Большой Обуховский мост

0
21

Общая информация

Большой Обуховский мост ознаменовал собой новый виток развития мостостроения в Санкт-Петербурге как воплощение достижений инженерной науки и современного дизайна. Символично, что переправу начали строить, вступая в новое тысячелетие, в 2001 году.

Впервые в городе дерзнули возвести над Невой неразводную конструкцию — подвесной вантовый мост. До его появления невские берега соединяли исключительно разводные мосты, построенные в XIX-XX столетиях.

Мост состоит из двух раздельных магистралей (по 4 полосы каждая), по ним автотранспорт движется в противоположных направлениях. На момент открытия (2007) – это был рекордсмен страны по длине (2884 метра), а также официально признанный обладатель самого длинного в мире судоходного пролета на одном пилоне (382 метра), с занесением данных в книгу рекордов Гиннеса.

Являясь третьим по высоте сооружением в городе (126 метров) после башни телецентра и шпиля Петропавловского собора, переправа при этом обеспечивает 30-метровый габарит для прохождения судов.

Первые подвесные мосты в Петербурге появились еще в позапрошлом веке. Выдающийся инженер Вильгельм Треттер возвел несколько таких мостов на Фонтанке и канале Грибоедова. До наших дней сохранились знаменитые Банковский и Львиный пешеходные висячие мосты.

Но для реализации этой идеи при создании переправы через крупнейшую водную преграду города нужны были технологии и материалы совершенно иного уровня. Мост через Неву должен был обеспечить требуемую транспортную нагрузку (пропускная способность современного Большого Обуховского моста составляет более 200 тысяч автомобилей в сутки).

Разработчики, ими были сотрудники ЗАО «Института «Стройпроект», проанализировали зарубежный опыт, рассмотрели десяток различных конструкций и остановили свой выбор на проекте вантового моста, в котором пролет поддерживается системой стальных тросов, закрепленных на пилонах. Решение превосходило другие варианты по экономической целесообразности, как наименее затратное в строительстве и последующей эксплуатации. Оно не требовало установки промежуточных опор, которые могли мешать судоходству, и, что немаловажно для Петербурга, силуэт сооружения гармонично вписывался в городской ландшафт.

Технология применения стальных тросов (вантов) в качестве арматуры уже имела место при возведении моста Александра Невского в 1960-х годах. Правда, в те времена научные достижения опережали материальную базу, и отсутствие надежных качественных материалов привело к нежелательным последствиям – тросы проржавели, мост начал преждевременно разрушаться, и только капремонт с заменой несущих частей обеспечил работоспособность сооружения.

Материалы для строительства Большого Обуховского моста поставляли отечественные производители, и только ванты – один из главных элементов надежности моста – закупили в Австрии.

Одной из самых больших трудностей в ходе строительства явилась необходимость возводить мостовой переход с двух сторон от берегов навстречу друг другу. По мере продвижения к центру моста, каждый новый блок прикручивали к пролету и тут же приваривали к нему очередной вант, который затем натягивали на пилон и закрепляли. «Отдельной эпопеей» назвали строители момент, когда раскачиваемые ветром пролеты, наконец, соединили воедино, повторно выровняли и закрепили окончательно.

Ходячий миф о том, что если хотя бы один вант лопнет, то разрушатся и все остальные и мост упадет – не более чем необоснованный ложный слух. Согласно расчетам и результатам стендовых испытаний даже повреждение трех соседних вантов не приведет к обрушению моста. Кроме того, техническое состояние всех вантов моста отслеживается в круглосуточном режиме и отображается на трехцветной шкале монитора. Зеленый цвет соответствует норме, желтый предупреждает об опасности, красный – свидетельствует о предельной нагрузке на вант. Поэтому, по заверению специалистов, построивших мост, ситуация неожиданного обрыва полностью исключена.

Название мосту определили сами жители региона путем голосования. В городе уже был Обуховский мост через Фонтанку, поэтому новому мосту дали имя по близлежащему району Обухово, дополнив его эпитетом – большой.

Где находится Большой Обуховский мост

Большой Обуховский мост соединяет Октябрьскую набережную с проспектом Обуховской обороны, по нему проходит граница городской черты, разделяя Невский район Санкт-Петербурга и Всеволожский район Ленинградской области. Мост является частью КАД (Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга).