Михайловский театр

0
636
Михайловский театр.

Творение великого Росси площадь Искусств не вполне оправдала бы свое название без храма Мельпомены. Расположенный вблизи Русского музея Михайловский театр часто называют жемчужиной ее архитектурного ансамбля. Его сравнивают с волшебной шкатулкой, скрывающей за простым классическим фасадом сверкающие грани драгоценных россыпей музыки и танца, сценического искусства и вокала, богато обрамленные роскошными историческими интерьерами и стильными декорациями.

Афиша театра вполне соответствует его обманчивому облику. За классическими названиями оперных и балетных постановок скрываются порой смелый творческий поиск и новаторские эксперименты.

Историческая справка

Торжественное открытие третьего по счету (после Мариинского и Александринского) императорского театра в Петербурге состоялось 8 ноября 1833 года балетом на музыку Луи Сонне «Амур в деревне, или крылатое дитя» и водевилем «Знакомые незнакомцы» известного драматурга Петра Каратыгина.

Названный в честь брата императора Николая I — Михаила Павловича, театр разместился в специально выстроенном здании, возведенном талантливым русским архитектором Александром Брюлловым, братом знаменитого художника Карла Брюллова. Был использован проект фасада, предусмотренного Карлом Росси, который при постройке Михайловского дворца (1819-1925) спланировал всю площадь в едином стиле.

При работе над внутренним устройством помещения Брюллову пригодился опыт пребывания за границей и детальное изучение западноевропейских приемов строительства театральных зданий. Зодчий оригинально решает задачу оптимального размещения зрительских кресел, заменив партер наклонным амфитеатром. По свидетельству современников театр был построен «по всем правилам акустики и перспективы».

В 1859 году капитальная перестройка не только увеличивает сцену, добавляет 200 мест за счет удлинения зрительного зала и достроенного пятого яруса, но и меняет облик внутреннего убранства. Интерьеры, разработанные Брюлловым под влиянием сдержанной античной архитектуры, уступили место нарядным формам ренессанса и барокко. Вдохновленный новыми веяниями архитектор Альберт Кавос, автор проекта, щедро украшает фойе зеркалами, тонкими лепными орнаментами, а над авансценой размещает фигуры кариатид. Над зрительным залом появляется живописный плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества». По красоте и пышности отреставрированный театр и сегодня не уступает знаменитым театрам мира.

История театра четко разделяется на два периода: до Октябрьской революции и после.

Императорский Михайловский театр не имел собственной труппы и единой жанровой направленности. Здесь проходили концерты, балеты, водевили, драматические спектакли, иногда оперы.

Вначале спектакли давались для членов императорской семьи и их высоких зарубежных гостей силами Александринского и Мариинского театров. После реконструкции сюда стал съезжаться весь петербургский свет. На сцене прочно закрепилась французская драматическая труппа, по актерскому составу, превосходившая театры Парижа, разделяя первенство лишь с Комеди Франсез – крупнейшим правительственным театром Франции. Знаменитая Рашель, Жан Брессан, Шарль Бертон, актеры труппы Сары Бернар гастролировали на Михайловской сцене, их сменяли именитые актеры конкурировавшей немецкой труппы. Иоганн Штраус — король вальса – завершил здесь свои петербургские сезоны опереттой «Цыганский барон».

Не удивительно, что Михайловский театр оказал заметное европейское влияние на русскую театральную школу.

В середине 1890-х годов участились прежде редкие оперные постановки в связи с ремонтом Мариинского театра. Начало расцвета певческой карьеры Федора Шаляпина пришлось на этот период. Наряду с прославленным басом в Михайловском выступают корифеи русской сцены: братья Каратыгины, Качалов, Комиссаржевская, Кшесинская, Станиславский.

Новый этап развития тесно связан с событиями 1917 года, когда иностранные артисты покинули Россию, и остро встал вопрос формирования отечественной труппы. В становлении театра важную роль сыграли руководитель и дирижер Самуил Самосуд и режиссер Николай Смолич. Уже к 1918 году набрана постоянная труппа, и 6 марта театр открыл сезон как второй государственный оперный театр Петрограда, а в 1920 году получил звание академического. Свое эстетическое кредо театр сформулировал как «театр певца-актера».

