Площадь искусств

0
306

Площадь Искусств, расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Название связано с размещенными на ней учреждениями культуры и вполне отражает красоту и идеальные пропорции ее архитектурного ансамбля.

Историческая справка

В петровские времена на обширной территории, включавшей и современную площадь Искусств, был разбит фруктовый сад. Позднее сад предназначался для охоты, затем был преобразован в сад Летнего дворца императрицы Елизаветы (Третий Летний сад).

Площадь, носившая изначально название Михайловской, сформирована в начале XIX века. Первым зданием, возведенным на заросшем пустыре в центре города возле Третьего Летнего сада, становится дворец, построенный в 1819-1825 годах для великого князя Михаила, младшего сына императора Павла. Проектировал его русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси, он же создал единый архитектурный комплекс, которому подчинил все окружающее пространство.

Создание городских архитектурных ансамблей являлось основной сферой деятельности зодчего, сумевшего придать Петербургу новое лицо в стиле высокого классицизма. Выдающееся градостроительное мастерство архитектора в высшей степени воплотилось в ансамбле Михайловского дворца.

Территория перед главным фасадом дворца была преобразована в площадь. Фасады всех зданий, выходящих на площадь, были спроектированы Карлом Росси. Застройкой занимались другие архитекторы, но они были внимательны к идеям великого зодчего, обращаясь к его чертежам для поддержания единого стиля. По сравнению с великолепным дворцом остальные строения выглядят скромно. Этим подчеркивается главная роль Михайловского дворца в ансамбле площади. По проекту Росси все фасады имели общие декоративные элементы, одинаковое расположение и оформление окон, этажность и высоту.

Чтобы связать усадьбу с основными магистралями города, изменили планировку близлежащих улиц. С Невским проспектом ее соединила Михайловская улица, проложенная в 1819-1825 годах. Улица Большая Садовая была продлена от Невского проспекта до Марсова поля, а от Екатерининского канала (канал Грибоедова) до Фонтанки проложили Инженерную улицу. При этом часть Садовой улицы переименовали в Итальянскую.

Карлу Росси принадлежит и планировка овального сквера на Михайловской площади, проект которой относится к 1826 году. Композиция расположения деревьев и кустарников редких пород, выполненная в английском стиле, — с газонами, цветниками и дорожками, т.е. проект озеленения, – заслуга садовника Джозефа Буша. В дальнейшем городской садовник В. Визе внес изменения, заменив разросшиеся деревья в центре сквера клумбами, чтобы открыть вид на дворец с Невского проспекта.

В очередной раз сквер перед главным фасадом Михайловского дворца претерпел изменения в ходе масштабной реконструкции площади 1946-1950 годов. Тогда ликвидировали поздние пристройки, и облик зданий был приближен к замыслу Росси, а скверу придали четкую планировку и одновременно живописность, сблизившую его с Михайловским садом, который примыкает к парковому фасаду дворца.

Примерно в это же время (к 1950 году) с площади убрали трамвайные пути. Трамвай ходил с 1907 года, сменив конку. Линия конной железной дороги существовала здесь еще с 1860 года – одна из первых в Петербурге.

Площадь дважды меняла свое название. В начале 20-х годов прошлого века Михайловская площадь, как и Михайловская улица,  была переименована в площадь Лассаля в честь немецкого социалиста, бюст которому работы скульптора В. А. Синайского был установлен на Невском проспекте согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. Название площадь Искусств она носит с 26 сентября 1940 года.

Летом 1957 года сквер украсил памятник А. С. Пушкину, который по праву считается одним из лучших. Его авторы (скульптор М. Аникушин и архитектор В. Петров) так органично вписали свое творение в архитектурный ландшафт, что создается впечатление, будто памятник стоял здесь со дня основания площади.

Последняя капитальная реконструкция 2001 года проводилась по проекту архитектора Ф. К. Романовского и включала в себя работы по ремонту коммуникаций, освещения, гранитному мощению тротуаров.

