Дворцовый мост

0
483
Фото разведенного Дворцового моста и Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге ночью.
Вид на Петропавловскую крепость сквозь разведенный Дворцовый мост.

В представлении современников разводные мосты и город на Неве составляют неразрывное целое, а размах крыльев Дворцового моста на фоне Петропавловского собора – наиболее узнаваемый символ Санкт-Петербурга. Оказывается, так было не всегда.

История и общая информация

В 2016 году Дворцовый мост, соединяющий центр со стрелкой Васильевского острова, отмечал свой столетний юбилей, что более чем странно для города, построенного на островах 300 с лишним лет назад, ведь его предшественник, первым соединивший берега Невы — Благовещенский мост, не намного старше. Возникает сразу два вопроса. Как преодолевали водные преграды жители города, и почему не было мостов?

Страстный поклонник навигации Петр I для своего творения мосты вовсе не планировал, считая, что они помешают судоходству. Передвигаясь на восьмиметровой четырехвесельной лодке-верейке, он посадил в лодки и всех своих сподвижников, устраивая «смотр» их транспортным средствам по выходным и праздничным дням. А для обывателей предлагались общественные лодки, паромы. По реке и многочисленным каналам курсировали даже венецианские гондолы. Зимой по льду ездили на санях.

Спустя два года после смерти Петра Великого (в 1727 г.) появился первый наплавной мост через Большую Неву, соединявший дворцы, принадлежавшие генерал-губернатору А. Д. Меншикову: один на Васильевском острове (и поныне там), другой был на месте здания Сената и Синода.

Сооружение состояло из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом. В том же году Светлейший князь Меншиков подвергся опале и был выслан из Петербурга. Строение разобрали, а на его месте устроили перевоз. Постройку возобновили уже при Анне Иоанновне по ее указу в 1732 году — разраставшийся город остро нуждался в переправе. Наведенное наспех из подручных средств сооружение не выдержало шторма и его разметало по реке, а барки затонули. Но уже с 1733 года ежегодно весной мост наводили, а осенью убирали. Мост был разводным. Он был назван Исаакиевским в честь деревянной церкви, на месте которой впоследствии возвели Исаакиевский собор. Для прохождения мачтовых судов два его центральных пролета отводили в стороны.  Одновременно действовали лодочные перевозы через Неву: от Зимнего дворца, Галерного двора, Крюкова канала…

В 1850 году завершается строительство Благовещенского моста, и вскоре наплавной Исаакиевский мост переносят вверх по реке на ось Дворцового проезда и Биржевой площади. Переправа получает название Дворцовый мост, символично соединяя Зимний дворец, олицетворявший высший орган власти, и главную Биржу страны – магнатов российского бизнеса того времени.

Начиная с 1901 года, на протяжении 8 лет трижды объявлялся международный конкурс на создание в этом месте постоянного инженерного сооружения, разводная конструкция которого должна была соответствовать высоким техническим требованиям и «красоте вблизи расположенных зданий». Окончательный этап выиграл Анджей Павлович Пшеницкий – выдающийся архитектор, главный инженер Департамента управления мостами Санкт-Петербурга, окончивший Петербургский институт путей сообщения, автор многих проектов и участник строительства 43 мостов города.

Начало строительства датируется 1912 годом, оно затягивается из-за наводнения, повредившего недостроенную опору, и недостатка средств, уходивших на военные нужды. А плашкоутная переправа, до этого момента находившаяся здесь, вновь возвращается к первоначальному своему месту. Она служила до тех пор, пока кострами не поплыла по реке, вспыхнув ярким пламенем от искры проходившего парохода — в одной из барок хранился запас керосина для фонарей моста, бак с горючим загорелся, огонь, раздуваемый ветром, охватил все сооружение, тросы лопнули. Остатки конструкций относило течением к Благовещенскому мосту, и они тлели у его устоев.

Анна Ахматова так описывала происходившее: «… деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата — 11 июля 1916 года …»

Исаакиевский наплавной мост не стали восстанавливать — его приемником стал Дворцовый мост, открытый 23 декабря 1916 года. Мероприятие прошло на редкость скромно, не присутствовали городской голова и члены императорской семьи, — шла война, а неделю назад в Юсуповском дворце был убит их неофициальный духовный наставник Григорий Распутин. Да и сам мост не до конца был оформлен — временные настил и перила были деревянными. Чугунная ограда с простой советской символикой заменит их в 1939 году, а в ходе реконструкции 1967 года установят новый разводной механизм, поменяют настил и фонари.

За время своего существования строение прошло не одну реконструкцию, но старожилам Санкт-Петербурга памятны торжества, посвященные открытию обновленного моста в ноябре 1997 года. Залп пушек возвестил о начале празднования, на мосту танцевали пары в старинных костюмах, звучала музыка. Действо «Дворцовый мост зажигает огни» освещали не только огни фейерверка — состоялось открытие его художественной подсветки.

В период проведения последних ремонтных работ в 2013 году проезд и проход был открыт для транспорта и пешеходов.

Протяженность Дворцового моста составляет 250 м, 22-метровая проезжая часть разделена на 6 полос, а ширина его тротуаров (2,8 м) позволяет пешеходам полюбоваться замечательной панорамой достопримечательностей, расположенных на берегах Невы. Зимний дворец, Исаакиевский собор, Адмиралтейство находятся на левом берегу, а с противоположной стороны: Кунсткамера, Зоологический музей, Биржа, Петропавловская крепость – в едином завораживающем ансамбле предстают восхищенным взорам.

Красота кадров, сделанных днем в ходе пешеходной прогулки по Дворцовому мосту от Эрмитажа к стрелке Васильевского острова, уступает только ночной съемке с прогулочного кораблика. Разведенные крылья Дворцового моста сияют огнями и эффектно выглядят на фоне водной глади и архитектурных шедевров Северной столицы.

Где находится и как добраться

Дворцовый мост находится в историческом центре Санкт-Петербурга, вблизи Эрмитажа, Дворцовой площади и стрелки Васильевского острова.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • «Дворцовая площадь» (автобусы 7, 10, 24 и 191, троллейбусы 1, 7, 10 и 11);
  • «Университетская набережная д.1» (автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10, 11);
  • «Биржевая площадь» (автобусы 10 и 191, троллейбус 7).