В следующем году его переименовали в Малый академический театр, а еще через пять лет появилась аббревиатура – МАЛЕГОТ. Возросший в советском обществе в 30-е годы интерес к балетному искусству позволил создать балетную труппу, которую возглавил выдающийся танцовщик, хореограф Федор Лопухов.

В эти трудные годы зарождаются традиции, не утраченные и в наши дни. Театр становится, как его называют «лабораторией по созданию советской оперы», а по сути, обращается к подчеркнуто экспериментальным образцам новейшего искусства, идет в авангарде современной трактовки классики, преобразовываясь в интереснейший театр не только страны, но и мира. Премьерные постановки оперных спектаклей Дмитрия Шостаковича «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», новаторская версия «Пиковой дамы» Всеволода Мейерхольда увидели свет на его сцене. Однако, после того как во время гастролей в Москве «Леди Макбет» увидел Сталин, «МАЛЕГОТу» пришлось держать удар после публикации статьи «Сумбур вместо музыки», наделавшей много шума…

В послевоенные годы, продолжая сотрудничество с современными композиторами, театр впервые в мире поставил «Войну и мир» С. С. Прокофьева. Деятельность выдающихся представителей русского искусства непосредственно связана с театром. В разное время здесь работали: С. Лемешев, В. Мейерхольд, Д. Шостакович, Л. Якобсон, В. Виноградов, Ю. Темирканов, М. Ростропович, Г. Вишневская.

После первых зарубежных гастролей, состоявшихся в 1984 году, труппа развернула успешную международную деятельность по представлению традиций и новейших достижений русского оперного искусства. На сцене главные позиции заняли произведения русской классики: «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина. В 1989 году театру присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского.

Историческое имя Михайловский вернулось в театр в 2001 году, а выполненная через несколько лет реставрация возвратила и былую роскошь интерьеров.

Репертуар театра в наши дни

Творческий коллектив театра, талантливые режиссеры и исполнители превращают каждый спектакль в захватывающее событие и незабываемое представление. Продолжая традиции, сегодня в репертуаре театра представлена опера и ее современные версии, классические балетные спектакли и новейшие танцевальные постановки приглашенного испанского хореографа Начо Дуато.

Достойное место в репертуаре занимают оперные и балетные спектакли на музыку П. И. Чайковского. Уважительное отношение к классике и прекрасная музыка объединяет оперу «Пиковая дама», идущую на сцене Михайловского театра более трех десятилетий, и уникальную версию балета «Лебединое озеро» — восстановленный спектакль Большого театра, ставший во всем мире визитной карточкой русского балета.

А вот, опера «Евгений Онегин» в постановке режиссера-авангардиста Андрия Жолдака воспринимается не всеми. Постановка удостоена Высшей награды «Золотая маска» как лучший оперный спектакль и режиссерская работа, однако, с момента премьеры в 2012 году и до сих пор она продолжает вызывать неоднозначную реакцию зрителей, и остается предметом горячих споров по поводу ее слишком не хрестоматийной трактовки.

Богатый и разнообразный репертуар Михайловского театра включает оперы на музыку Моцарта, Верди, Пуччини, балетные спектакли Минкуса, Стравинского, Астафьева, других лучших композиторов разных эпох и народов.

В театр можно прийти не только на спектакль, но и на экскурсию, чтобы ознакомится с роскошными интерьерами, побывать в зрительном зале, на сцене и за кулисами. На втором этаже театра находится небольшой музей, экспонаты которого знакомят с деятельностью театра в разные годы.

Где находится и как добраться

Адрес: Санкт-Петербург, Искусств площадь, 1 (набережная канала Грибоедова, 4).

Добираться в Михайловский театр лучше на метро. Ближайшая станция метро — «Невский проспект» — находится в нескольких минутах ходьбы.