Достопримечательности площади Искусств

Площадь Искусств и сегодня сохраняет исторический облик и оправдывает свое название. По Инженерной улице на нее выходят:

Михайловский дворец

Архитектурный шедевр К. Росси. С 1898 года и поныне во дворце размещается Русский музей – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, крупнейший в мире музей национального изобразительного искусства. Музей учрежден в честь покровителя искусств и страстного коллекционера императора Александра III.

(подробнее про Михайловский дворец можно прочитать здесь).

Корпус Бенуа

Назван в честь автора проекта архитектора Л. Н. Бенуа. Здание, изначально предназначенное для проведения художественных выставок, построено в 1919 году соавтором проекта архитектором С. О. Овсянниковым в стиле неоклассицизма. В 1930-х годах было передано Русскому музею. В послевоенные годы был достроен специальный переход, соединивший корпус Бенуа и основное здание музея с сохранением отдельного входа со стороны канала Грибоедова. В постоянной экспозиции представлено искусство ХХ века, часть залов отведена под временные выставки.

(подробнее про Корпус Бенуа можно прочитать здесь).

Этнографический музей

Здание строилось специально для размещения этнографической коллекции Русского музея с 1900 по 1911 год архитектором В. Ф. Свиньиным в стиле неоклассицизма. Музейный фонд формировался с 1902 года путем сбора и хранения предметов обихода различных этнических групп и содержит около 500 тысяч экспонатов и материалов культурного наследия народов, населяющих Россию.

(подробнее про Этнографический музей можно прочитать здесь).

Михайловский театр

Жемчужина в ожерелье архитектурного ансамбля, спроектированного Росси. Построен талантливым архитектором А. Брюлловым в 1831-1833 годах. Своим названием театр обязан младшему брату императора Николая I – великому князю Михаилу, так как вначале предназначался исключительно для правящей семьи и ее гостей. Позднее, открывшись для широкой публики, театр являлся третьим по счету императорским театром в Петербурге (после Мариинского и Александринского) и выполнял функцию дополнительной сцены.

В настоящее время, продолжая традиции Малого оперного театра, сочетает классические постановки оперных и балетных спектаклей с новаторскими экспериментами. Зрителям предоставляет редкую возможность «посетить заветный мир кулис» в составе экскурсии.

(подробнее про Михайловский театр можно прочитать здесь).

На противоположной стороне площади по Итальянской улице находятся не менее интересные в историческом и культурном отношении здания. Здесь расположены:

Филармония имени Шостаковича

Здание было построено для Дворянского собрания архитектором П. П. Жако в 1834-1839 годах. Ленинградская филармония, находящаяся здесь с 1921 года, даже в блокадные военные годы не прекращала концертную деятельность, поднимая дух защитников города. Тогда впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Сегодня – это обитель музыкальных традиций, главный концертный зал Санкт-Петербурга.

(подробнее про филармонию им. Шостаковича можно прочитать здесь).

Театр музыкальной комедии

На этом месте находился доходный дом Лазаревых, построенный архитектором Е. Т. Соколовым в 1799 году. Неоднократно перестраивался еще в XIX веке, а после сильного пожара в 1910 году инженеры И. Бальбашевский и А. Максимов выполнили внутреннюю перестройку под «Палас-театр». Именно в этом здании размещался знаменитый Мюзик-холл Исаака Дунаевского, а с 1938 года – Ленинградский театр музкомедии.

(подробнее про Театр музыкальной комедии можно прочитать здесь).

Ежегодно все культурные учреждения, расположенные на площади, объединяют усилия для проведения Международного Зимнего фестиваля «Площадь искусств», который привлекает лучших российских и мировых исполнителей.

Другие здания, образующие площадь, также являются памятниками архитектуры и имеют интересную историю.

Рядом с Михайловским театром находится дом (пл. Искусств, дом 3), построенный К. Росси в 1820-е годы для графа П. В. Голенищева-Кутузова – генерал-губернатора Санкт-Петербурга, человека, причастного к убийству Павла I. В советское время с 1924 по 1939 год в этом доме проживал знаменитый художник Исаак Бродский, ученик И. Е. Репина, основоположник нового течения в живописи – социалистического реализма. В 1949 году в квартире, где прошли последние 15 лет жизни художника, был открыт музей его имени, который в настоящее время является одним из филиалов музея Российской академии художеств. Посетить музей, где расположена внушительная коллекция картин Бродского и других художников, можно со среды по воскресенье. Здесь также часто проводят выставки современной живописи и вечера классической музыки.

