Корпус Бенуа

0
299
Вид на корпус Бенуа со стороны канала Грибоедова.
Корпус Бенуа. Вид со стороны канала Грибоедова.

Корпус Бенуа в Санкт-Петербурге – неотъемлемая составная часть Государственного Русского музея, и, если Вы являетесь поклонником русского авангарда или в круг Ваших интересов входит изобразительное искусство конца XIX и XX веков, – Вам однозначно сюда.

Среди художественных галерей, которыми так богата культурная столица, Русскому музею принадлежит особенное место. В составе его коллекций сотни тысяч произведений российских мастеров. Такого национального собрания — столь полноценного по ширине и глубине охвата – не найти в Европе, да и, пожалуй, во всем мире. Отдел музея, представляющий современное искусство, находится в корпусе Бенуа. Здесь же проходят временные выставки.

Корпус Бенуа: историческая справка

Строительство Дворца Искусств – так изначально именовалось здание — было инициировано Императорской Академией художеств и предназначалось для проведения временных художественных выставок. По указу Николая II, датированному 1910 годом, под него выделялся участок на углу улицы Инженерной и Екатерининского канала (канал Грибоедова), где находилось подлежавшее сносу здание Государственной типографии. Был объявлен конкурс на лучший проект.

Согласно техническому заданию сооружение должно было быть двухэтажным, в классическом стиле, с фасадом на канал, с рестораном на первом этаже и хорошо освещенными, просто оформленными выставочными залами на втором. Ни один из представленных на рассмотрение комиссии вариантов не удовлетворял полностью всем требованиям. Тогда разработку поручили архитектору Высочайшего Двора Леонтию Николаевичу Бенуа, и он выполнил проект совместно с архитектором С. О. Овсянниковым в 1910-1912 годах.

Начало строительных работ выпало на 1914 год. Дефицит бюджетных средств, связанный с расходами на участие в Первой мировой войне, тормозил строительство, которое окончательно завершились лишь к 1919 году, что, впрочем, не мешало различным художественным союзам и обществам организовывать вернисажи.

Основанная группой выпускников Академии художеств «Община художников» регулярно экспонирует здесь произведения живописи, издает каталоги, постепенно приобретает популярность и становится самым массовым творческим объединением города. Знаменательным событием стала масштабная выставка, устроенная общиной в 1917 году в честь 45-летия творчества Ильи Ефимовича Репина, ее почетного председателя.

После Октябрьской революции здание отошло к Русскому музею. В начале 30-х годов прошлого века в нем размещают вновь созданный отдел музея, посвященный современному искусству, и корпус получает имя Бенуа – своего создателя, профессора Академии художеств. С этой фамилией связано много архитектурных шедевров Петербурга, что не удивительно, ведь Леонтий Николаевич являлся представителем плодовитой архитектурной династии Бенуа. А вот его имя связано не только с Русским музеем, но и с Эрмитажем. Одно из уникальных сокровищ собрания Эрмитажа – «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи имеет второе название – «Мадонна Бенуа». Именно Л. Н. Бенуа был последним частным владельцем картины, музей выкупил ее у вдовы архитектора.

В 1953 году в ходе реконструкции не только обновили интерьеры внутренних помещений, но и построили переход, объединивший корпус Бенуа с основным зданием музея – Михайловским дворцом. Экспозиция Русского музея при этом обрела логическую завершенность.

Архитектура и экспозиция корпуса Бенуа

Как и было задумано при проектировании, главный фасад корпуса выходит на набережную канала. Он выполнен в стиле неоклассицизма, в строгой манере и украшен лишь ионической колоннадой. Вместе с тем в здании прослеживается характерная для творчества Л. Н. Бенуа четкость архитектурной композиции и элегантность форм.

Произведения искусства, выполненные русскими художниками на рубеже XIX-XX веков, занимают залы второго этажа. Советское искусство выставлено на первом этаже. Постоянно действующих экспозиций всего три.

Первая — яркая и масштабная коллекция представляет русское искусство второй половины XIX века, появление новых направлений в реализме и поиск авангардистских приемов выражения, связанных со стремительно развивавшимися событиями начала XX века.

