Музей Печати

0
247

Историческая справка

Дом на Мойке, где находится Музей печати – филиал Музея истории Санкт-Петербурга, обладает интересной историей, изначально далекой от издательского дела.

На этом месте первая двухэтажная усадьба была построена в 1723 году и принадлежала она придворному карлику Петра I. В XVII — XVIII веках карлики-шуты были распространенным явлением при дворах Европы, жили они во дворцах, чтобы в любой момент быть доступными к услугам правящих особ, желавших увеселений.

Популярны они были и в России еще у первых Романовых, но подлинный размах мода на карликов приобрела при Петре I. Одним из развлечений были торжественные «потешные свадьбы» с участием десятков пар. Карлики состояли на службе, получая жалованье, и строили дома, обзаводясь семьей. Именно в качестве подарка на свадьбу получил дом на Мойке шут Лука Чистихин, кроме «основной работы», выполнявший по высочайшему предписанию несложные поручения – заказывал порох или камень, отвечая за хозяйственные нужды.

Позднее в 1740 году от дома проложили Волынский переулок, а к концу XIX века замостили набережную. Здание неоднократно перестраивается, расширяется и превращается в доходный дом для зажиточных постояльцев. Отделка внутренних помещений соответствовала престижному статусу: выложенный мозаикой пол, лепнина потолков, ажурные литые перила лестницы.

С 1865 по 1876 годы домом владел фотограф с мировым именем Сергей Львович Левицкий – «патриарх» русской фотографии, придворный фотограф, двоюродный брат А. И. Герцена. Левицкий создал «Коллекцию портретов русских литераторов». Знакомые с детства образы деятелей русской культуры второй половины XIX века из школьных учебников – это литографии его снимков.

Новый виток в судьбе дома происходит в 1905 году, когда его приобретает журналист Алексей Алексеевич Суворин, сын и сотрудник знаменитого издателя. Разногласия с отцом приводят к разрыву, Алексей уходит из его газеты «Новое время», где работал редактором, и открывает свое дело. По заказу нового владельца архитектор П. М. Макаров пристраивает типографский флигель, а в жилой части размещается редакция частной газеты «Русь» А. А. Суворина. К сожалению, ему не удается оплатить долги, перешедшие от прежних хозяев, и дом продается с аукциона в 1908 году.

С 1910 года на протяжении семи лет в здании работает издательство правительственной газеты «Сельский вестник», которое также печатает книги и брошюры, с собственным книжным магазином на первом этаже в угловой части здания. Практически через 100 лет книжный магазин и его исторический интерьер были воссозданы и радуют покупателей букинистическими изданиями.

В дореволюционные годы здесь же сдавались меблированные комнаты «Бристоль». На крыше, к этому времени уже шестиэтажного дома, красовалась большая решетка с названием гостиницы, которой владело семейство отставного губернского секретаря, директора каменноугольной промышленной компании В. А. Ратти. Вход в «Бристоль» находился с набережной, лучшие его номера располагались в бельэтаже (второй этаж), в цокольном этаже размещались мастерские, на первом этаже — магазины.

После февральской революции здесь несколько месяцев издавалась большевистская газета «Правда», которую редактировал В. И. Ленин. Сначала в 1965 году на фасаде установили мемориальную табличку с напоминанием об этом событии, а в январе 1984 года в здании открывается музей «Ленин и газета «Правда», реорганизованный в Музей печати в 1991 году.

Экспозиция и достопримечательности

В музее постоянно действуют три выставки. Первая из них повествует о том, как зарождалось и развивалось издательское дело в России. В зале, оформленном в стиле библиотеки, представлены раритетные печатные издания самых первых типографий Петербурга, материалы и документы, освещающие историю печати.

Следующая выставка посвящена процессу изготовления газеты и располагается в трех залах. Один зал отведен под коллекцию оборудования старинной типографии, особенно интересны ручная плоскопечатная и резальная машинки, прессы. Здесь также можно увидеть наборные свинцовые кассы, — в них из букв собирается макет страницы, а для печати иллюстрации вместо букв используется специальная печатная форма.

Есть и мемориальный редакционный офис, в котором воспроизведена обстановка прошлого: большой стол главного редактора, скромное место бухгалтера с неизменными деревянными счетами, круглый стол, за которым сидели журналисты. Отдельные экспонаты – телефон фирмы Эриксон, раритетный фотоаппарат – создают атмосферу того времени.

Посетители могут посмотреть, за каким столом работал В. И. Ленин. Ему музей обязан своим существованием, ведь первая выставка была устроена в память о его редакционной деятельности. Среди канцелярских принадлежностей на его рабочем месте привлекает внимание необычный экспонат – коробочка с марками, принадлежавшая вождю пролетариата.

Интересны макеты, которые представляют дом в разное время. Можно увидеть типографию, доходный дом и самые первые постройки – двух и трехэтажные особняки в миниатюре.

Два зала занимает экспозиция, отражающая историю самого здания, бывшего доходным домом, — кабинет и гостиная. Экспозиция знакомит с петербургским бытом того времени, когда в моде были музыкальные салоны. Здесь разместилась коллекция музыкальных инструментов, среди которых давно забытые фисгармония, граммофоны, музыкальные шкатулки.

Особым успехом у посетителей пользуются экскурсии – рассказ гида «оживляет» экспонаты, а так же мастер-классы по старинным технологиям переплета, чистописания или создания газеты.

Где находится и как добраться

Музей печати расположен в угловом здании на набережной реки Мойки, в доме № 32, напротив восточного фасада здания Главного штаба, совсем рядом с Дворцовой площадью.

От станций метро «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор» можно добраться пешком за 10-15 минут или проехать на автобусах № 3 или 27.