Государственный музей истории Санкт-Петербурга

0
870
Фото Петропавловского собора в Петропавловской крепости. Санкт-Петербург.
Петропавловский собор.

Санкт-Петербургу немногим более 300 лет и этот сравнительно молодой город обладает богатейшей историей и культурой. «Северная Пальмира» — так любовно называют исторический центр города, поэтично сравнивая его с городом легендарной красоты, — включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь каждое здание – шедевр архитектуры в стиле барокко или классицизма, а архитектурный ансамбль — своеобразная летопись в камне.

Исторический музей города на Неве не поместился в одном здании. Государственный музей истории Санкт-Петербурга занимает внушительный комплекс, центром которого является Петропавловская крепость. В числе официальных филиалов музея: особняки и мемориальные квартиры, фортификационные сооружения и монументы.

История и общая информация

У современного музея истории Северной столицы были предшественники. Первый из них – Музей Старого Петербурга, основанный в 1908 году Творческим объединением архитекторов города. Собрание уникальных фотографий, рисунков, чертежей, графические коллекции Ф. Б. Растрелли, Дж. Кваренги, Ж. Ф. Тома де Томона и других творцов архитектурного убранства города составляли фонды хранения численностью почти 3 000 экземпляров, которые находились в доме, принадлежавшем графу П. Ю. Сюзору на Съездовской линии, 21. В это число входили также предметы быта, произведения искусства, старинные экипажи, фарфоровые изделия знаменитых петербургских заводов, детали разобранных зданий. Музей закрыли после Февральской революции 1917 года, а его коллекции перевезли в Зимний дворец.

Осенью 1918 года открылся Музей города, занимавший несколько особняков на берегах речки Фонтанки вблизи Аничкова моста, в том числе — императорский Аничков дворец. Музей, один из немногих подобного направления, был посвящен не конкретному городу, а урбанизации в целом, и включал отдельный раздел о Петербурге. В течение 10 лет до самого закрытия в 1928 году его бессменным директором был Главный архитектор Ленинграда, известный историк архитектуры Лев Александрович Ильин, превративший музей в научный и просветительский центр.

Однако, в связи с правительственной политикой по распродаже предметов старины и искусства, после закрытия музея города многие его экспонаты оказались в распоряжении Всероссийского экспортного фонда. Ушли за рубеж ценные коллекции декоративно-прикладного искусства из особняка графини Карловой, содержимое Сервизной кладовой из Аничкова дворца и богатое убранство его интерьеров, библиотека и многое другое. Уцелевшая часть собрания легла в основу Музея истории и развития Ленинграда, образованного в 1938 году. На этом предыстория заканчивается и начинается история постепенного создания грандиозного музейного комплекса.

Первоначально Музей расположился на Английской набережной Невы в особняке Румянцева, который теперь является одним из его официальных филиалов. В 1954 году вместе с новым названием – Государственный музей истории Ленинграда получил помещения в Петропавловской крепости: Петропавловский собор с Великокняжеской усыпальницей, Зотов и Трубецкой бастионы, а также Ботный дом.

Свое название Государственный музей истории Санкт-Петербурга носит с 1991 года после возвращения Ленинграду исторического имени.

Структура и филиалы музея

Уникальный памятник истории, архитектуры и военной инженерии Петропавловская крепость является центром Государственного музея истории Санкт-Петербурга, который объединяет несколько филиалов. К ним относятся следующие объекты историко-архитектурного наследия:

  • Шлиссельбургская крепость Орешек;
  • Особняк Румянцева на Английской набережной;
  • Музей–квартира А. А. Блока;
  • Музей петербургского авангарда (дом Матюшина);
  • Музей печати;
  • Музей С. М. Кирова;
  • Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.

Посетители музея, обходя его филиалы, как будто совершают увлекательную поездку на машине времени, погружаясь в трехсотлетнюю историю «Северной Венеции», города, заложенного на островах, с его многочисленными реками и каналами, мостами (их больше 400), этого чуда градостроительного искусства, основанного Петром Великим в самом начале ХVIII века. Проследуем и мы по этому пути во времени, где станциями будут служить филиалы музея, отмечающие вехи развития города, которые тесно связаны с историей Российского государства.

