Большая Хоральная Синагога

0
478
Фото интерьера Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге.
Интерьер Большой Хоральной Синагоги.

Иудаизм – одна из старейших религий, в которой находятся истоки христианства и ислама. Однако, в отличие от церкви, молитвенный дом иудеев – синагога – храмом не является. Согласно канонам веры иудейский Храм может быть возведен в единственном месте на земле – на Храмовой горе в Иерусалиме. Такой Храм существовал в глубокой древности, но был разрушен легионерами Древнего Рима. В ожидании «мессии», с приходом которого связывают возрождение Храма, рассеянные по миру евреи, исповедующие иудаизм, поддерживают «дух Храма» и сохраняют национальную самобытность в синагогах.

Термин синагога переводится как «Дом собрания» или «Дом учения». Таким образом, название культового иудейского сооружения подчеркивает его более широкое предназначение, чем просто молельный дом. Действительно, еврейская синагога одновременно с религиозными функциями включает элементы коммерческой, образовательной и общественной деятельности. Все эти задачи выполняет Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга – один из крупнейших духовных и культурных центров еврейской общины в России.

Историческая справка

Политика либерализации, проводимая Александром II во второй половине XIX века, затронула и евреев, расширив границы разрешенного проживания в Российской империи представителям высшего сословия. С 1859 по 1880 год вышел ряд указов, благодаря которым часть еврейского населения (купцы первой гильдии, отставные рекруты, ряд категорий ремесленников, а затем и лица с высшим образованием и учеными степенями), получила право проживать за чертой оседлости и даже в столице.

Приток евреев в Петербург был довольно значительным, так как состоятельные горожане прибывали с семьями, приказчиками, прислугой, а для духовных нужд приглашались раввины. Еврейская община быстро разрослась, ее численность достигла несколько тысяч человек, соответственно увеличивалось и число молитвенных домов.

1 сентября 1869 года вышло правительственное постановление с разрешением на постройку одной большой синагоги взамен разрозненных молелен. На решение вопроса о выделении участка, разработку проекта и строительство ушло 19 лет, еще около пяти лет продолжались работы по внутренней отделке залов.

И, наконец, в 1893 году, через 24 года после указа Александра II, Большая синагога была торжественно открыта для прихожан. К концу XIX века в синагогах Восточной Европы вошло в моду сопровождать традиционное канторское пение маленьким мужским хором (7-9 человек). Нововведение установилось и в Петербургской синагоге, отсюда название – «хоральная».

Вскоре при синагоге было создано Еврейское училище в построенном на пожертвования отдельном здании, а в годы первой мировой войны организован комитет помощи пострадавшим евреям.

Октябрьская революция не принесла ожидаемых перемен к лучшему: в революционном Петрограде прошли первые еврейские погромы, а в 20-х годах последовали репрессии. Синагога была официально закрыта в 1930 году, но через полгода вновь открылась и удивительным образом продолжала существование в годы антирелигиозной политики государства, когда культовые сооружения других концессий закрывались, их здания разрушались или отдавались под хозяйственные нужды.

В первую блокадную зиму в синагогу свозили умерших евреев и складывали во дворе, чтобы потом похоронить в братской могиле на Еврейском Преображенском кладбище. По тропинке, протоптанной в снегу от ворот до входа в здание, люди шли на молитву – в холодном зале синагоги жизнь не угасала, деятельность не прекращалась даже в самые суровые дни.

Послевоенные 50-е годы отмечены усилением давления властей и арестами еврейских активистов за сионистско-контрреволюционную деятельность. Антирелигиозные компании, развернувшиеся в следующее десятилетие, не обошли и еврейскую общину. В 1962-64 годах было запрещено хоронить на Еврейском Преображенском кладбище, а в синагоге не разрешалось выпекать ритуальное традиционное тесто – мацу.

На волне перестройки в конце 80-х годов началось возрождение активной деятельности. Так, например, Ленинградская синагога провела ряд концертов еврейской музыки в рамках фестиваля канторского искусства. Мероприятие прошло с аншлагом, стало знаковым – тысячи слушателей восприняли это как начало популяризации национальной культуры. В последующие годы постепенно были восстановлены образовательные и общественные функции духовного центра.

В 2013 году Петербургская синагога отметила свое 120-летие, были выпущены юбилейные медали. По случаю знаменательной даты раввин написал новый свиток торы и впервые в истории Петербурга произвел выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Архитектура здания и внутреннее устройство синагоги

Здание Большой Хоральной Синагоги в 1980 году было занесено в реестр памятников архитектуры государственного значения. Построенное в непривычном для Петербурга мавританском стиле, оно является оригинальным украшением Коломны. Именно в этом районе после долгих хлопот о выделении места под синагогу в январе 1879 года общине удалось приобрести участок А. А. Ростовского на пересечении улиц Большой Мастерской и Офицерской (теперь проспект Лермонтова и улица Декабристов) за 65 тысяч рублей.

В еврейской традиции не существует строгих предписаний по внешнему облику синагоги. Она может помещаться и в скромном помещении обычного дома, и в роскошном особняке любого архитектурного направления. Значение имеют те атрибуты помещения, которые позволяют сохранить внутренний смысл веры. К примеру, во время молитвы прихожане должны видеть небо, поэтому требование наличия окон в комнате является обязательным. Также необходим вестибюль, проходя через него, человек оставляет мирские помыслы и настраивается на молитву.

Разделение зала на мужскую и женскую части позволяет не отвлекаться от молитвы. В данном случае для женщин оборудован балкон на втором этаже.

Получив разрешение на строительство синагоги в Петербурге, правление общины объявило конкурс проектов и для избрания окончательного варианта привлекло специальное жюри, возглавить которое предложили известному русскому искусствоведу В. В. Стасову. Русский историк и либеральный критик Стасов, воодушевленный идеей создания небывалого культового сооружения и инициировавший дебаты в прессе, отдавал предпочтение восточному стилю, который подчеркивал бы национальный характер постройки.

Победил грандиозный проект, авторами которого были два архитектора: русский профессор Академии художеств И. И. Шапошников и первый еврей, окончивший эту же академию, Л. И. Бахман. Этот проект был признан самым лучшим и «даровитым», кроме того он не имел сходства ни с православной церковью, ни с мусульманской мечетью. Однако император не согласовал проект и наложил резолюцию с требованием сделать его скромнее. Это был удар не столько по карману (авторы согласились переделать проект бесплатно), а скорее по амбициям: резолюция «ставила на место» не в меру размечтавшихся членов общины.

После доработки проекта в 1883 году началось строительство под руководством архитектора А. В. Малова, заканчивал постройку архитектор Н. Л. Бенуа. Синагога строилась на пожертвования, ссуды банков и частных лиц. Наиболее весомыми были взносы барона Горация Гинзбурга и Самуила Полякова. И сегодня посетители Большого молитвенного зала могут видеть таблички с фамилиями меценатов, которыми отмечены именные места в первом ряду.

Строение венчает большой сферический купол. Терракотовый фасад украшен ризалитом, в нем вход, оформленный порталом с аркой и парными колонами. Территорию окружает каменный забор с ажурной кованой оградой.

Внутреннее убранство отличается симметрией, большое впечатление производит роспись потолков и стен, витражи на окнах, необычный рисунок паркета. Главный зал, украшенный колонами, – двухсветный, практически весь заполнен скамьями для прихожан. В восточной части богатый занавес скрывает шкаф, в котором хранятся священные свитки. В центре установлен помост, с которого читается Тора.

Удивительной акустикой отличается вестибюль: каждое слово, сказанное шепотом, будет услышано у противоположной стены, а в центре звук усилится многократно.
Раз речь зашла об акустике, нельзя не упомянуть, что в синагоге установлен орган, произведенный в Чикаго. Еще один замечательный предмет интерьера – серебряная люстра Большого молельного зала.

Жизнь синагоги в настоящее время

Исторически так сложилось, что для рассеянных по всему миру еврейских общин синагога стала центром политической и культурной жизни древнего народа в изгнании. Большая Хоральная Синагога Петербурга не является исключением.

Прежде всего – это место общественной молитвы, которой в иудаизме придается особое значение, и проведения традиционных обрядов: обрезание, выкуп младенца, обряд совершеннолетия, бракосочетания и других. Синагога Санкт-Петербурга активно участвует в различных аспектах жизни своих прихожан, о чем свидетельствует разделение прихода на составные части:

• Малая синагога, в которой проходят утренние и вечерние службы, с молитвами и чтением Торы. К древним временам восходит обычай в субботние и праздничные дни проводить лекции на темы недельной главы или читать отрывок, посвященный празднику.
• Миква – ритуальный бассейн для погружения в «естественные воды» с целью очищения. Согласно религиозным представлениям ежемесячный ритуал обязателен для каждой замужней прихожанки и является залогом здорового продолжения рода в семьях.
• Магазин «Кошер» и ресторан «Лехайм». Эти заведения обеспечивают питание в соответствии с канонами религии и культурными традициями народа.
• Служба знакомств. Обязательным условием для вступления в клуб является наличие «еврейских корней» по материнской линии. Таким лицам предоставляются услуги по созданию семьи с представителями своей национальности.
• Школа и библиотека. Согласно древним традициям при синагоге существует школа по изучению Торы, кроме того детям и подросткам преподают иврит и английский. Книги из библиотеки доступны всем. Покупка книг для библиотеки считается благочестивым поступком.
• Правление синагоги избирается общиной и располагает средствами для помощи тем, кто в ней нуждается: дает ссуды, устраивает приезжих на ночлег, проводит благотворительные завтраки и обеды в бесплатных столовых, обеспечивает малоимущих, больных и пенсионеров продуктовыми наборами, лекарствами, медтехникой и т.д.
• В отделе туризма можно заказать экскурсии по Синагоге или обзорную экскурсию по городским объектам, связанным с историей еврейского Петербурга.

Попасть в синагогу с экскурсией может каждый желающий ежедневно, за исключением субботних дней и еврейских праздников. В ходе экскурсии можно узнать историю петербургской синагоги, познакомиться с особенностями ее символики и архитектуры, получить сведения о ее раввинах и меценатах, а также о законах и традициях иудаизма, об истории создания еврейской общины и услышать, чем живет она в наши дни. В день «Открытых дверей» проводятся интересные тематические лекции.

Где находится и как добраться

Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга находится по адресу: Лермонтовский проспект, 2 — на пересечении с улицей Декабристов.

От ближайшей станции метро «Сенная площадь» (или «Садовая») сюда можно доехать на маршрутке  № 1.

От станции метро «Адмиралтейская» можно добраться на автобусах № 3, 22.