный транспорт следует выйти на остановках «Дворцовая площадь» или «Малая Морская улица», сюда идут маршруты: автобус № 7, троллейбус № 1,7,10.