Соседний дом Жако (пл. Искусств, 5), построенный в 1831 году с использованием фасада, спроектированного Росси, принадлежавший архитектору П. П. Жако, знаменит тем, что в начале прошлого века здесь находилось литературное кафе или арт-подвал «Бродячая собака» — центр культурной жизни Северной столицы того времени. Кафе было зарегистрировано как клуб Общества интимного театра, учрежденного Мейерхольдом, а название обыгрывало образ художника как бездомного пса. Часто бывали в этом кафе Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, читали стихи Вениамин Хлебников, Сергей Есенин. На волне интереса к Серебряному веку в истории Петербурга заведение вновь открылось в 2001 году.

По другую сторону площади расположился дом, построенный в 1831 году архитектором А. М. Болотовым для семьи графа М. Ю. Виельгорского (пл. Искусств, 4). Хозяин дома – композитор и музыкант. Его дом становится своеобразным «маленьким храмом изящных искусств»: здесь собирались ценители музыки, многие произведения М. Глинки, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана здесь прозвучали впервые в исполнении авторов. Салон посещали А. Пушкин, Ф. Тютчев. Позднее дом продали, в нем разместилась кондитерская Кочкурова, где проходили встречи революционеров. С 1993 года часть помещений дома занимает гимназия, основной корпус которой находится в соседнем здании (пл. Искусств, 2). Раньше здесь располагалась средняя школа, преобразованная в 1989 году в гимназию при Русском музее, и теперь ее ученики постигают основы искусства и науки. Фасад здания школы в 1947 году был реконструирован в стиле ансамбля площади по проекту архитектора А. А. Кедринского.

Вдоль всей Михайловской улицы от площади Искусств до Невского проспекта протянулось здание «Гранд Отель Европа», получившее в 2009 году в Лондоне награду World Travel Awards как самая роскошная гостиница Европы. Построено в 1873-1875 годах архитектором Л. Фонтана в стиле эклектики на месте двух зданий: доходного дома А. Рогова и отеля Клее. Здание нарушило симметрию композиции Михайловской улицы и в среде архитекторов считается градостроительной ошибкой. Однако этот факт не помешал легендарным личностям нескольких эпох останавливаться в «Европе». Среди имен в почетной книге постояльцев: П. И, Чайковский и И. С. Тургенев, И. Штраус и К. Дебюсси, Бернард Шоу, Владимир Маяковский, король Швеции и королева Великобритании, звезды мирового кино и выдающиеся рок-музыканты.

Старейшую гостиницу культурной столицы не обошли вниманием и хранители петербургских легенд. Рассказывают, что некий наследник русского эмигранта, спрятавшего золото в одном из номеров гостиницы, приехал в Ленинград. Ему удалось поселиться в том же номере отеля «Европа». Ночью он вскрыл паркет на полу и обнаружил массивную металлическую коробку, прикрученную болтами к перекрытию между этажами. Полночи ушло на выпиливание и, когда, наконец, поддался последний болт, — раздался невообразимый грохот. Это рухнула люстра ресторанного зала нижнего этажа.

Гармоничная и красивая площадь Искусств с 2008 года приобрела неоновое сияние, которое дает специальная подсветка. Фасады зданий с тех пор радуют переливами цветов в праздничные дни. Ищущим вдохновение горожанам и гостям Петербурга музеи и театры, которыми так богата площадь, подарят незабываемые впечатления, а уютные кафе и сквер позволят отлично отдохнуть.

Где находится и как добраться

Площадь Искусств расположена между Инженерной и Итальянской улицей неподалеку от канала Грибоедова. Ближайшее метро — «Невский проспект». От выхода из него до центра площади всего 300 метров по Михайловской улице.