Прачечный мост

0
18

Общая информация

Наверное, только в Петербурге одно и то же место может быть столь романтичным и одновременно нести в себе мрачную память о жестокости ушедшей эпохи…

Таков Прачечный мост – одна из старейших каменных переправ, выдающийся памятник мостостроения второй половины XVIII столетия. Безукоризненные пропорции силуэта, три четко прорисованные арки, лестницы, плавно сбегающие на тротуар набережной, сплошные гранитные перила – все создает цельный архитектурный образ. Имя зодчего осталось неизвестным, возможно, им был архитектор Ю. М. Фельтен. Но это не единственная тайна моста.

Над опорами находятся сквозные отверстия, закрытые решетками. При половодье такая конструкция снижает разрушительное давление воды на мост.

По сохранившимся преданиям в годы правления Екатерины II их использовали как «долговые ямы». За решетчатыми окнами продуваемые ветром томились осужденные должники, злостные неплательщики налогов, проигравшиеся картежники. Трагизм ситуации усугублялся тем, что во время наводнений заключенный мог захлебнуться насмерть.

Построенный в годы перемен (1766-1769), когда в архитектуре на смену стилю барокко приходит классицизм, а взамен обветшалых деревянных переправ возводят первые каменные, мост «осужденных» и сам становится символом либеральных изменений, происходивших в государстве. Тюремные камеры Прачечного моста прекратили существование задолго до упразднения долговых тюрем в России, когда само понятие долговой ямы было признано варварским.

Прачечный мост никогда не менял своего названия. Получено оно было от дворцовых прачечных, расположенных на берегу Фонтанки у Сергиевской улицы (теперь улица Чайковского). Сохранился неизменным и его архитектурный облик, которому грозила опасность быть утраченным.

Добротное инженерное сооружение, построенное под руководством архитектора Игнатия Росси и мастера Тимофея Насонова, 150 лет простояло без капитального ремонта. По разным причинам реконструкция моста откладывалась даже, когда такая необходимость назрела.

Сначала в 1910 году Академия художеств отклонила проект его кардинальной перестройки, чтобы не нарушать единство архитектурного убранства гранитных набережных. Именно это решение Академии, утвержденное императором, уберегло от исчезновения художественное достояние, которым является Прачечный мост.

В дальнейшем был разработан новый проект, предусматривающий сохранение внешнего вида моста, но реализовать его помешали первая мировая война и революционные события в стране, и только в 1926 году работы по укреплению моста были выполнены под руководством архитектора Б. Д. Васильева.

В результате горбатый мост уже не так сильно «выгибает спину», линия его уклона несколько смягчилась, но остальные пропорции сохранились. Современные параметры моста по данным СПб ГБУ «Мостотрест» следующие: длина – 40,9 метров, ширина по карнизу – 15,7 метра.

В XX веке поэтические строки Иосифа Бродского окутали романтическим флером Прачечный мост, окончательно предав забвению его темное прошлое. В стихах отразились личные переживания автора и история его отношений с англичанкой Фейт Вигзелл.

«На Прачечном мосту, где мы с тобой
уподоблялись стрелкам циферблата,
обнявшимся в двенадцать перед тем,
как не на сутки, а навек расстаться…»

Где находится Прачечный мост

Прачечный мост перекинут через Фонтанку в самом ее истоке из Невы, и является продолжением Дворцовой набережной, соединяя ее с набережной Кутузова. Здесь проходит западная граница Летнего сада, а на его территории совсем близко к мосту находится Летний дворец Петра I – старейший образец петровского барокко, дошедший до наших дней (ныне филиал Русского музея).