Петропавловская крепость

0
1751
Фото Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге - вид сверху.
Вид Петропавловской крепости с высоты птичьего полета.

Петропавловская крепость – уникальный памятник истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Главное сооружение его архитектурного ансамбля Петропавловский собор является одним из символов города.

Стены крепости должны были стать серьезным препятствием для врага внешнего – они возводились по последнему слову фортификации начала XVIII века. Но жизнь распорядилась по-иному. Жестокую славу крепость приобрела как тюрьма для государственных преступников, где власть расправлялась с врагом внутренним…

Петропавловская крепость: историческая справка

Строительство фортификаций.

Отсюда начинался город на Неве. Датой основания Санкт-Петербурга считается 27 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы на Заячьем острове заложили первый камень в фундамент Петропавловской крепости. По первоначальному замыслу о городе, тем более столице, речь не шла, требовалось защитить отвоеванные у шведов земли.

Разработкой плана цитадели, также как и выбором места для ее возведения, Петр I занимался лично вместе с инженером, российским генералом французского происхождения Ж. Г. Ламбером.

Солдаты, пленные шведы, крепостные работали от зари до зари под присмотром сподвижников царя. Общее руководство осуществлял близкий друг императора — А. Д. Меншиков. Петр I поселился неподалеку в летнем домике и инспектировал строительство, с самого утра объезжая остров на лодке.

Крепость повторяла шестиугольную форму острова, в вершинах углов расположились бастионы, названные в честь кураторов, каждый из которых отвечал за «свой» объект: Меншиков, Трубецкой, Головкин, Нарышкин, Зотов, Государев. Строительство Государева бастиона курировал царевич Алексей.

1 октября 1703 года крепость освятили. К этому моменту завершилась постройка земляных и деревянных укреплений небольшой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, были установлены орудия и на Государевом бастионе поднят флаг.

В 1706 году первый архитектор Петербурга, итальянец Доменико Трезини начинает строительство каменных сооружений с применением новых принципов строительства фортификационных укреплений. Стены бастионов высотой 12 метров в толщину достигают 20 метров — они образованы наружными и внутренними слоями пятиметровой кирпичной кладки, между которыми засыпан толченый кирпич, перемешанный с землей.

Бастионы соединены между собой куртинами, в которых обустроили казематы для размещения солдат и хранения оружия. Екатерининская куртина — сплошная, а Невская, Петровская, Васильевская, Кронверкская и Никольская куртины снабжены одноименными воротами. Нарядные Петровские ворота являлись главным въездом. На бастионах установили орудия, по полсотни на каждом. Для вылазки, на случай осады, были предусмотрены подземные ходы (сортии) и тайные переходы в стенах (паттерны), которые были заложены одним слоем кирпича и были известны лишь доверенным офицерам.

Позднее на месте деревянной церкви возвели Петропавловский собор (1712-1732 годы), который приобрел статус кафедрального и стал усыпальницей Дома Романовых. В фундамент заложены святые мощи Андрея Первозванного. За восточной стеной собора находится Комендантское кладбище. 18 комендантов нашли здесь покой с 1720 по 1914 годы.

Оборонительную систему замыкает земляной вал, имеющий форму короны, — кронверк.

Треугольные укрепления с моря (равелины) были построены в 1730-е годы во времена правления Анны Иоанновны, названы в честь ее отца и деда, западный – Иоанновским (в память об Иване Алексеевиче, старшем брате и формальном соправителе Петра I), а восточный – Алексеевским (в память об отце Петра I).

На Иоанновских воротах запечатлена дата завершения строительства Петропавловской крепости – 1740 год.

Русская Бастилия

После окончательной победы над шведами Петропавловская крепость утратила свою оборонительную функцию и вскоре оказалась в центре города, который разрастался вокруг нее. В самой крепости, береговую линию которой частично облицевали гранитом, велась застройка разного назначения, в XVIII–XIX веках здесь появились Монетный двор, Артиллерийский цейхгауз, Комендантский и Инженерный дома, гауптвахта, Ботный дом …

И. Г. Фоккеродт, служивший на протяжении многих лет секретарем посольства Пруссии в России, так описывал крепость в своих записках: «… Эта крепость довольно сильна и из-за ее расположения неприступна, но считают, что … она не может приносить особой пользы. Ныне она служит не чем иным, как Бастилией, где содержатся государственные узники …».