Здесь представлены поздние работы мастеров пейзажа – И. Левитана, А. Куинджи, картины на исторические сюжеты А. Рябушкина, портретная и жанровая живопись Б. Кустодиева.

Продолжают экспозицию произведения новой плеяды знаменитых живописцев, которые внесли свежую струю обновления в русскую художественную традицию, среди них: М. Врубель, В. Серов, К. Коровин. Интересна серия портретов, написанных М. Нестеровым, среди них – портрет физиолога И. Павлова. Разнообразие стилей: от модерна (Н. Рерих, В. Борисов-Мусатов и др.) и неоклассицизма (З. Серебрякова) до работ с элементами авангарда (полотна Н. Альтмана, Б. Григорьева), — показано с достаточной степенью полноты.

Знакомство с представителями самых крупных творческих объединений начала XX века, таких как «Мир искусства», «Голубая роза», «Союз русских художников» завершает раздел. Его прекрасно дополняют работы скульпторов: П. Трубецкого, А. Голубкиной, С. Коненкова и др.

Вторая постоянно действующая экспозиция посвящена искусству XX века. Ее открывают основоположники русского авангарда. Здесь представлены произведения крупнейших представителей объединения художников «Бубновый валет» — В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова, Н. Пуни, Н. Гончаровой и др. Персональные залы знакомят с творчеством П. Филонова и К. Петрова-Водкина.

Хронология композиции позволяет проследить тенденции развития русского изобразительного искусства по этапам: от 1920-30-х годов (А. Самохвалов, С. Лучишкин и др.), через военный период (А. Дейнека, С. Герасимов, В. Мухина и др.) к искусству середины прошлого века в работах Т. Яблонской, А. Пластова, А. Левитина и других.

Интересным будет посещение мультимедийного кинозала, где можно просмотреть около 20 фильмов о русских авангардистах. Продолжает экспозицию выставка работ представителей эстетики «сурового стиля» — В. Иванова, Ф. Ниеминена, В. Попкова и др. — художников, писавших в переломные послевоенные годы. Различные течения периода в 70-х и 80-х годов отражают картины Е. Моисеенко, В. Стожарова, Д. Жилинского, О. Булгакова, Л. Лазарева и других советских живописцев. Завершающим аккордом предстают полотна художников-конформистов – М. Шемякина, В. Немухина, О. Рабина, Э. Булатова и др.

Третья выставка, постоянно действующая в стенах корпуса Бенуа, посвящена декоративно-прикладному искусству. Она насчитывает несколько сотен образцов изделий из фарфора, стекла, а также мебель, декоративные ткани и текстильные панно. Среди экспонатов, относящихся к дореволюционному периоду, особый интерес представляют работы М. Врубеля, В. Серова, В. Борисова-Мусатова, К. Сомова, а также мастеров абрамцевского кружка Саввы Мамонтова. Отдельного внимания в разделе 1920-30-х годов заслуживает супрематический фарфор К. Малевича. Из современных уникальных предметов следует отметить майоликовую пластику П. Ваулина и декоративный сосуд «Петух» А. Головина.

Сохраняются традиции проведения временных выставок, а на первом этаже корпуса работает ресторан «Михайловский». Здесь можно организовать праздничные торжества или просто вкусно отобедать — разнообразное меню с широким ассортиментом блюд русской и европейской кухни на любой вкус и кошелек способно приятно удивить посетителей.

Где находится и как добраться

Корпус Бенуа расположен с западной стороны Михайловского дворца (основное здание Русского музея на площади Искусств) и соединяется с ним переходом. Попасть в выставочные залы можно двумя путями:

• Через вход в Корпус Бенуа, который находится по адресу: Набережная Грибоедовского канала, дом № 2 (или же: ул.Инженерная, 2-4). Добираться удобнее всего на метро до станции «Невский проспект», выход на канал Грибоедова.

• Многие туристы посещением выставочных залов в корпусе Бенуа завершают экскурсию в Русский музей, воспользовавшись переходом между зданиями. В этом случае удобнее зайти в музей через центральный вход с площади Искусств, а на метро ехать до станции «Гостиный двор» и выйти на Михайловскую улицу.

При желании можно доехать и наземным транспортом. В нужном направлении идут троллейбусы 5 и 22, а также автобусы 3, 22, 27, 49, К212.