Кронштадт: город-крепость

0
1852
Петровская пристань. Кронштадт.
Петровская пристань. Кронштадт.

Кронштадт — «город-крона», город-порт, город-крепость является самым отдалённым и самым необычным из пригородов Северной столицы. Располагается он на острове Котлин и прилегающих мелких островках в узкой части Финского залива, у входа в Невскую губу.

Кронштадт: историческая справка

В XIV веке по острову проходила граница между Новгородской республикой и Шведским королевством, но в 1617 году он стал частью Швеции. Удобное расположение острова, позволявшее контролировать корабли, идущие по Финскому заливу, долгие годы служило чашей раздора между государствами-соседями.

Даже «прорубив в Европу окно» Пётр Великий не мог быть до конца уверенным в успехе, не заняв стратегически важный остров. Удачная операция, проведённая зимой 1703-1704 года позволила захватить его, чтобы основать тут российский форпост. Когда с началом холодов шведские корабли ушли с острова в свои незамерзающие порты, царь Пётр отдал приказ тайно прибыть на остров и начать строить здесь укрепления. Прямо на льду сколачивались ряжи (специальные срубы), которые заполнялись камнями и глиной. Потом они под собственным весом опускались на дно. Так была создана основа для насыпи, послужившей фундаментом для крепости с трёхярусной десятигранной башней.

Когда весной, открывая навигацию, шведские корабли приблизились к острову, который они до этого дня считали своим, их уже встречали русские пушки. Отныне проход к Невской губе и Санкт-Петербургу был надёжно защищён. В мае 1704 года крепость освятили и окрестили «Кроншлот», что значит — Коронный замок. По этой причине дату 7 мая считают также днём рождения города.

А уже через месяц произошло боевое крещение. Эскадра шведских кораблей атаковала крепость. После упорного сражения атака была отбита. Следующая попытка была предпринята шведами через год. И снова безуспешно. К слову сказать, за всё время существования острова-крепости, ни один вражеский корабль так и не смог пройти мимо него.

Укрепление острова продолжалось. В 1705 году тут уже располагалось пять батарей: на западе — Островского, Толбухина и Александровская, на юге — Ивановская и Петровская (Лесная). В 1706 году Толбухинскую батарею сменил форт Александр-шанц.  С этого же года началось активное заселение и освоение острова: купцами, дворянами, работными людьми. Тогда же были заложены дворцы: один — самого императора Петра (впоследствии сгоревший), другой — его фаворита Александра Меншикова («Итальянский»), сохранившийся до наших дней.

В 1721 году Пётр I утвердил план дальнейшего строительства на острове Котлин, а в октябре 1723 год была торжественно заложена крепость Кронштадт, имя которой затем получил и город. Теперь островная крепость становится крупнейшим оборонным сооружением петровской России. Император считал Кронштадт неотъемлемой частью города на Неве и придавал большое значение его развитию. К застройке города в разные годы привечены были лучшие архитекторы: Доминико Трезини, Савва Чевакинский, Василий Баженов.

Со временем Кронштадт стал не только оборонительным бастионом страны, но и крупнейшим портом, важным центром судостроения и ремонта, местом начала и завершения кругосветных плаваний. Прославленный город стал настоящей кузницей кадров флота России. Через Кронштадт прошли Ушаков и Нахимов, Крузенштерн и Беллинсгаузен, Корнилов и Спиридов.

Славу городу принесли также трудившиеся здесь учёные и изобретатели: конструктор минного оружия Борис Якоби, разработчик многотоннажной подводной лодки Александр Александровский, пионер авиации Александр Можайский, инженер-кораблестроитель Иван Амосов, физик и изобретатель Александр Попов, теоретик и практик морского дела Григорий Ботаков.

Во время Второй Мировой войны Кронштадт оставался надёжной защитой Ленинграда со стороны моря. Через остров в осаждённый город проходила «Малая дорога жизни». Несмотря на блокаду, в Кронштадте продолжала функционировать ремонтная база кораблей Балтийского флота.

С 1996 года город стал открыт для посещения. Сейчас Кронштадт, не теряя своего стратегического назначения, превратился в прекрасное туристическое место, привлекающее к себе чёткими линиями каналов, величественной архитектурой и задорным морским ветром, овевающим со всех сторон этот небольшой по размеру, но великий духом остров.

Достопримечательности Кронштадта

Издалека кораблям виден Толбухин маяк. Самая западная часть города-крепости, располагается на каменистом искусственном острове, сооружённом лично по приказу Петра. Он даже сам сделал набросок маяка. Начатые в конце 1718 года работы над сооружением были завершены на следующее лето. Сперва маяк назвали Котлинским, но в 1736 году его переименовали в Толбухинский, в честь полковника Фёдора Толбухина, первого коменданта крепости.

С южной стороны от острова Котлин находится одно из важнейших исторических оборонных сооружений — Форт «Император Александр I» («Александровский форт»). Мощная постройка была воздвигнута в 1704 году, в самом начале строительства города-крепости. По внешнему виду этот форт напоминает другие аналогичные постройки того времени, например, известный по телепередаче форт «Байярд». Внушительно и грандиозно форт выглядит снаружи, но ещё более впечатляюще — внутри. Он был разработан так, чтобы содержать гарнизон числом в 1000 человек. Однако в военных целях форт использовался совсем недолго. В конце XIX века, когда мир охватила третья по счёту пандемия чумы, это уединённое строение было отдано для медицинских исследований. С тех пор за старинным оборонительным сооружением закрепилось полуофициальное название «Чумной форт».

Якорная площадь — наиболее посещаемая часть исторического центра города. Сюда с улицы Рошаля ведёт мост через Обводной канал. Здесь, входящих на площадь, встречает орудие старшины Ивана Томбасова, в 1943 году ценой жизни спасший линкор, на котором он служил. Сама площадь вымощена чугунными шашками, которых для неё было использовано около 15 000. Считается, что своё название площадь получила потому, что здесь долгое время находился склад отслуживших срок якорей и цепей. Сейчас же над этой территорией царит исполненный величия Морской Никольский собор, своим внешним видом чем-то напоминающий адмирала, одетого в белую парадную форму с золочёными цепями.

Морской собор, без сомнения, является наиболее заметной и грандиозной достопримечательностью Кронштадта. Величественное здание сооружено на Якорной площади в начале XX века. Храм был задуман, как символ благодарности отваге и героизму российских моряков, отдавших свои жизни в боях за Родину. Внутри собора находятся именные мемориальные доски, хранящие память о погибших моряках. Правда, эти мемориальные доски — копии тех, что были здесь первоначально. После 1917 года оригиналы были варварски уничтожены.

В качестве прообраза Морского Никольского собора использовался всемирно известный храм Святой Софии в Константинополе. Однако, пропорциями оба строения  отличаются. Светлые стены и вознесённые над ними золотые купола придают зданию торжественность и лёгкость. В оформлении храма прослеживается чёткая морская направленность: на венчающем купол кресте находится изображение морского штурвала, края куполов украшены переплетением канатов и якорей, на полу Морского собора из разноцветного мрамора выложены изображения птиц, рыб и других обитатели морей.

Между Обводным каналом и собором установлен памятник адмиралу Ушакову, флотоводцу, не имевшему поражений. Хотя свои победы Фёдор Фёдорович одержал в боях на Чёрном море, увековечить его решено было в Кронштадте, городе, где произошло становление прославленного моряка, где он принял командование своим первым кораблём.

Отдав дань памяти великому российскому адмиралу, стоит посетить Музей истории Кронштадта, тем более, что до него рукой подать. Насыщенная экспозиция позволяет за пару часов познакомиться с историей развития города и Российского флота. Здесь есть вещи и документы разных времён, макет города, краткие рассказы о знаменитых горожанах, интерактивная комната, посвященная периоду блокады. Надо сказать, что в настоящее время музей занимает два строения: первый корпус расположен на Якорной площади, а второй —  на улице Ленинградской, в 12 минутах ходьбы от первого. Экспозиция здания, что на Якорной площади, посвящена преимущественно самому городу. На Ленинградской улице, в здании где раньше была водонапорная башня, расположилась постоянно действующая выставка «Тайны затонувших кораблей».

С другой стороны от Морского собора, вполоборота к нему, стоит, сооружённый почти одновременно с храмом памятник вице-адмиралу Макарову — океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, военачальнику. Скульптура выполнена с необычайной выразительностью. Кажется, что Степан Осипович лишь на мгновенье застыл в своём движении. В качестве постамента для памятника использована гранитная глыба, на трёх сторонах которой изображены отдельные этапы жизни вице-адмирала: минная атака (его изобретение) во время Русско-Турецкой войны, арктическое плавание на детище Макарова ледоколе «Ермак», момент гибели героя.

За памятником Макарову располагается перекинутый через овраг Макаровский мост, ведущий на Якорную площадь со стороны Красной улицы и Манежного переулка. Строили этот лёгкий мостик в первую очередь для того, чтобы царю Николаю II было проще попасть к Морскому собору. Правда, поговаривали, что не слишком внушительный вид моста, заставил императора сомневаться в его надёжности. Есть легенда, что один из офицеров, первым прошёл по мосту, демонстрируя крепость сооружения, за что и был удостоен царской награды. А вот жителям Кронштадта мост сразу пришёлся по душе, ведь он позволил им намного сокращать свой путь.

Пройдя по мосту через овраг, можно попасть сначала в Овражий парк, а потом — в уютный Летний сад — старейший сквер города. Создавался  парк ещё во времена императора Петра I, и поэтому сначала назывался Петровским. Собственно отсюда и начинал расти Кронштадт: главная аллея сада раньше была его первой улицей — «Петровской першпективой». Тут же когда-то стоял императорский дом и дома его сподвижников. Этот сквер внешне мало похож на своего Питерского «тёзку». В оформлении Летнего сада города моряков преобладают морские мотивы, в частности, здесь стоят памятники клиперу «Опричник» и мичману Домашенко.

Главные ворота сада выходят на улицу Петровскую. За этой улицей разбит небольшой Петровский парк. Здесь под сенью густых деревьев любят отдыхать и горожане, и туристы. Идея обустройства парка принадлежала великому российскому мореплавателю Беллинсгаузену, который в 1839 году был назначен военным комендантом Кронштадта— уж очень ему хотелось сделать город красивым и уютным. Согласно его замыслу парк был устроeн в голландском стиле, а центральное место в нём занял памятник Петру I. Фаддей Фаддеевич на свои деньги нанял рабочих, самостоятельно закупил саженцы для парка. Работа над памятником была поручена Питеру Клодту. Изображённый на монументе Пётр Великий стоит на высоком постаменте, попирая шпагой шведский флаг. Взор его устремлён к морю, в сторону Зимней пристани. Последуем туда и мы.

Петровская пристань,  раньше именовалась Зимней. Такое название дано было гавани потому, что суда стояли здесь круглый год, несмотря на то, что море замерзало. Но даже это не мешало кораблям отчаливать от пристани в морозную пору: лёд взрывался мощными ледоколами. Здесь и сейчас находится большая часть кораблей Балтийского флота, отсюда осуществляется водная связь с Санкт-Петербургом и многими городами Европы. Именно с этой пристани начинались самые великие морские походы, в том числе и кругосветные путешествия. Неподалёку от Петровской пристани находится более скромный причал, с которого отправляются экскурсии по фортам Кронштадта.

Куда бы мы не шли, осматривая достопримечательности Кронштадта, то и дело взору предстаёт Обводной канал. Но он и сам является достойным внимания, не зря же его причислили к числу памятников истории. Первоначально канал называли Адмиралтейским, так как он был сооружён именно для его нужд. Сейчас же эта водная артерия стала одной из жемчужин Кронштадта, его украшением. Прогулки около Обводного канала — любимейшее времяпрепровождение отдыхающих. Гуляя вдоль него можно выйти к грандиозному дворцу Александру Меншикова, в котором сейчас располагаются аудитории Военно-морского инженерного института. Поблизости от дворца стоит футшток,  один из старейших в мире, — важное сооружение для определения уровня воды в заливе. Именно его нулевая отметка являлась точкой отсчёта глубин всех водоёмов бывшего Советского Союза. И совсем рядом находится памятник колюшке — маленькой колючей рыбке, которая помогла людям выжить в суровые дни войны.  На одном из берегов Обводного канала «выросло» удивительное «Дерево желаний», манящее к себе не только вездесущих туристов, но и коренных горожан. А чуть поодаль стоят массивные здания Провиантских складов Адмиралтейства, сконструированные так, что внутренняя температура при любой погоде составляет +6 градусов, что весьма благоприятно для сохранности продуктов. Здание также примечательно тем, что во время войны в него не попало ни одной бомбы. И всё это — на фоне колоритных гранитных набережных Обводного канала, узорных решетчатых оград и прекрасной растительности по берегам.

Интерактивный тур по Кронштадту

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Морской собор и Якорная площадь.

2. Внутреннее убранство Морского собора.

Как добраться в Кронштадт

Расстояние от Санкт-Петербурга до Кронштадта составляет около 50 км.

Из Санкт-Петербурга до Кронштадта курсируют автобусы и маршрутные такси. Их остановочные пункты находятся около станций метро «Чёрная речка», «Старая деревня» и «Проспект просвещения». Время в пути на автобусе — около 1 часа. Можно также воспользоваться специальным экскурсионным автобусом или теплоходом (так же — в рамках экскурсии).