И действительно, вскоре бастионы стали местом заточения государственных преступников, а с XIX века – главной в России политической тюрьмой, куда попадали без суда по императорскому повелению…

Царевич Алексей, сын Петра I, стал первым узником и скончался в заточении 25 июня 1718 года.

В крепости, замученная допросами и туберкулезом погибнет и княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь Елизаветы I и Разумовского. Здесь будет ожидать приговора Александр Радищев — автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», сильно прогневившей императрицу Екатерину II.

Руководители восстания декабристов были повешены на валу кронверка. Мемориальный обелиск хранит их профили и слова великого русского поэта:

«Товарищ, верь: взойдет она

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Здесь Федор Достоевский был приговорен к расстрелу вместе с другими Петрашевцами, но казнь заменили каторгой в последний момент. События нашли отражение в произведении «Записки из Мертвого дома».

В камере Алексеевского равелина Николай Чернышевский, протестуя против незаконного ведения следствия, объявил голодовку, которая продолжалась 9 дней, и написал знаменитый роман «Что делать».

До 1917 года полторы тысячи политических заключенных прошли через камеры построенной в 1872 году тюрьмы Трубецкого бастиона.

Гарнизон крепости оказал поддержку большевикам — именно его пушка дала сигнал крейсеру «Аврора» в октябре 1917, а в годы «красного террора» (1917-1921 годы) здесь проводились массовые расстрелы.

В 1925 году Ленинградским Советом было принято постановление разрушить крепость, ставшую к тому времени музеем, и на ее месте построить стадион. Решение вскоре отменили, а в Иоанновском равелине расположили Газодинамическую лабораторию, которая являлась первым в стране КБ ракетных двигателей и находилась в его стенах до 1933 года. Через сорок лет на ее месте был открыт музей космонавтики и ракетной техники, который в наши дни носит имя В. П. Глушко – руководителя разработок систем, выводящих на орбиту космические корабли «Восток», «Восход» и «Союз».

Достопримечательности и экспозиция

Петропавловская крепость входит в состав Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Экскурсия начинается со знакомства с историей Невского края и выставки, посвященной этапам строительства крепости. Среди экспонатов, расположенных в Комендантском доме интересны русские и шведские карты, макеты укреплений, коллекция инструментов, найденных при раскопках. Отдельные залы посвящены быту населения с 1703 по 1918 год.

Петропавловский собор

Осмотр достопримечательностей продолжает самое красивое сооружение крепости — Петропавловский собор. На протяжении 300 лет до постройки в 2012 году в историческом районе Рыбацкое жилого комплекса «Князь Александр Невский» оставалось самым высоким зданием в городе. Высота храма с 40 метровым шпилем, украшенным флюгером в виде золотой фигуры ангела с крестом, составляет 122,5 метра.

Резной иконостас внутри собора с фигурами апостолов перед ним поражает великолепием и напоминает триумфальную арку. Это не случайное сходство, а задумка Петра I сделать храм памятником в честь побед русского оружия и местом хранения ключей от взятых городов, а так же знамен побежденных шведских и турецких войск. Изготовлен иконостас в Оружейной палате Московского Кремля, доставлен был в разобранном виде и смонтирован на месте. Все элементы выполнены из дерева и покрыты позолотой: каркас изготовлен из лиственницы, для скульптуры и деталей декора использована липа.

Практика чтения проповедей в православных храмах впервые введена в петровские времена, о чем свидетельствует кафедра, установленная перед алтарем. Сам император во время богослужения занимал царское место у правой колонны, богато украшенное малиновым бархатом и символами власти.

Необычный для православных храмов стройный вытянутый силуэт здания и его внутреннее убранство привлекают посетителей в такой же степени, как и усыпальница императоров, которая была дополнена построенной в начале XIX века Великокняжеской усыпальницей, а так же замечательно отреставрированные Царские покои с чудесным образом уцелевшими реликвиями.

Расположенные в галерее перехода в усыпальницу помещения предназначались для отдыха императорской семьи при посещении собора и состояли из приемной, гостиной, курительной и дамской комнат. Экспозиция представлена в двух комнатах, частично восстановленных по архивам автора проекта – архитектора Л. Н. Бенуа. Здесь можно увидеть мраморные камины, картины с портретами царственных особ и панорамными видами Петербурга. Особую ценность представляют собой раритетные вещи: облачения священнослужителей, аналойный покров, запредельный крест.

Экспозиция «Три века над городом» познакомит экскурсантов, которые поднимутся на колокольню, с открывающейся отсюда панорамой крепости и механизмом редкостного карильона, закупленного в Голландии для курантов башни.

От Собора ведет улочка к маленькому скверу, где туристов ожидает встреча с необычной скульптурой Петра I работы Михаила Шемякина. Царь изображен сидящим на троне, причем пропорции тела увеличены в полтора раза, а натуральной величины голова кажется маленькой, что придает фигуре гротескный вид. Лицо выполнено на основании подлинной восковой маски, сделанной Б. К. Растрелли. Автор называл произведение «Мой мистический Петр» и утверждал, что искажение пропорций соответствует канонам православной иконописи.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Один из самых популярных объектов в крепости – тюрьма Трубецкого бастиона. Экспозиция, посвященная истории тюрьмы Трубецкого бастиона, знакомит посетителей с условиями содержания узников, особенностями режима, судьбами арестантов. Через ее камеры прошли Александр Ульянов, Максим Горький, Лев Троцкий… Интерьеры восстановлены, а макеты надзирателей и узников создают жутковатую тюремную атмосферу разных исторических периодов, начиная с 1870 и заканчивая 1917 годом. Последними ее заключенными стали участники Кронштадтского восстания.

Конкурируют с ней только выставка «Улицы времени» в Нарышкинском бастионе и Музей космонавтики, расположенный в Иоанновском равелине.

Нарышкинский бастион

Увлекательное путешествие в прошлое Петербурга могут совершить все желающие, посетив выставку в Нарышкинском бастионе. Экспозиция «Улица Времени» длиной в три столетия проведет сначала по землям Ингерманландии на Невских берегах, затем мимо таможни петровского времени и канцелярии от строений выведет в имперскую столицу ХVIII – ХХ веков. Заглядывая в окна «домов», можно проследить, как менялся облик интерьеров и самих горожан. Зайти в швейную мастерскую и увидеть моду XIX века, «посетить» кабинет стоматолога, или окунуться в атмосферу коммунальной квартиры века XX.

Музей космонавтики

Истории освоения космоса и роли конструкторов Петербурга-Ленинграда в развитии российской космонавтики и ракетной техники посвящен музей, открытый в залах правого фаса Иоанновского равелина. Уникальные разработки сотрудников Газодинамической лаборатории, которая размещалась здесь в 30-е годы прошлого века, представлены в экспозиции:

  • ракеты на бездымном порохе, которые были применены в «Катюше»;
  • жидкостные ракетные двигатели — предвестники двигателей космических кораблей;
  • один из самых интересных экспонатов побывал в космосе и возвратился на Землю в 1974 году — это спускаемый аппарат «Союза-16».
  • перед входом в музей стоит спускаемый аппарат спутника «Комета», также совершивший космический вояж, но уже в 90-е годы.

Экспозиция фарфора

Заслуживают внимания расположенные в Петровской куртине экспозиции фарфора и коллекции мебели, относящиеся к XVIII–XX столетиям.

Выставка изделий европейских и российских стекольных и фарфоровых заводов объединяет лучшие образцы декоративно-прикладного искусства России, Англии, Дании, Франции, Германии. Среди предметов массового производства интересна коллекция агитационного фарфора. Особым вниманием посетителей пользуются мемориальные вещи, принадлежавшие А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачеву, а также собрание памятных подарков Сталину, переданное из Музея Революции, и коллекция подарков городу к юбилейным датам.

Экспозиция мебели

Диалектика мебельного искусства нашла отражение в экспозиции, разместившейся в Никольской куртине. К наиболее ранним экземплярам относятся: стул петровской эпохи, французские комоды, русские ларцы-теремки и сундук XVIII века. Богато инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, костью, металлом, выполненные из редкостных пород красного, черного, розового дерева образцы мебели демонстрируют различные стили и позволяют представить, как выглядели интерьеры Северной столицы на протяжении трех столетий.

Выставка средневековых орудий

Совершенно другой вид искусства представляет выставка, расположившаяся в Каретнике – бывшей конюшне, носившей в былые времена помпезное название «Службы комендантского ведомства». Выставка средневековых орудий пыток уносит нас вглубь веков и не имеет непосредственного отношения ни к комендантским службам, ни к крепости в целом. История восходит к временам инквизиции, когда папа Иннокентий IV в 1252 году узаконил статус их применения в ходе дознания. Осуществлялись они светскими властями, как и приведение в исполнение смертных приговоров. Среди целого ряда орудий наказания, очень неожиданно выглядит пояс целомудрия, который организаторы выставки причислили к той же теме.