Петропавловская крепость

Наше путешествие логично начать на Заячьем острове (Петроградская сторона), где 27 мая 1703 года на отвоеванной у шведов территории был торжественно заложен первый камень в строительство крепости. Первоначально ее назвали в честь небесного покровителя Петра I — Санкт-Питер-Бурх (нем. город Святого Петра). Дата основания крепости стала днем рождения города с тем же именем, которому суждено было вскоре стать столицей Российской империи. Фортификационные сооружения получили название Петропавловской крепости в честь собора во имя апостолов Петра и Павла, возведенного в ее стенах.

Сейчас Петропавловский собор – архитектурная доминанта крепости – один из символов Санкт-Петербурга, усыпальница Дома Романовых. Здесь можно почтить память представителей императорской фамилии, побывать на колокольне, восхититься незаурядным внутренним убранством собора с его деревянным резным иконостасом.

Постоянная экспозиция, посвященная истории Петербурга, размещается в Комендантском доме, где интересно представлены  жизнь и быт города в XVIII – начале XX века. Продолжая знакомство с крепостью, самостоятельно или с гидом, можно увидеть крепостные укрепления с бастионами, равелинами, кронверком, посетить бывшую политическую тюрьму в Трубецком бастионе, прогуляться по «улице времени» в Инженерном доме. Нарышкин бастион, на флагштоке которого развевается флаг, а в полдень раздается пушечный выстрел, знаменит тем, что отсюда был дан сигнал крейсеру «Аврора». В Иоанновском равелине находится музей, посвященный освоению космоса. На территории крепости, наряду с постоянной экспозицией работают временные выставки, которые дополняют историческое полотно, создавая красочную картину истории от основания города до наших дней.

(подробнее про Петропавловскую крепость можно прочитать здесь).

Шлиссельбургская крепость Орешек

Углубиться в еще более далекое прошлое позволяет один из филиалов музея — Шлиссельбургская крепость Орешек. Основанная на Ореховом острове у истока Невы в 1323 году внуком Александра Невского, Новгородским князем Юрием Даниловичем, древняя русская крепость Орешек преграждала выход к Ладожскому озеру и как важный плацдарм привлекала внимание шведов. В 1612 году им удалось овладеть крепостью, но через девяносто лет в ходе Северной войны она вернулась в состав России и получила название Шлиссельбург (в переводе с нем. «ключ-город»).

Сразу же после возвращения Орешка в 1702 году приступили к выполнению работ по восстановлению средневековых крепостных стен, сильно пострадавших во время штурма, а также возведению новых фортификационных сооружений по плану, начертанному рукой Петра I. Семь башен красовались по внешнему периметру, три башни украшали цитадель, однако до нашего времени из десяти башен уцелели шесть.

Через двадцать лет после описываемых событий крепость утратила военное значение и превратилась в государеву тюрьму. Жестокие условия содержания арестантов породили недобрую славу, сюда стали привозить заключенных для смертной казни. В наши дни экспозиция крепости рассказывает об истории города и знаменитых узниках крепостной тюрьмы.

(подробнее про крепость Орешек можно прочитать здесь).

«Окно в Европу»

В первые годы в Петербурге преобладает строительство оборонительных сооружений, которое вполне объясняется тем, что война со Швецией все еще продолжалась. В дальнейшем победы русского оружия на полях битв и морских сражений стимулируют гражданское и промышленное строительство.

Санкт-Петербург был провозглашен столицей России в 1712 году, еще до окончания войны, что явилось небывалым случаем в мировой истории: столица одного государства (России) фактически оказалась на территории другой страны (Швеции). Вот так и прорубили «окно в Европу»!

Сюда переезжает правительственный Сенат и другие государственные учреждения, все высшие сановники должны были жить в Петербурге. Петр I переводит центр города на Васильевский остров, и с 1717 года здесь начинается планомерное возведение города с прямыми улицами и площадями.

В 1721 году война окончилась, был подписан мирный договор со Швецией. По случаю полной победы Петр I получает титул императора, а Россия, укрепившая статус Европейской морской державы с основанием Санкт-Петербурга на выходе к Балтийскому морю, стала именоваться Российской империей.

В годы недолгого правления Петра II, стольным градом вновь становится Москва, однако воцарившаяся после него Анна Иоанновна твердой рукой возвращает Петербургу статус имперской столицы.

Особняк Румянцева

К середине XVIII века пожары и наводнения повредили и уничтожили многие постройки петровских времен. В соответствии с планом, разработанным по высочайшему указу в 1737 году, композиционный центр столицы переносится на левый берег Невы к Адмиралтейству, от которого отходят лучи улиц, а роль главной магистрали отводится Невскому проспекту. В последующие десятилетия создается каменное убранство города: формируются центральные площади, ведется застройка набережных рек и каналов каменными зданиями, а сами набережные «одевают» в гранит.

Первый каменный дом на участке набережной, которая в наше время носит название Английской, появился в 1740 году. Его владельцами были князья Голицыны. Спустя 30 лет они затеяли перестройку здания, поручив разработку проекта первому профессору Императорской Академии художеств Жан-Батисту Валлен-Деламоту. Свой торжественный великолепный вид здание приобрело позднее, но архитектурные пропорции, сохранившиеся и поныне, были заложены еще тогда.

Голицыны продали дом и, сменив ряд хозяев, здание перешло к своему самому знаменитому владельцу, имя которого носит и сейчас. Граф Николай Румянцев, меценат и просветитель, приобрел здание в 1802 году и со временем превратил его в первый частный музей, доступный для посещения всем желающим.

На фронтоне дома после смерти графа, завещавшего здание и все собранные коллекции музею, появилась надпись «На благое просвещение». Несмотря на то, что Румянцевский музей был перевезен в Москву, а здание неоднократно переходило из рук в руки, все-таки в настоящее время желание графа исполнилось — особняк Румянцева является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга.

Кроме восстановленных интерьеров конца XIX века, в экспозиции представлены материалы, отражающие жизнь города в 20-е годы XX века и борьбу его мужественных защитников во время Блокады.

(подробнее про Особняк Румянцева можно прочитать здесь).

Культурная столица

Неповторимая архитектура города и его окрестностей, созданная в XVIII-XIX веках и дошедшая до наших дней как прекрасный городской пейзаж, где фоном служат «белые ночи» или дождливые серые дни, создает необыкновенную атмосферу, навевающую некоторую философскую меланхолию. И если политическая столица государства перемещалась по тем или иным причинам в Москву, затем обратно в Питер, а потом – снова в Москву, статус культурной столицы прочно закрепился за Петербургом.

Из его Академии художеств вышли многие выдающиеся живописцы, скульпторы, архитекторы России, здесь совершенствовалась поэзия А. С. Пушкина и проза Ф. М. Достоевского. Расцвет культуры Серебряного века подарил нам имена Анны Ахматовой, Андрея Белого, Александра Блока, которые жили и творили в этом городе.

Музей-квартира А. А. Блока

Многое узнать о жизни и творчестве замечательного поэта можно посетив квартиру-музей А. А. Блока в Коломне. На Офицерской улице (современное название — улица Декабристов) в доме № 57 прошли последние 9 лет жизни поэта (1912-1921 годы). К 100-летнему юбилею со дня его рождения в 1980 году первый в городе музей, посвященный культурному наследию Серебряного века, распахнул двери для посетителей. Личные вещи и материалы, которые хранились в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук вернулись в квартиру хозяина.

Музей состоит из двух частей и располагается в двух квартирах. Сначала поэт с женой проживали в квартире № 21 на 4 этаже – здесь представлена мемориальная часть, где воссоздана обстановка из подлинных вещей, принадлежавших Блоку.

На второй этаж в квартиру № 23, где проживала мать Блока, семья поэта перебралась в последний год его жизни. Здесь находится литературная экспозиция, представленная в виде книги. «Листая» ее страницы, посетители знакомятся или вспоминают творчество поэта и его жизненный путь. Для всех любителей высокой поэзии звучат стихи о рыцарском поклонении Прекрасной Даме, посвященные духовности любви, в исполнении известных артистов, а в записи звучит голос самого автора.

Филиал Музея истории Санкт-Петербурга проводит тематические встречи, конференции, отмечает памятные даты, связанные с именем Александра Блока в русской поэзии.

(подробнее про музей-квартиру Александра Блока можно прочитать здесь).

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)

С формированием центра города на левом берегу Невы, Петроградская сторона приходит в запустение, но в конце XIX века она переживает свое второе рождение. Здесь возводятся дома для аристократии, буржуазии и богемы, а также доходные дома для сдачи жилья в аренду. Респектабельность району придают здания в стиле модерн, вошедшего в моду не только в архитектуре, но и в других видах искусства. Не случайно, по-видимому, Музей петербургского авангарда находится именно на Петроградской стороне,  в скромном деревянном доме Матюшина.

В начале XX века примерно к 1910 году во всех сферах российского искусства формируется направление авангарда, что соответствует мировым тенденциям. Это система проникающих друг в друга стилей, концепций, теорий и школ, которые невозможно свести к общей формулировке. Эстетика авангарда нашла свое воплощение в литературе, музыке, живописи. Среди множества имен блестящих петербургских представителей нового искусства выделяется первопроходец русского модерна, художник, литератор и музыкант Михаил Матюшин. Главной концепцией, основанной им школы «Органического» направления, являлось целостное восприятие мира, где цвет, форма и звук взаимодействуют на равных, что предполагало синтез искусств.

Почти полвека дом, в котором Матюшин проживал со своей супругой художницей Еленой Гуро, притягивал к себе талантливых, нестандартно мыслящих деятелей культуры Северной столицы. Здесь можно было встретить Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова, Казимира Малевича и Василия Каменского, многих других знаменитостей-неформалов.

В наше время Дом Матюшина (Музей петербургского авангарда) является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга и, по-прежнему, привлекает к себе всех неравнодушных к феномену русского авангарда в культуре страны. Создателям музея удалось сохранить его свободолюбивую атмосферу, когда творческий процесс главенствует над потребительским спросом.

Сегодня в городе трудно встретить деревянный дом, поэтому даже случайный прохожий не сможет пройти мимо, не обратив на него внимания. В необычном здании собрана уникальная экспозиция, представленная двумя разделами:

  • подлинный интерьер квартиры, отражающий быт и творчество ее прежних хозяев;
  • авангард на рубеже XIX — XX столетий, где особое внимание уделяется институту культуры, созданному в 1923 году Малевичем, Матюшиным и Филоновым.

Не забывают здесь и о современных талантах. Им посвящаются временные выставки, которые проводятся регулярно.

(подробнее про Дом Матюшина можно прочитать здесь).

Колыбель трех революций

Радикальные, зачастую имевшие «взрывной» характер изменения в отечественной культуре в эпоху модернизма, которые проявились в творчестве знаменитых Петербургских поэтов и художников, отражали события и настроения в городе в начале XX века, охватившие вскоре всю страну.

«Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

кругом – огни, огни, огни…»

Таким рисует революционный Петроград Александр Блок в поэме «Двенадцать». Три революции: 1905 года, февральская и октябрьская 1917 года – результат противоречий, веками копившихся в российском обществе, но произошли они в городе на Неве, и именно Петербург оказался «колыбелью русской революции».

В период тех масштабных перемен резко вырос спрос на печатное слово. Набирает обороты журналистика, облекая в печатные формы, витающие в воздухе идеалы свободы, равенства и братства. Здание, в котором в те мятежные годы располагалась типография, сегодня является Музеем печати Санкт-Петербурга и приглашает познакомиться с интересной историей типографского и издательского дела.

Музей печати

В том месте, где река Мойка и Волынский переулок образуют небольшой угол, находится старинное здание, в котором больше ста лет назад известный журналист Алексей Алексеевич Суворин организовал свою типографию и издавал газету «Русь».

В 1905 году по проекту архитектора П. М. Макарова был возведен типографский флигель, а в 1908 году новая владелица дома М. П. Гау пригласила архитектора Б. Я. Зонна для проведения реконструкции. Этажность здания увеличилась за счет надстройки до шести этажей, а в планировку и обустройство нижних этажей внесли изменения. В доме появились лифты и кафельные печи, декоративные украшения в стиле модерн.

После февральской революции 1917 года под руководством В. И. Ленина типография печатала газету «Правда» — центральный орган партии большевиков. В 1983 году здесь организовали музей «Ленин и газета «Правда».

