Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого

0
724
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Вид со стороны Невы.
Кунсткамера. Вид со стороны Невы.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук — один из старейших музеев Санкт-Петербурга, преемник первого в стране публичного музея, в его исторических стенах жив дух Петровской эпохи: стремление к просвещению и знаниям.

Кунсткамера никого не оставит равнодушным, восхищая обширным собранием исторических и научных артефактов, и одновременно пугая до глубины души…

Название музея звучит несколько устрашающе, хотя на самом деле, в нем нет ничего страшного. «Kunstkammer» в переводе с немецкого — «кабинет редкостей».

Кунсткамера: историческая справка

Создание Кунсткамеры связывают с заграничными путешествиями Петра I в 1697–1698 и в 1717–1718 годах. Поездки в Европу были вызваны политическими интересами государства и, вместе с тем, русский царь знакомился с европейскими учеными, осматривал модные в то время частные кабинеты — «куншты» — с их диковинками и курьезами, скупал целые коллекции и отдельные экспонаты.

Особой популярностью в Европе на рубеже XVII-XVIII столетий пользовались анатомические театры, где в торжественной обстановке вскрытие преподносилось с познавательной и назидательной точки зрения, сопровождалось лекциями, дискуссиями и экспериментами. Представление требовало определенного мастерства, особенно славился выдающийся анатом Фредерик Рюйш, десятилетиями выступавший в анатомическом театре Амстердама перед врачами и учеными многих стран, дипломатами и знатью.

Познакомившись впервые с анатомическим театром в Лейдене, Петр I сразу сумел оценить новую науку как фундамент хирургии, в развитии которой так нуждалась Россия в тот период, ведь войны за выход к морям требовали присутствия медиков в армии и на флоте. Он берет уроки анатомии у Рюйша, а через несколько лет приобретает у него знаменитую коллекцию «уродцев в банках», учреждает анатомический театр в России, который в отличие от европейских собратьев никогда не являлся специфическим зрелищем, а всегда служил целям науки и обучения.

В Англии Петр I посетил музей Ашмола, политического деятеля и собирателя древностей, завещавшего свои коллекции Оксфордскому университету. Открытый для публики в специально построенном для него здании, музей произвел на русского императора сильное впечатление и, вполне возможно, заронил идею создания в России первого общедоступного музея.

Как только в 1714 году завершилось строительство Летнего дворца на Берегу Фонтанки, последовал императорский указ о перевозе личной библиотеки и коллекции, приобретенной в Европе, из Москвы в Северную столицу. Этот год принято считать годом основания Кунсткамеры, а также Библиотеки Академии наук.

Движимый желанием просветить народ России, Петр I повелевает в 1718 году перевезти книги и ценные предметы из тесных покоев небольшого дворца в дом опального вельможи А. В. Кикина – Кикинские палаты, где они становятся доступными для всеобщего обозрения. Здесь с посетителей не берут плату и подают угощение. Одновременно выходят указы сдавать в музей за вознаграждение «все, что зело старо и необыкновенно», поступает распоряжение о начале строительства специального здания для Кунсткамеры на Стрелке Васильевского острова.

Стремительно, всего за пару десятилетий, Кунсткамера превратилась из собрания редкостей в научный музей, на основе которого в 1724 году была создана Российская Академия наук. В 1728 году новое здание объединило в своих стенах музейную коллекцию, библиотеку, анатомический театр и обсерваторию.

В начале XIX века отсюда берут начало другие научные центры и крупнейшие музеи страны. Этнографическое и анатомическое собрание продолжает оставаться в здании Кунсткамеры, а в 1879 году учреждается Музей антропологии и этнографии (МАЭ).

От европейских собраний подобного типа Кунсткамеру всегда выгодно отличал государственный статус, сюда поступали экспонаты, собранные Академическими экспедициями, знаменитыми путешественниками и мореплавателями. В XIX-XX веках в музей поступили коллекции от И. Ф. Крузенштерна, Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. С. Гумилева и многих других.

К 200-летнему юбилею музею было присвоено имя его основателя – Петра Великого, а в 1992 году МАЭ РАН включен в реестр ценных объектов культурного наследия РФ.

Экспозиция и достопримечательности

Музею принадлежит одно из наиболее полных и интересных собраний мира, которое содержит около 1,2 миллионов экспонатов в области археологии, истории, анатомии и медицины. На пяти этажах здания кунсткамеры расположены экспозиции:

  • Бесценные и старейшие этнографические коллекции Нового и Старого Света, которым нет аналогов в музеях Европы и Америки. Экскурсоводы поведают историю японского меча, расскажут, зачем поехал в африканскую экспедицию Николай Гумилев и как он прошел 1000 км по Эфиопии. В залах музея можно получить интересные сведения и ответы на вопросы: чем Аравия всегда притягивала путешественников всего мира, что можно узнать, изучая черепа древних людей, и какие сведения об индейцах Аляски мы получили благодаря Североамериканской коллекции. Старинное оформление залов музея дополняет общее впечатление от редких экспонатов.
  • Первые естественнонаучные коллекции России представлены в зале барокко, где можно увидеть сохранившуюся часть «кабинета натуралий» и собрание препаратов Фредерика Рюйша. Для одних посетителей Кунсткамера ассоциируется, прежде всего, с коллекцией биологических аномалий. На других эти экспонаты производят жуткое впечатление и желание поскорее уйти из зала. Тех и других удивляет прекрасное состояние заспиртованных экспонатов, несмотря на их «преклонный возраст» – более 300-х лет! Здесь можно увидеть двухголового теленка, сиамских близнецов, младенца с циклопией и многое другое. Опытный экскурсовод разъяснит, для чего создавались эти коллекции в контексте той эпохи, когда анатомия делала виток в своем развитии. Для установки нормы требовалось изучить отклонения в развитии организмов. Это не было извращенной забавой, а всего лишь попыткой познания мира. Занятными экспонатами петровского музея были живые монстры – люди с анатомическими особенностями. Они проживали в музее, их изучали и показывали посетителям.
  • Экспозиция, посвященная первому российскому академику М. В. Ломоносову, его рабочий кабинет периода 1741-1765 годов, расположенный в башне, воссоздает атмосферу научного учреждения XVIII века и рассказывает о начальном этапе становления академии наук России в те времена, когда она размещалась в здании Кунсткамеры.
  • Одна из достопримечательностей музея – трехметровый в диаметре Готторпский глобус, изготовленный в середине XVII века в Германии и послуживший дипломатическим подарком Петру I в ходе Северной войны в 1717 году. Конструкция отреставрирована после пожара 1747 года русскими мастерами и установлена на третьем этаже. Наружная поверхность представляет собой географическую карту XVIII века, а внутренняя часть – это планетарий с картой звездного неба, вращающимся механизмом и скамейкой на 10 человек.
  • В бывшем мюнц-кабинете, где находилась коллекция монет и медалей, переданная Эрмитажу, разместилась экспозиция, посвященная зданию музея, которое само по себе является памятником архитектуры петровского барокко. По преданию, выбор места под постройку император сделал лично, там, где увидел необычную сосну, ветка которой причудливо вросла в ствол. Часть этой сосны представлена на экспозиции. Здесь также можно посмотреть на макет здания в первоначальном виде по проекту знаменитого архитектора М. Г. Земцова. Башня, расположенная между двумя трехэтажными корпусами, была увенчана куполом с армиллярной сферой, которая представляла модель солнечной системы и являлась символом науки. Восстановленная с использованием титанового сплава в 1993 году новая сфера — одна из самых узнаваемых визитных карточек Санкт-Петербурга.
  • Обсерватория размещалась на 3 – 5 этажах башни, именно по ней проходил первый меридиан Петербурга, взятый за основу при планировке города, да и картографии всей страны. Любопытно взглянуть на рабочее место астронома XVIII века и раздвижную подзорную трубу М. В. Ломоносова, при помощи которой в далеком 1763 году великий ученый наблюдал Венеру на фоне солнечного диска.

Посещение советуем завершить прогулкой по двору музея и познакомиться с каменными идолами, которые наводят страх своими свирепыми взглядами. Посетители не догадываются, что это всего лишь копии, наделяют их магической силой и многочисленными легендами. История их такова. Путешествуя по Южной Америке с экспедицией этнографического музея, известный путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних статуй долины Сан-Августин, охраняющих подземные гробницы индейских вождей. В Германии в 1913 году по слепкам изготовили скульптуры и доставили в Санкт-Петербург. А настоящие Индейские боги все еще стоят в долине Колумбии, возраст их действительно очень древний и ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры.

Посещение музея

Кунсткамера — это один из тех музеев, в которые можно приходить много раз, каждый визит будет открывать что-то новое. Небольшой объем постоянной экспозиции уводит в атмосферу бесконечного путешествия во времени и пространстве. На этот музей нужно настроиться, он не создан для любителей ярких впечатлений, здесь нет гобеленов и картин, Кунсткамера – это нечто другое. В ее залах представлена история всего мира, что потребует от посетителя не просто созерцания, а вдумчивого и серьезного восприятия.

Для школьников сотрудники музея проводят игровые занятия, квесты, конкурсы и тематические экскурсии.

Поход в музей лучше планировать заранее. Музей открыт с 11:00 до 18:00, в понедельник – выходной, не работает каждый последний вторник месяца, зато в каждый третий четверг за исключением летних месяцев – вход свободный. В остальное время действуют скидки для отдельных категорий граждан по предъявлению документов.

Обратите внимание: увидеть астрономическую обсерваторию и Большой Готторпский глобус получится только в составе экскурсии по предварительной заявке. Заказать экскурсию можно по телефонам, указанным на официальном сайте музея.

Кунсткамера: где находится и как добраться

Кунсткамера находится в центральной исторической части города на Васильевском острове по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3. Вход в музей открыт с Таможенного переулка.

Добираться несложно: от станций метро «Адмиралтейская» (ближайшая к музею)  или «Невский проспект» прогуляться пешком, что займет от 15 до 30 минут, или проехать на троллейбусах 1, 7, 10, 11 и автобусах 7, 24, 191.