Выставка «Историческая мозаика»

В цейхгаузе выставка «Историческая мозаика» преподносит историю Российского государства в лицах. Правители России Иван Грозный и Екатерина II, государственные деятели, знаменитые узники крепости, революционеры, писатели и другие персоны составляют ее историческое полотно. Неподражаемую атмосферу впечатляющего погружения в прошлое, со всеми перипетиями и неожиданными поворотами, создают 60 восковых фигур. Созданные мастерами Петербурга, персонажи выглядят реалистично, передают не только внешнее сходство, но и характер, настроение, эмоции. Использованы натуральные волосы, изготовленные вручную глазные протезы, оттенки кожи скорректированы театральным гримом.

Другие достопримечательности

На территории Петропавловской крепости продолжает работать одно из старейших предприятий города — Монетный двор, переведенный сюда из Москвы указом Петра I в 1724 году. Продолжая традиции производства медальерных работ, в настоящее время является ведущим производителем наградных знаков, орденов и медалей, а также памятных монет из драгоценных металлов.

На кронверке в 60-х годах XIX века было построено здание Арсенала, выполненное в стиле средневекового зодчества. В настоящее время здесь находится Музей артиллерии, инженерных войск и связи, экспозиция которого располагается внутри помещения и во дворе.

Интересная скульптура «Зайчик, спасшийся от наводнения» находится возле Иоанновского моста. Есть примета: если брошенная монетка попадет на основание памятника, ушастый Арсений исполнит желание. Имя заяц унаследовал от шведского названия острова Енисари.

Ни один посетитель не пройдет мимо небольшого здания с портиком и статуей «Навигация» на крыше, расположенному слева от колокольни, потому что здесь находятся кассы и сувенирный магазин. Многие не подозревают, что – это Ботный дом, выстроенный специально для «Дедушки русского флота» — ботика Петра I.

Кроме экскурсий, мероприятий, действующих музеев в Петропавловской крепости сегодня возрождены традиции, заложенные со дня основания:

  • ежедневно с Нарышкинского бастиона ровно в полдень слышен выстрел «вестовой» пушки. Согласно указу Екатерины II пушки Петропавловки кроме полуденного выстрела должны были сигнализировать о надвигавшемся наводнении. По этому поводу Юрий Тынянов писал: «Пушки Петропавловской крепости – орудийная газета Петербурга. Они издавна вздыхают каждый полдень и каждое наводнение. Привычка эта так сильна, что, когда начинается наводнение, чиновники бросаются переводить часы».
  • снова над Нарышкинским бастионом реет Андреевский флаг – косой крест на красном фоне с белой окантовкой. Традиция восходит к петровской эпохе. По документам тех времен: «Сей флаг для того при сей крепости … ставится… что приморский город».

Кроме того, в Петропавловском соборе с 1990 года служат панихиды по усопшим императорам, а с 1999 года совершаются праздничные богослужения. Рядом со склепом Петра I в Екатерининском приделе захоронены в 1998 году останки последнего императора Николая II, его семьи и спутников, разделивших их печальную участь. К последним погребениям относится перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны, перенесенного из Дании в 2006 году.

Когда-то в выходные и праздничные дни на территории крепости играл духовой оркестр. Различные развлекательные мероприятия проводятся на пляже крепости и в наши дни. В 2005 году был установлен рояль во флажной башне, здесь дают концерты известные пианисты.

В теплое время года по субботам в Нарышкинском бастионе можно наблюдать смену почетного караула, которая носит символический характер. Плац-парад и вынос флагов Российской Федерации и Санкт-Петербурга – наиболее яркие моменты церемониала.

Выходной день, единый для всех музеев Петропавловки, – среда. Вход на территорию крепости – бесплатный и открыт с 9:30 до 20:00.

Панорама Петропавловской крепости

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна панорамы Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама.

2. Панорама.

Петропавловская крепость: где находится и как добраться

Петропавловская крепость расположена в центральной части Северной столицы напротив Зимнего дворца, по адресу:

Санкт-Петербург, Заячий остров, Петропавловская крепость, 3.

  • от ближайшей станции метро «Горьковская» пройти пешком по Александровскому парку и Кронверкской набережной;
  • от станции «Спортивная» ходят 6-ой и 40-ой трамваи;
  • от «Петроградской» — 46-й автобус, маршрутки 46, 76, 183 и 223.