Уникальный образец промышленной архитектуры начала XX века сохранился до наших дней. В обширном помещении восстановлены служебные издательские интерьеры, характерные для тех лет. Экспонируется коллекция печатного оборудования и типографских принадлежностей. Выставки распределены на три раздела:

  • «Издательство и типография начала XX века»;
  • «История печатного дела в Петербурге в XVIII веке»;
  • «Музыкальный салон».

Дом печати также является одним из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга.

(подробнее про Музей печати можно прочитать здесь).

Музей С. М. Кирова

События начала XX века – первая мировая война и революция – изменили Россию. Вместе со всей страной менялся и Петербург. Кроме общих изменений, ряд перемен касался только города. В 1914 году его переименовали в Петроград, потому что в условиях войны с Германией название столицы на немецкий лад звучало не патриотично. Гражданская война отняла у него этот столичный статус, а в 1924 году после смерти великого вождя город был назван в его честь – Ленинградом.

О том, как жили в период первых советских пятилеток простые ленинградцы и партийные руководители, к чему стремились и о чем мечтали люди, об экономических достижениях в годы форсированной индустриализации и энтузиазме трудящихся, рассказывает музей С. М. Кирова. Под экспозицию отведены квартиры в знаменитом «Доме трех Бенуа» на Каменноотровском проспекте, построенном в 1911-1914 годах с участием трех архитекторов известной династии. В дореволюционный период в здании размещался элитный доходный дом, а при советской власти в нем предоставлялись квартиры руководящим партийным работникам.

Мемориальной частью музея является пятикомнатная квартира, в которой проживал первый секретарь обкома Сергей Миронович Киров с 1926 по 1934 год. Убийство Кирова, которое повлекло за собой период репрессий, до сих пор таит неразгаданные тайны и будоражит умы историков, вызывая повышенный интерес к личности видного партийного лидера. Его квартира входит в число филиалов Музея истории Санкт-Петербурга и является уникальным памятником быта сталинской эпохи.

(подробнее про музей Кирова можно прочитать здесь).

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы

Мужеству и стойкости ленинградцев в годы Блокады в 1941-1943 годах посвящается Монумент и подземный Памятный зал под ним, расположенные на том самом месте, где в Великую Отечественную войну проходила дорога к фронту на подступах к городу. В строительство памятника, завершившееся к 30-летию Победы, вложены труд десятков тысяч добровольцев и собранные народом средства.

Авторы Монумента – участники обороны Ленинграда. Проект разрабатывали архитекторы С. Б. Сперанский и В. А. Каменский. Стела «Победители» и все фигурные группы созданы скульптором М. К. Аникушиным. Символизирует прорыв блокады разорванное кольцо, а вечный огонь зажжен в память о подвиге героических защитников города.

В подземном музее 900 светильников по числу блокадных дней расположены по всему периметру полукруглого зала и освещают мозаичные панно «Блокада» и «Победа», карту битвы за город, календарь-летопись, выполненный из бронзы, мраморную доску с именами героев.

Монумент героическим защитникам Ленинграда – это не просто достопримечательность Санкт-Петербурга. Композиция отражает триумф народа, победившего фашизм, и одновременно передает глубокую скорбь о жертвах страшной войны на вечную память грядущим поколениям.

(подробнее про Монумент героическим защитникам Ленинграда можно прочитать здесь).

Где находится и как добраться

От станции метро «Невский проспект» автобусы № 3, 22, 27 доставят к:

  • Особняку Румянцева (Английская набережная, 44);
  • Музею–квартире А. А. Блока (ул.Декабристов, 57);
  • Музею печати (набережная реки Мойки, 32).

От станции метро «Петроградская» на 46 автобусе можно доехать к:

  • Петропавловской крепости;
  • Музею С. М. Кирова (Каменноостровский проспект, 26-28);
  • Дому Матюшина (ул. Профессора Попова, 10).

Чтобы посетить Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы нужно доехать до станции метро «Московская».

Посетить крепость Орешек можно, добравшись до Шлиссербурга от станций метро «Дыбенко» (далее на автобусе 575) или «Рыбацкое» (автобус 440), а затем несколько минут от причала на катере.